«Зимний фестиваль знаний 2025»

Деление с остатком

Тема урока: "Деление с остатком" Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Деление с остатком

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

  • Формировать практические навыки деления числа с остатком;

  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

  • Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

  • наблюдательности и любознательности,

  • развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах;

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

  • Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;

  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;

  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

  • Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление.

СТРУКТУРА УРОКА:

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

III Мотивация и целеполагание.

IV Первичное усвоение новых знаний.

V Осознание и осмысление учебного материала.

VI Первичное закрепление.

VII Контроль и самопроверка.

VIII Подведение итогов, рефлексия.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

Повторить правила работы в группах и инструкцию.

Ребята, работаем по группам:

1. «Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа:

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

(54 : 9 = 6)

  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

2 группа:

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

  • Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)

3 группа:

  • У рыбы с усами3 зуба умножить на число гномов у Белоснежки.

  • (3 • 7 = 21)

  • Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов.

(50 : 10 = 5)

  • Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)

Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите ещё одну карточку.

40 6 36

21 5 66

50 46 8

Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание.

2. Табличные случаи деления:

 - Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Мы будем играть в игру «Арифметическое лото». Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, являющееся ответом, вы закрываете его жетоном определенного цвета сначала кр. потом жел.

(ТАБЛИЧКИ  С ИГРОВЫМ ПОЛЕМ и ЖЕТОНЫ красные 4, желтые 4)

2 комплекта для 1 и 2 вар.

ПРИМЕРЫ:

3 * 5         4*4        9*3        2*9            6*7          7*4        8*4         9*9

5 * 8         6*4    4*8         7*2        6*8                 7*7        8*9        6*9

После того, как вся карточка закрыта, должен получиться узор                       

- Почему в центре клеточка осталась не закрыта?

(Ответ не является значением табличного умножения)

-   Молодцы. Таблицу умножения вы знаете. А какое арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу? Да, это деление.

III      МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

- Исходя из того, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока (ДЕЛЕНИЕ)

-  Расскажите, что вы знаете о делении?

 Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:17:2     10:4   9:5

  (Нет)

- Почему?

(Нет такого числа, при умножении которого на делитель можно  получить делимое)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научится выполнять действие деление с ………….

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с …………….?   (Найти ближайшее меньшее число, 

                                                                 которое разделится)

Как найти ………….? ( Из числа вычесть разделившееся )

Каким должен быть ……………?  (меньше делителя)

IV ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

-А если все же попытаться разделить, опираясь на  предметные действия.

1.     -Предлагаю такую ситуацию – мы с вами решили завести новые тетради  по математике. У меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Вите и предлагаю раздавать ученикам по 2 тетради. Можно ли узнать сколько учеников получат тетради?

- Попробуем.

-  Разделили?

- Делаем вывод.

(Решение в тетради 17:2 = 8 (ост.1)                                               

- Значит разделить 17 на 2 возможно. Но 1 тетрадь осталась.

- Назовем её ОСТАТКОМ.           

Открыть вторую часть темы     ДЕЛЕНИЕ С……………………….

и вопросов

V.  ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА   

1.  Пользуясь рисунками, выполните деление в оставшихся выражениях

  10:4    9:5   

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток, сравнить его с делителем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ПОДЗАРЯДКИ»

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

VI ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (работа с учебником).

— Откройте учебник на странице 24. Проверьте свои выводы по учебнику. (читают самостоятельно)

— Какой сделаем вывод? (мы рассуждали правильно)

— Обратите внимание, как выполнено письменное деление. Вспомним алгоритм письменного деления.

— Сегодня мы будем делить, используя рисунок (стр. 24 № 1).

— Прочитайте задание.

— Посмотрите на другие выражения.

— Что общего в выражениях?

— Сравните делитель и остаток.

— Что вы можете сказать. Какой вывод сделаете?

— Используя рисунок и данные выражения, составьте задачу:

1 ряд по первому рисунку;

2 ряд по второму рисунку;

3 ряд по третьему рисунку.                                                  

Итак: ОСТАТОК ВСЕГДА МЕНЬШЕ  ДЕЛИТЕЛЯ.

 -  А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

-Для этого мы воспользуемся алгоритмом:

(карточки с алгоритмом розданы детям)

                                                    Памятка

                           Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

  4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.            

6.      ЗАДАЧА            

VII   КОНТРОЛЬ И САМОПРОВЕРКА

VIII  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Необходимо ли вам это новое знание?

-Для чего?               Нарисуйте смайлик

 Оценка и самооценка работы детей на уроке. Разбор предстоящего домашнего задания.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее