Делу время - потехе час

Разработка может быть использована на уроках родного русского языка

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя: Дидык Наталья Викторовна

Предмет: русский родной язык

Класс: 2

Дата: 27.11.19

Тип урока: изучение нового материала

Тема

Делу время – потехе час.

Цели


Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся названиями предметов. которые использовали в старину; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат

Познавательные УУД – формировать умение употреблять разные названия предметов в обычной речи;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Уметь соотносить названия .предметов с их назначением, формой, цветом, употреблять в речи фразеологизмы.

Основные понятия

Пословица, поговорка

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, литературное краеведение, история

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Родной русский язык. 2 класс, учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ О.М.Александрова и др. – М. Просвещение, 2019. – 144 с.: ил


- лист самооценки

- презентация к уроку



Организация пространства

Групповая работа


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.




Организует эмоциональный настрой на урок.


Уточняет рамки оценивания.



Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели. (Слайд 1)


- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

-Откройте тетради и запишите число, классная работа (Слайд 2)

- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:


(Слайд 3)

Зелёный– справились

Жёлтый – требуется помощь

Красный – не справились

Вспомните правила работы в группе.


Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(4 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Работают с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку.



С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.



.

Организует формулирование темы урока учащимися.






Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: Час, время, делу, потехе

2 группа: Дело, кончил, смело, гуляй

3 группа: Час, шутке, а, минутка, делу

4 группа: Хорошо, и , после, погулять, дела


Учащимся нужно расшифровать свою запись.

(Слайд 4)

1 группа: Делу время - потехе час

2 группа: Кончил дело – гуляй смело

3 группа: Шутке минутка, а делу –час

4 группа: После дела и погулять хорошо


- Как вы думаете, о чём эти пословицы?

(О том, что нужно не только работать, но и отдыхать)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы)

Уметь работать в группе, составлять пословицы



Познавательные УУД 

Составлять предложение из слов

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональ-

ное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

(20 мин)

Цели:

- организовать работу по определению материала, из которого сделаны игрушки



Работа с учебником.














Учатся находить главные и существенные признаки
























Учатся находить в тексте нужную информацию




















Учатся объяснять фразеологические обороты











Выполняют физминутку






















Учатся находить главные и существенные признаки



Организует работу группы со словарем.













Организует выбор главных и существенных признаков.

























Организует работу с текстом






















Организует работу по осмыслению фразеологичиз-мов и даль- нейшем использовании их в речи.








Организует выполнение физминутки





















Организует выбор главных и существенных признаков.


Да, сегодня мы будем говорить о труде и отдыхе.

(Слайд 5)

Тема нашего урока:

«Делу время – потехе час»

- Какие цели мы поставим на урок?

(Слайд 6)

-Цель: 1. Узнать, в какие игры играли в старину?

2.Из чего делали игрушки?

3.Какое название было у игрушек и почему они так назывались?

А как вы отдыхаете?

(гуляем, играем в игры, смотрим телевизор…)

Хорошо. У вас есть любимые игрушки, которые вы нарисовали дома.
Ваши игрушки сделаны из разного материала ( упр.1 стр.41)

В старину игрушки делали из дерева, глины, бересты, соломы, лоскутков.

(Слайд 7)

-Сейчас игрушки делают из дерева, пластмассы и других материалов.

Ваша задача назвать игрушки по-другому:

Игрушки из дерева – деревянные игрушки

игрушки из глины - …(глиняные)

игрушки из бересты -… (берестяные)

игрушки из соломы - … (соломенные)

игрушки из резины -…(резиновые)

игрушки из пластмассы - … (пластмассовые)

(Слайд 8)

Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какая игрушка спрятана у меня в сундучке:

Интересная игрушка

Одноногая вертушка

Зажужжала, как пчела

Быстро крутится (юла)

-Правильно, Мы поговорим о юле.


Я вам сейчас раздам игрушки, Подумайте и обсудите, как могли называться эти игрушки в старину.


