Педагогическая диагностика
развития школьников на уроках цветоводства и декоративного садоводства по показателям учебной деятельности и социализации.
Балльная оценка как результат педагогического наблюдения выставляется на начало и конец учебного года. Содержательная предпосылка для оценивания разбита на пять уровней.
Балл «5» ставится за
- правильное и прочное усвоение трудовых приёмов;
- умение правильно применять полученные знания во всех случаях практической
работы;
- проявление самостоятельной инициативы в работе;
- полное соответствие качества выполняемой работы, требованиям программы;
- выполнение работы в установленный срок.
Балл «4» ставится за
- правильное и достаточно полное усвоение требуемых трудовых приёмов;
- умение правильно, без особых затруднений применять приобретённые знания;
- умение проявлять достаточную самостоятельность в работе, но в отдельных
случаях, например, при выполнении сложных работ, допускается с помощью
учителя.
Балл «3» ставиться за
- правильное усвоение основных трудовых приёмов;
- умение правильно применять приобретённые знания в практической работе, но с
некоторыми ошибками;
- умение самостоятельно работать, но с некоторыми затруднениями,
преодолеваемыми с помощью учителя;
- соответствие качества выполняемой работы установленным требованиям после
дополнительных исправлений, переделок;
- выполнение заданий в более длительный срок.
Балл «2» ставится за
- слабое и не прочное усвоение значительной части основных трудовых приёмов;
- грубые или часто повторяющиеся в практической работе ошибки;
- неумение работать самостоятельно;
- несоответствие качества выполняемой работы установленным требованиям;
- выполнение работы позднее указанного срока.
Балл «1» ставиться за
- неусвоение основных трудовых приёмов;
- отсутствие знаний, необходимых для практической работы, или же неумение
применять их на практике;
- выполнение работы со значительным числом грубых ошибок, даже при
постоянной помощи учителя;
- несоответствие качества выполняемой работы установленным требованиям;
- крайне медленное выполнение работы, небрежное отношение к работе и
отсутствие культуры труда.
Для заполнения предметной диагностической карты на уроке «Цветоводство и декоративное садоводство» каждая позиция Карты оценивается учителем с помощью специально разработаны анкет, по наблюдению за действиями школьников на практических занятиях, по ответам учеников на урока, согласно результатам самостоятельно выполненных исследовательских работ школьников на учебно-опытном участке и в классе, в диагностически направленных беседах с учениками, учителями-предметниками и родителями.
Первые две позиции Карты («отношение к предмету», «желание учиться») учитель оценивает по анкетному опросу в течении учебного года. Анкеты выдаются школьникам с 5-го по 9-й классы: анкеты №№1 и 2 – 5, 6 классам, а анкеты №№ 3 и 4 – 7, 8 и 9 классам.
Анкета №1.
Какие цветы ты хотел бы выращивать в цветнике?
Нравится ли тебе работать в цветнике?
Какую работу не любите выполнять на участке?
Что полезного мы делаем на уроке?
Какие цветы ты выращиваешь на участке дома?
Зачем выращивают цветы?
Зачем высаживают деревья и кустарники на участке?
Анкета №2.
Нравятся ли тебе уроки цветоводства и декоративного садоводства?
Что не нравится в уроке?
Что нужно изменить учителю в уроке?
Что интересного в кабинете цветоводства?
Что больше нравиться в уроке: теория, практика?
Что бы ты изменил в уроках?
Пригодятся ли тебе знания, полученные на уроках цветоводства и декоративного садоводства в жизни? Почему ты так думаешь?
Анкета №3.
Нравится ли тебе работать в цветнике?
С каким инвентарём любишь работать?
Нравится ли тебе обрабатывать почву?
Какие цветы тебе нравятся?
Какие кустарники и деревья ты хотел бы посадить у себя на участке?
Что нужно изменить на территории школы?
Какие виды работ мы выполняем на территории школы по уходу за растениями.
Анкета №4.
Какие профессии ты знаешь?
Какая профессия тебе нравится?
Навыками, каких профессий овладевают учащиеся у нас в школе?
Кем бы ты хотел быть по профессии?
Какой профиль обучения в нашей школе тебе нравится? Почему?
Какой профиль трудового обучения тебе не нравится? Почему?
Каким должен быть учитель трудового обучения на твой взгляд?
«Переживание успеха и неудач» учитель оценивает на основании длительного наблюдения за обучающимися на уроках и практических занятиях.
«Выполнение требований и рекомендаций учителя» оценивается как способность школьника понять инструкцию, задание учителя, проявить волю и настойчивость в произвольной регуляции деятельности, навык самоорганизации, активность в приобретении опыта комбинаторики, желание соответствовать заданным нормам и способность к самостоятельному труду.
«Умение анализировать учебную информацию», «Умение выделять главное», «Умение объяснять понятия», «Умение сравнивать», «Усвоение теоретических знаний» - эти позиции Карты учитель оценивает в урочном процессе по результатам учебной деятельности школьника. В процессе уроков при устных письменных опросах обучающихся, фронтальных и индивидуальных беседах, в дифференцированных формах организации учебной деятельности, при выполнении школьниками творческих заданий учитель получает достаточную информацию для оценивания развития обучающихся по данным позициям диагностической Карты.
«Самостоятельное планирование работы» и «Самоконтроль» являются универсальными показателями интеллектуального развития школьника. Диагностика развития мышления по этим показателям наиболее эффективна на уроках цветоводства и декоративного садоводства. Эти позиции Карты являются информативными для всех учителей-предметников. Учитель использует элементы проектной деятельности, процесс и результаты которой являются яркими показателями развития интеллекта обучающихся.
«Применение теоретически знаний в практической работе» является значимым показателем глубины освоения предметного знания, а в контексте данного вида продуктивной деятельности – показателями общего развития. Используемый школьником перенос обобщённого знания в конкретно-предметный план действий свидетельствует о развитии общеучебных умений и обнаруживает развитие способности к продуктивной переработке информации коррекцию высших психических функций, актуальных для данного вида деятельности.
«Словарь» является показателем развития высшей воспроизводящей психической функции – речи. Речевое развитие школьников является наиболее трудной задачей КРО. На уроках и в практических взаимодействия с учителем школьник ставится учителем в условия обязательного использования речевого общения. На уроках разбираются специальные термины этой деятельности, соотносятся современные и этнографические названия инструментов и трудовых операций, осваиваются специфические понятия, включённые в проектную деятельность. Школьники ведут словарь специальных терминов и понятий, по учебным темам обучающиеся составляют кроссворды, меморины, готовят материал, отражающий сезонные, климатические, географические и другие особенности цветоводства и декоративного садоводства. На уроках учитель организует коллективное обсуждение проблем цветоводства и декоративного садоводства, рассуждает с обучающимися о различных жизненных ситуациях по поводу предмета для расширения кругозора и закрепления функционального значения изученных слов.
Предметная диагностическая карта.
Предмет: цветоводство и декоративное садоводство. Учитель: .
Ф.И.О. учащегося: | Классы | |||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Отношение к предмету |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Желание учится |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переживание успехов и неудач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение требований и рекомендаций учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение анализировать учебную информацию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение выделять главное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение объяснять понятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение сравнивать понятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Усвоение теоретических знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное планирование работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоконтроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Применение теоретических знаний в практических работах |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Словарь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|