Факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»,
10 класс
Модуль 1 «В мире педагогической профессии»
Тема: «Диалог поколений: профессия учителя вчера, сегодня, завтра»
Подготовила и провела: Шарилова Инна Леонидовна, учитель начальных классов ГУО «Гимназия г.Мстиславля»
Вводная часть
Цель: популяризация профессии учителя.
Задачи: продолжить формирование у учащихся представления об особенностях учительского труда, педагогической деятельности;
способствовать развитию у учащихся интереса и осознанной направленности на педагогическую деятельность;
содействовать воспитанию чувства уважения и признательности к учителям разных поколений.
Форма проведения занятия: круглый стол.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, игра в ассоциации, упражнение «Алфавит», упражнение «Напиши объявление».
Оборудование: программа проведения занятия, кленовый лист как символ многогранности учительского труда, сувениры учителям-ветеранам, мультимедийная установка, шкатулка с вопросами, советы, распечатанные на разноцветных листах бумаги.
Класс красочно убран, оформлен рисунками «Мой любимый учитель», «Учительница первая моя», фотографиями учителей-ветеранов.
Занятие рассчитано на два часа.
Ценность предложенной идеи: содействие единению, преемственности поколений в великом и благородном деле – воспитании будущих поколений.
Рекомендации по использованию: разработанное занятие может быть использовано на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию» в 10 классе, а также при проведении классных часов профориентационной направленности.
Содержательная часть
В классе собираются участники диалога. Группа ребят встречает их, вручает программу встречи-диалога. Звучит музыка песни М.Матусовского и И.Дунаевского «Школьный вальс». Встречу открывают учащиеся педагогического класса. У каждого участника лежит кленовый листок-символ занятия.
Основным ведущим круглого стола является учитель.
I. Организационно-мотивационный этап. Приветствие гостей учащимися педагогической группы
Учащиеся показывают сценку «Новый учитель»
В классе сидят ученики, девчонки красятся, листают журналы, мальчишки разговаривают.
В класс заходит невысокий худенький очкарик.
— О, новенький!
— Опять, небось, ботаник!
— Это уж как пить дать! Я таких, как он, за версту узнаю!
— А он ничего, симпатичный...
— Тебя как звать-то?
— Иванов Иван Иванович.
— Ванюха, значит. А меня — Светик. Держи корягу!
Очкарик смешался, покраснел и стал снимать очки. Света, снисходительно улыбаясь, убрала руку.
— Ой, девочки, стеснительный.
— Очкариков мы любим!
— Ребята, это, наверное, Витьки Иванова братан, того, который учился с нами!
— Витюха — деловой мужик, он меня ушами научил шевелить.
— А ты тоже умеешь?
— Нет, не умею!
— Ты, собственно, откуда к нам прихилял?
— Я, собственно… из учительской прихилял. Учитель я… Буду у вас физику преподавать. Здравствуйте, дети!
1-й ведущий.
Если бы не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
2-й ведущий.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы.
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен,
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.
В. Тушнова
- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие учителя!
II. Вступительное слово учителя
Сегодня наш разговор пойдет о профессии учителя, которая, с одной стороны, является массовой, всем известной, с другой стороны, по ряду причин утратила свой престиж. Попытаемся найти ответ на вопрос, который волнует многих, зависит ли престиж профессии человека от него самого.
Все вы когда-либо играли в ассоциации. Давайте вспомним условия игры. Я называю слово, а вы продолжаете цепочку ассоциаций. Например, к слову «детство» можно предложить следующие варианты ассоциаций: радость, беззаботность, веселье, манная каша, любимая игрушка, парное молоко …
Итак, ваши ассоциации к слову «учитель». Ученики предлагают свою цепочку ассоциаций.
Добрый, умный, справедливый, нужный преданный и надёжный друг, тактичный, понимающий.
Несомненно, каждый из вас прав по-своему, одно отрадно, что со словом «учитель» у всех людей на земле связаны самые трепетные воспоминания: первый учитель, любимый учитель, самый справедливый учитель...