-Молодцы.

(Слайд 9)

В старину подобные игрушки называли так:

Вертушка, кружилка, точка, ленивец, кубарик или кубарь, волчок.


У каждой группы на столе лежат тексты.(упр.2 и 3). Ваша задача, найти и выписать слова, которые называют действия юлы и кубаря

(дети работают)

-Сравните слова. Есть ли у них что-то общее.

(Слайд 10)

Юлила набирал

жужжала замедляет

спала вздрагивает

спрыгнет валится

пройдётся замирает

крутится

подпрыгивает

передвигается.

-Можно ли «слова кубаря» отнести к юле, а «слова юлы» - к кубарю?

Почему?

- Оцените, как справилась с этим заданием ваша группа?


Упр.5.

Допишите предложение (если вы забыли, можно перечитать стихотворение)


Саша летела стрелой, а Никита -… (кубарем)

-Какое предложение у вас получилось?

Как вы понимаете выражения «летела стрелой» и «скатился кубарем»

(Слайд 11)

Лететь стрелой – быстро, стремительно.

Скатиться кубарем – кувырком.

Оцените, как группа справилась с заданием?


(Слайд 12)

ФИЗМИНУТКА

Ю. Мориц «Попрыгать, поиграть»

Стоит в лесу избушка,
А в ней живёт Петрушка,
К нему идёт зверюшка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи и бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и то же-
Попрыгать-поиграть!


Продолжим знакомиться с названиями других игрушек.


Упр.8 (Слайд 13)

Рассмотрите рисунки. Найдите по 2 названия к каждой игрушке.

Запишите в тетрадь

(Слайд 14)

Ванька-встанька – неваляшка,

плясун – дергунчик,

вертушка –ветерок


-Как вы думаете, почему у одного предмета может быть несколько названий.


В названии любого предмета можно указать на разные признаки. Один человек обратит внимание на цвет, другой на форму, третий на то, для чего этот предмет нужен, что с ним можно делать, как он движется. Так и возникают разные названия.

-Оцените работу своей группы.


Умение давать четкие определения понятиям.





























Умение анализиро-вать характерные признаки, давать четкие определения понятиям, сравнивать, находить нужную информацию в тексте



















умение давать лексическое значение




































Умение анализиро-вать характерные признаки, давать четкие определения понятиям

Коммуникатив-

ные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.






















Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения существенных признаков




Коммуникатив-ные УУД учиться работать в группе















Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД – формировать умение употреблять фразеологизмы в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке



























Познавательные УУД 

логические) анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Коммуникатив-ные УУД 

сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке







IV. Контролирующее задание (8 мин)

Цель:

- проверить умение работать самостоятельно в группе


Вспоминают игры, в которые они играли, записывают в таблицу

Организует работу в группе

Работа по карточке

Вспомните, в какие игры вы играли и заполните таблицу:

подвижные народные игры

спортив-ные игры

настольные игры

игры со словами

прятки

футбол

шашки

«города»

В каком столбике оказалось больше всего игр? В каком меньше.


-Оцените работу своей группы.

Резервное задание.

(упр.17 с.53)

(Слайд 15)

Выберите слова, которые можно составить из букв данного слова.

пятнашки

пятка, пятно, нитка, канат, шишка, пашня.

Умение распределять по группам

Познавательные УУД 

логические) анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Коммуникатив-ные УУД 

умение работать в группе

Личностные УУД: осознавать сущность выполненной работы на уроке

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.








Оценивают работу группы.

Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что нового узнали?

(Слайд 16)

- Оцените свою деятельность на уроке:

Зеленый – справились

Жёлтый – требуется помощь

Красный – не справились

Спасибо за урок!

(Слайд 17)





Познавательные УУД – формировать умение употреблять новые понятия в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

VI. Домашнее задание (2 мин)

Записывают домашнее задание.

Организует запись д/з.

(Слайд 18)

выбрать игру и подготовить короткий рассказ о том, как в нее играют




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее