КОНСПЕКТ УРОКА математики
Класс: 3
Учитель: Халитова И.Н.
УМК: «Школа России»
Тема: Проверка деления с остатком (с.32)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Вид урока: беседа
Цель: формирование знаний о проверке деления с остатком
Задачи:
Образовательная:
-Выполнить проверку деления с остатком
Развивающая:
-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ, синтез, сравнение;
-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов
Воспитательная:
- Воспитывать познавательный интерес к математике на основе выполнения логических заданий;
- Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий;
Оборудование: учебник, ИКТ, наглядный материал.
Планируемые результаты:
Предметные:
П-1. Выполнять проверку деления с остатком
П-2.Выполнять деление с остатком
П-3. Решать текстовые задачи арифметическим способом
П-4.Читать выражение по-разному, называя компоненты деления и умножения
П-5. Применять способ подбора
П-6. Сравнивать остаток с делителем
Метапредметные:
Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;
Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;
Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
Р-4. Оценивать свою деятельность на уроке, давать самооценку.
Коммуникативные:
К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
К-2.Высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку;
К-3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
К-4. Уметь отвечать на вопросы учителя.
Познавательные:
Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;
Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные:
Л-1. Формируется умение использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач;
Л-2. Формируется умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
Л-3. Формируется умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Л-4: Формируется умение осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.
| № этапа, название | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.Организационный этап | -Здравствуйте, ребята. Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? Присаживайтесь. | -Проверяют готовность к уроку. Приветствуют друг друга. | Р-1, К-1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2.Мотивационный этап | -Поднимите руки те, кто пришел в школу с хорошим настроением. -Пожмите друг другу руки, если вы готовы к сотрудничеству. -Ребята, вы готовы трудиться на уроке и получать новые знания? | -Поднимают руки, кто пришел с хорошим настроением. -Пожимают друг другу руки.
-Да. Готовы. | К-1,3,4, Л-3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3.Актуализация знаний | -Выполним первое задание. На доске записано число. (На доске число 45). Прочитайте его. Охарактеризуйте это число. -Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. -Сколько единиц в этом числе? Сколько десятков? -Назовите предыдущее и последующее число. -Составьте из этих цифр самое большое число. -Молодцы! -Давайте выполним следующее задание, оно представлено в учебнике с. 32 №2 Вам нужно заполнить таблицу недостающими числами
-Как называются числа при делении? -Ребята, как найти делимое?
-Как найти делитель?
-Верно. Какое число надо вставить в первом столбике? Во втором? -Какое число надо вставить в третьем столбике? Как его найти? -Какое число получилось в четвертом столбике? Как его нашли? -Какое число будет в пятом столбике? -Какое число надо вставить в шестом столбике? Как его найти? -Какое число получилось в последнем столбике? -Молодцы!
-Над какой темой мы работали на прошлом уроке? -Ребята, посмотрите на слайд. (На слайде: 25:3 = 7 (ост. 4), 58:9 = 7 (ост. 5). Один ученик решил примеры на деление и допустил в ответах ошибки. Устно решите примеры и найдите ошибки. Какие ошибки допустил ученик? (учитель спрашивает нескольких учеников) -Чтобы не допускать ошибок и не сомневаться в правильности решения примеров, надо выполнять одно важное действие. А как оно называется, вы узнаете, выполнив задание. У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите примеры. Что в них общего? -Работаете в парах. Вам нужно решить примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово. Задание на карточке:
-Какое слово получилось? -Правильно. -Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? | -Сорок пять. Это число нечетное, двухзначное.
45=40+5
-5 ед., 4 дес. -Предыдущее- 44, последующее- 46 -Самое большое- 54 (Санкина В., Планкина О.)
Ответы: (Булыгин Миша, Бондаренко Матвей) -Делимое, делитель, частное -Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель -Чтобы найти делить, надо делимое разделить на частное. - 36, 24
-72. Нужно 18 умножить на 4
-60. 12*5=60
-56. -1. 72:72=1
-70. -Деление с остатком
-Выполняют задание.
25:3=8 (ост.1), 58:9=6 (ост.4)
-Слушают учителя. Все примеры на деление с остатком.