Узнать подробнее, какой была профессия учителя 35-40 лет назад, что изменилось в наше время в учительской профессии и есть ли, по-вашему, у профессии учителя будущее? Вот вопросы, которые интересны участникам сегодняшней встречи.
Высказать свое мнение вы сможете в импровизированной студии ГУО «Гимназия г.Мстиславля», поучаствовав в заседании круглого стола на тему: «Диалог поколений: профессия учителя вчера, сегодня, завтра».
III. Представление гостей и участников диалога
Есть в жизни один волшебный порог, который никто не может переступить равнодушно. Это - порог школы. Пусть человек уже в возрасте, всё равно он не без робости переступает школьный порог. А, переступив, сразу вспомнит о своём школьном звонком детстве, об учителях. Наверно справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает своих духовных наставников – учителей.
Участие в нашем диалоге сегодня принимают учителя-ветераны, опытные и молодые учителя, работающие в современной школе, и учащиеся педагогической группы, которые, возможно, тоже свяжут свою жизнь с учительской стезёй.
Есть такое понятие «ставить на крыло». Так говорят о птенцах, которых учат летать. Невозможно сосчитать, скольких воспитанников «подняли в небо» наши наставники, ветераны педагогического труда, распахнув для них горизонты возможностей, вложили частицу своей души, нравственного и жизненного опыта. И сегодня Вы продолжаете верить, любить и помнить своих учеников. А для тех, кто сейчас сидит за партой, во многом являетесь идеалом ответственного отношения к обществу и родному Отечеству, бесконечной доброты к близким и своим ученикам.
Ветераны педагогического труда:
Моисеенкова Зинаида Павловна, учитель начальных классов;
Федорова Валентина Михайловна, воспитатель ГПД;
Шинкарёва Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Обращение учащихся к ветеранам педагогического труда
Ведущий 1:
Ваш скромный труд цены не знает,
Ни с чем он не сравним!
И все с любовью величают
Вас именем простым –
Учитель. Кто ж его не знает,
Простое имя это,
Что светом знаний озаряет
Живую всю планету!
Мы в Вас берём своё начало,
Вы нашей жизни цвет!
И пусть года, как свечи, тают,
Нам не забыть Вас, нет!
Ведущий 2:
О, если б можно было просто рассказать о Вас,
О педагогах прошлого столетия.
То можно было б книгу написать.
И акварелью в красках описать
Всю вашу жизнь и ваше долголетие.
Сегодня здесь присутствуют учителя настоящего и будущего. За плечами не один десяток лет работы в школе, тысячи звонков на урок и с урока, сотни судеб, за которые в ответе не только в стенах школы, но и всю жизнь. Ведь что заложишь в ученика, то и получишь спустя даже столько лет. Ведь какое счастье для любого учителя, когда в своих бывших учениках видишь хороших людей и грамотных специалистов.
Ныне работающие учителя:
Сокол Анна Михайловна Михайловна, заместитель директора по УР,
Фомина Елена Валентиновна, начальных классов,
Анюховская Елена Николаевна Николаевна, учитель начальных классов.
Молодые специалисты
Молодой специалист. Интересное словосочетание. С одной стороны, это специалист, а с другой – молодой, значит «зелёный», ничего не умеющий. Можно сказать: выучился, работай. Набирайся опыта, набивай синяки и шишки, пройдёт год, другой – научишься. Всё верно, если работаешь с техникой, но с учителем всегда живые люди – дети. Они не могут ждать, когда ты повзрослеешь, наберёшься опыта. Им ты нужен умный, добрый, весёлый, мудрый здесь и сейчас. Им не важно, что тебе самому от силы 20-23 года.
Ученик:
Да… Тяжела учителя работа,
И порой приходится сперва
Потрудиться до седьмого пота,
Чтоб достичь вершины мастерства.
Дудакова Светлана Александровна, учитель английского языка, стаж работы 1 год;
Осипенко Мария Владимировна – педагог-психолог, стаж работы – 1 год.
Ученик: Дорогие молодые педагоги! Книга вашей профессиональной жизни всё ещё пишется, и мы надеемся, что это получится солидный фолиант с богатым содержанием. Но уже сейчас мы догадываемся, что благодаря Вам эта книга будет такой же доброй и мудрой. Как и Вы, она будет проникнута светом знания и душевным теплом, которым Вы искренне делитесь с детьми. А ещё в ней не будет пренебрежения мелочами и незначительными событиями. Надеемся, что эта книга будет достойна вашего имени.
Учащиеся 10 класса (педагогическая группа)
Ученик: Учительский коллектив нашей гимназии молодеет с каждым годом. Вот и сегодня, я очень на это надеюсь, с вами учителя будущего. И скоро мы придём в школьную семью и прочно займём место за учительским столом. Мы ещё многого не знаем. Поэтому и хотим попросить у Вас, опытных учителей, помощи. Пусть сегодня Ваши добрые слова, напутствия, пожелания, советы помогут нам стать в будущем настоящими учителями.
IV. Интерактивный диалог
Для того, чтобы вы, ребята, немного познакомились поближе с гостями, я предлагаю участникам озвучить нам:
Кем каждый мечтал стать каждый из вас в детстве? (Отвечают гости)
А родители ваши предполагали, что вы станете…. Кем? (Отвечают гости)
Ваши интересы, мечты и устремления в 15-16 лет? (Отвечают гости)
Когда вы точно решили, что будете учителем? Кто или что повлияло на ваш выбор? (Отвечают гости)
Каким был учитель вчера, а какой он сегодня?
В чём состоит, на Ваш взгляд, главная проблема работы учителя?
Скажите, пожалуйста, в вашей педагогической деятельности чего было больше: удовлетворения или разочарования?
Каким должен быть учитель, чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение, как у учеников, так и у родителей?
Возможные вопросы:
Сильно ли вас огорчает нынешняя молодёжь?
Были ли у вас трудности с учителями, когда вы сами учились в школе?
Были ли у вас любимчики в классах?
Часто ли вы писали записки родителям о плохом поведении их детей?
Как вы относитесь к шпаргалкам?
Ваше мнение по поводу ЦТ?
Использовали ли вы в своей педагогической практике указку как холодное оружие?
Вспомните о самом смешном случае из вашей школьной жизни (или педагогической практики).
Какое качество педагога вы поставили бы на первое место?
Сколько выпусков было в вашей жизни?
Если вам плохо, как вы справляетесь с таким настроением?
Что мешало вам учиться, когда вы были учениками?
Часто ли опаздывали на уроки?
Как вы реагировали на ученика, заснувшего на вашем уроке? Или отреагировали бы, если такой случай произошёл?
Что бы вы могли посоветовать и пожелать будущим педагогам?
Как вы оказались в профессии?
Какие черты характера необходимо иметь учителю, который придёт в школу завтра?
В чём же суть профессии учителя, чем притягивает эта работа?
V. Педагогические династии
Учитель: Мир профессий разнообразен. Каждая профессия по-своему трудна и интересна, важна и необходима. Одна из первых профессий, с которой встречается маленький человек, - это учитель. Быть учителем – это судьба. Она огнём зажигает сердца, теплом согревает души. Только с таким отношением к собственной профессии можно отдавать этому нелёгкому делу 30-40 лет. Только настоящую любовь к своей профессии можно передать своим детям и внукам.
Ученик: В народе говорят, что жизнь прожита не зря, если ты вырастил сына, построил дом, посадил дерево. Но если ты не просто вырастил сына, дочь, внука, а ещё и передал им дело своей жизни – профессию, то по праву можешь считать себя состоявшимся человеком.
Учитель: Педагог - это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным - здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути.
VI. Молодое поколение
Каждое новое начинание имеет свои корни, свою историю. Дорогие десятиклассники, у вас есть уникальная возможность в нашей студии обратиться к молодым педагогам.
Возможные вопросы учащихся:
- Ваши первые впечатления от встречи с вузом.
- Чем запомнилась вам первая сессия? Было ли трудно?
- Какие предметы вам читали? Что показалось самым интересным?
- Как вы проводили свободное время после занятий?
- Приобрели ли какие-нибудь новые знакомства?
- С каким настроением приезжали на сессию и уезжали домой?
- Где вы жили во время сессии?
- Какой должен быть педагог сегодня?
- Как Вы себя чувствуете в роли учителя в нашей школе, ведь совсем недавно Вы сами были ней ученицей?
- Вы пришли в нашу школу из другого района. Как Вас приняли в нашем районе и в нашей школе?
- Видите ли вы перспективы учительской профессии? Можно ли сделать карьеру в профессии учителя?
Учитель: Выпускники нашей гимназии также являются студентами педагогических вузов. Надеемся, что и в этом учебном году ряды будущих педагогов пополнят и наши выпускники.
VII. Современный учитель глазами учащихся
Учитель – это больше, чем профессия. Учитель учит, воспитывает, развивает человека. Учитель по большому счёту в ответе за жизнь на Земле. Учитель создаёт завтрашний образ, завтрашний лик нашей планеты.
- Каким вы представляете современного учителя?
- Настоящий учитель может быть несовременным и неинтересным?
- От чего зависит успех учителя и его учеников?
- Учитель – это профессия или призвание?
- Учитель – это профессия вне времени или нет?!
Все-таки учитель – это и призвание и профессия, это судьба. Эти понятия наиболее полно выражают глубокую суть учительского труда. Учитель – это тот, кто ведёт нас сквозь годы детства, отрочества и юности, засевая наши души крупицами добра, справедливости, веры, надежды и любви.
Учитель: Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени, в котором живет. Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности профессии — УЧИТЕЛЬ.
Ученик:
Учительское Сердце… Ну с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?
С пучиной морскою, что дремлет сотни лет?
Ученица:
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: «Стучи!»
Учительское Сердце – НАДЕЙСЯ, ВЕРЬ, ЛЮБИ!
VIII. Портрет учителя будущего
Учитель – самая древняя и уважаемая профессия, которая за множество веков существования не утратила своей значимости в обществе. Профессия, которая со временем только усилила свою власть над людьми.
Давайте попробуем создать портрет учителя будущего.
Гости – упражнение «Алфавит» - «Учитель».
10 классс – упражнение «Напиши объявление» - «На работу требуется педагог».
Работают в группе, а затем представляют составленный вариант.
Варианты выполненных заданий.
Упражнение «Алфавит»
Упражнение « Напиши объявление»
Учитель – профессия вне времени, потому что учителя были, есть и будут всегда. И никакие новые технологии, интернет, дистанционное обучение не заменят живого общения, душевных разговоров. Ведь учитель – путеводная звезда, которая помогает ученику найти свою дорогу к цели.
IX. Шуточная викторина для настоящих и будущих учителей
(Ведущие по очереди читают вопросы викторины)
Работе каких специалистов всегда мешают перемены? (Учителям).
Шутят, что представитель этой профессии обладает «лучшими качествами дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу». О какой профессии идет речь? (Учитель).
Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя)
Девизом каких профессионалов может стать строка из песни: «Я в сотый раз опять начну сначала, начну сначала, всё начну с нуля…»? (Педагогов, которые принимают новый набор учеников).
Какая буква, приблизившись к любому самому хорошему учителю, очень плохо на него влияет? (Буква «М»: учитель – мучитель).
Каким итальянским словом, в переводе означающим «учитель», часто называют музыкантов и композиторов? (Маэстро).
В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы – педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики? (Калькулятор)
В российском букваре XVII века гравюра изображала учителя в классной комнате за этим воспитательным процессом. Каким? (Порка).
Назовите педагога, посвятившего поэму беспризорникам? (Макаренко А.С., написавший «Педагогическую поэму»).
В 1762 году учитель Джон Спилсбери наклеил карту Англии на картон и разрезал на кусочки. Так появилась игра, тогда предназначенная для обучения географии. Назовите эту игру, в которую теперь играет каждый ребёнок. (Пазлы).
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и учителя математики? (Без дроби).
Диктатор – это учитель… По какому предмету? (Учитель русского языка, ведь именно он диктует диктанты).
Почему у учителей информатики хронический насморк и кашель? (Потому что подолгу сидят перед распахнутыми окнами операционной системы «Windows»).
Почему руки учителей информатики очень любят лизать кошки? (Потому что они у них пахнут «мышкой»).
У каждого в шкафу свой скелет. О каких учителях эта поговорка? (Об учителях биологии).
Вставьте пропущенное слово в афоризм Аристотеля: «Ничто так прочно не запоминают ученики, как … своих учителей».
а) наряды; б) уроки; в) ошибки; г) улыбки.
Как преподаватель должен объяснять материал урока учащимся?
Заносчиво Доходчиво
Усидчиво Бегло
К какому учителю-предметнику надо обращаться «Ваше преподобие» или «Ваше степенство»?
(К учителю математики, ведь это он – специалист по подобию треугольников и степенным функциям).
X. Штрихи к биографии
Мы сегодня больше рассуждали о современном учителе, об учителе будущего, но нет будущего без прошлого. Не состоится учитель будущего без надёжного наставника, без помощи и подсказок учителей-ветеранов, потому что именно они прослужили на поприще учительства долгие и долгие годы. Ежедневный кропотливый труд, профессионализм, любовь к детям вели Вас по нелегкой, но интересной дороге учителя.
Мы живём в XXI веке, когда человечество шагнуло далеко вперёд. Сегодня фантастика становится реальностью. Полётами в космос никого не удивишь. Современные мальчишки не мечтают стать моряками или космонавтами, всё больше представляют себя бизнесменами или менеджерами. Но нам нужны и врачи, и учёные, и водители. А готовят их всех к самостоятельной жизни учителя.
Ученик: Спасибо вам, учителя, Ведь заняты вы делом самым важным. На вас издревле держится земля, Вы для нее растите юных граждан.
Учитель:
Идут года. Вращается Земля.
Растят учеников учителя.
Их мудрый взгляд и добрая рука –
Учебник главный для ученика.
Бессмертно дело. Непрерывна нить.
Придут старейших юные сменить.
И примут на оставленном посту
Учителей надежду и мечту.
И потому так заповедь крепка:
«Учитель, воспитай ученика!»
- Поэтому нашу встречу хотелось бы закончить словами педагога-новатора Ш.Амонашвили, который отразил высокое предназначение учителя в стихотворении «Я – Учитель».
Стихотворение читают по одной строчке (по кругу)
Я – Учитель.
Я – Любовь и Преданность, Вера и терпение.
Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.
Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство.
Я – Идущий и Дарящий, Нищий и Богатый.
Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник.
Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни.
Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.
Я – Улыбка будущего и Факел Сущего.
Я – Учитель от Бога и Соработник Бога.
Ученик: Учитель - чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.
Учитель: Подошёл к концу наш душевный разговор. Мне вспоминается когда-то давно прочитанный рассказ, заставивший задуматься о профессии учителя. Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: «Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть». И огонек этой свечи погас. Вторая сказала: «Я – вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Подул легкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – любовь. У меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких». И эта свеча угасла. Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: «Что Вы делаете? Вы должны гореть. Я боюсь темноты». Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: «Не бойся и не плачь. Пока горю я – всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я – надежда».
Дорогие педагоги, которые работали вчера, которые учат сегодня, которые будут воспитывать завтра, я хотела бы пожелать Вам спокойствия, веры, любви и надежды.
Ученик: Позвольте от всего сердца пожелать вам здоровья, счастья, душевного равновесия и от всего ученичества примите наш музыкальный подарок и сувениры.
XI. Рефлексия
«А напоследок я скажу…»
Необходимо, чтобы каждый кратко высказался о своих впечатлениях от занятия, о том, что ему было интересно, как работалось, какое настроение.
Каждому участнику круглого стола предлагается на кленовом листке-символе написать пожелание, озвучить, обменяться и сохранить на память о встрече поколений.
Звучит песня М.Матусовского и И.Дунаевского «Школьный вальс» в исполнении всех гостей встречи.
Фотография на память