-Выполняют в паре задание на карточке
-Проверка
-Выполнять проверку деления с остатком | П-2,5, Р-2,3, К-1,2,3,4, Позн- 1,2,3, Л-1,2,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4.Первичное восприятие нового материала
VI. Физкультурная пауза
V. Закрепление.
| -Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. -Запишите в тетради пример 85:15. Прочитайте это выражение по - разному. Решите его самостоятельно. (Слайд) Кто решит пример на доске? (Учитель спрашивает одного ученика)
-У всех получилось такое решение? Кто не согласен? -Ребята, что вы знаете про остаток? -Значит, в чем нам надо сначала убедиться? -Правильно, это и будет первым этапом проверки. Сравните остаток с делителем. (Слайд) -Чтобы выполнить следующий этап проверки, нужно вспомнить правило взаимосвязи компонентов деления и умножения. Как найти делимое? -Верно. Это второй этап проверки. (Слайд) Какое выражение получим? -Назовите значение выражения. -Ребята, что у нас еще осталось? -Как вы думаете, что мы будем с ним делать? -Правильно. Это третий этап проверки (Слайд) -Какое выражение получим. -Назовите значение выражения. -Если мы в ответе получили наше делимое, то какой вывод можно сделать? -Ребята, еще раз посмотрите на алгоритм проверки деления с остатком. Его нужно запомнить. -Запишите в тетради пример 19:20. Кто решит его на доске? (Учитель спрашивает одного ученика) -У всех получилось такое решение? Кто не согласен? -Выполним проверку деления с остатком. Что нам нужно сделать сначала? -Правильно, сравните остаток с делителем. -Какой второй этап? Что для этого нужно сделать? Какое правило применяем?
-Запишите выражение, которое получим. -Какое значение выражения получим? -Что дальше нужно сделать? -Какое выражение получится? -Назовите значение выражения. -Какой сделаем вывод?
-Давайте отдохнем и проведем физминутку. VI. Физкультурная пауза. Игра «Хлопай-топай» Учитель: Я показываю вам примеры. Если это табличный случай – вы хлопаете. А если пример на деление с остатком – топаете. -Присаживайте. Продолжаем работу. -Откройте учебник на стр. 32. Прочитайте задание №1. (Учитель спрашивает Майдебура Егора) -Первый ряд решает примеры первого столбика. Второй ряд - примеры второго столбика. Третий ряд – примеры третьего столбика. Кто решит примеры на доске? (Учитель вызывает к доске по одному ученику с каждого ряда). Приступаем к выполнению задания. -Кто выполнил задание, садится правильно. -Проверяем решение примеров. (Махмудов Максуд) правильно решил (а) примеры? У кого получилось другое решение? Он (а) правильно выполнила проверку деления с остатком? (Учитель проводит беседу по каждому решению учеников у доски) | -Записывают число, классная работа в тетради -Записывают пример. Читают выражение: делимое-85, делитель-15, найти частное; найти частное чисел 85 и 15; 85 разделить на 15; 85 уменьшить в 15 раз. Решают его. Один ученик решает пример на доске. (Ниетова Камилла) -При необходимости ученики корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. 85:15= 5 (ост.10) -Остаток должен быть меньше делителя. -Что остаток меньше делителя -10
-Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное.
-15*5
-75 -Остаток -Прибавлять
-75+10 -85 -Пример решен правильно
-Решают пример в тетради, один ученик на доске. (Каратаева Амира) -При необходимости ученики корректирую решение ученика у доски, исправляют ошибки. 19:20=0 (ост.19) -Сравнить остаток с делителем.
-19 -Нужно найти делимое. Нужно делитель умножить на частное. Правило взаимосвязи компонентов деления и умножения. -20*0 -0 -Прибавить остаток к полученному значению выражения. -0+19 -19 -В ответе получили делимое – 19. Значит, пример решен правильно.
- Учитель показывает . (8 карточек).. -Садятся на свои места.
-Открывают учебник, читают задание. Один ученик читает вслух. -Выполняют задание №1 по рядам. 1 уч.1 ряда решает один пример у доски 1 уч.2 ряда решает один пример у доски 1 уч.3 ряда решает один пример у доски
-Проверяю решение примеров учениками у доски, проверку деления с остатком. При необходимости дополняют, корректирую решение. | П-1,2,4, 5,6, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1,2,3, Л-1,2,3, 4
П-2,3,5, Р-2, К-1,2,3,4, Позн-1,2, Л-1,2,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | -Молодцы, ребята. Вы умеете решать примеры. Важное значение имеют в математике и задачи. Давайте проверим, как вы умеете решать задачи. Будем работать в группах. Выбираете правильную схему и краткую запись задачи и решаете. У доски покажете свое решение. - Прочитайте задачу №3. За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы? (За 15 минут.) - А известно, сколько он затратил на остальной путь? ( Нет.) - Но что нам сказано в задаче? (Что мальчик затратил на 6 минут больше.) - Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти? (Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь.) - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.) - Что найдем сначала? (Сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути.) - Какое первое действие запишем? (15+6=21 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на вторую половину пути.) Запишите. - Что найдём вторым действием? (Сколько времени затратил мальчик на весь путь.) - Как узнаем? (15+21=36 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на весь путь.) Запишите. - Самостоятельно запишите ответ. Кто решит задачу на доске? (Учитель спрашивает одного ученика) (Ашрафов Рамиль) -Ребята, а теперь сыграем в игру «Кто быстрее». Прочитаете в учебнике на стр.32 №6. (учитель спрашивает одного ученика) ( Горшкова К.) -Что такое периметр? -Как быстрее вычислить периметр? -Итак, приступаем к выполнению задания. Не забывайте, что стороны нужно измерить в миллиметрах. Кто выполнит задание первым, поднимает руку. -Проверим, правильно ли вы нашли периметры фигур. Какой периметр имеет квадрат? Как нашел периметр? Ребята, все согласны? (Учитель спрашивает ученика, который первым поднял руку, остальные дополняют или исправляют отвечающего) -Какой периметр у треугольника? У всех получился такой периметр треугольника? - Как называется последняя фигура? Чему равен периметр шестиугольника? У кого другой ответ? (Если ученик правильно выполнил задание, то учитель ставит ему отметку) | -Самостоятельно читают задачу
-Записывают решение в тетради. Один ученик работает на доске. (Кобелева Ульяна)
-Читают задание в учебнике. Один ученик читает вслух. Кирносова Екатерина -Сумма длин всех сторон. -Действие сложения заменить умножением. -Решают задание. -Отвечает ученик, который первым поднял руку, остальные дополняют, исправляют ошибки отвечающего. Ответы ученика.
-Ответ ученика.
-Шестиугольник. Ответ ученика. (Аношкина В., Тришкин Д., Санкина В.) Р1 = 24 ∙ 4 = 96 мм Р2 = 33 ∙ 3 = 99 мм Р3 = 15 ∙ 6 = 90 мм Ответ: 96 мм, 99 мм, 90 мм | П-2,5, Р-2,3, К-1,2,3,4, Позн- 1,2,3, Л-1,2,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 7.Подведение итогов | -Ребята, чему вы учились сегодня на уроке? -Как выполнить проверку деления с остатком? -Молодцы! -Откройте дневник и запишите домашнее задание. В учебнике на стр.32 нужно выполнить №5 (Домашнее задание записано на доске) | -Выполнить проверку деления с остатком -Сравнить остаток с делителем, умножить делитель на частное и прибавить к результату остаток.
-Записывают домашнее задание в дневник. | К-1,3,4, Позн-1, Л-2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 8.Рефлексия | -Ребята, вам понравился урок? -Какое задание вам понравилось больше всего? -А какое задание показалось сложнее других? -Посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке. Предложения на слайде: Мне было интересно… Сегодня я узнал… Я сегодня понял… У меня получилось… Мне захотелось… Мне было неинтересно… Мне было трудно… У меня не получилось… Я не понял… -Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания! | -Ответы детей. (Киткин С.)
-Ответы детей. (Дымченкова А.) -Оценивают свою деятельность на уроке. Используя начало предложения, рассказывают о своих впечатлениях об этом уроке.
| Р-4, К-1,3, Л-2,3 |
Приложение:
| У | 49:8 |
| О | 66:9 |
| Р | 75:8 |
| П | 19:4 |
| С | 26:6 |
| К | 35:4 |
| Э | 55:6 |
| В | 59:8 |
| И | 43:6 |
| Р | 45:7 |
| Е | 38:5 |
| А | 84:9 |
| У | 49:8 |
| О | 66:9 |
| Р | 75:8 |
| П | 19:4 |
| С | 26:6 |
| К | 35:4 |
| Э | 55:6 |
| В | 59:8 |
| И | 43:6 |
| Р | 45:7 |
| Е | 38:5 |
| А | 84:9 |
| У | 49:8 |
| О | 66:9 |
| Р | 75:8 |
| П | 19:4 |
| С | 26:6 |
| К | 35:4 |
| Э | 55:6 |
| В | 59:8 |
| И | 43:6 |
| Р | 45:7 |
| Е | 38:5 |
| А | 84:9 |
| 48: 8 | 78: 9 | 34:8 |
| 53: 6 | 42: 7 | 25: 6 |


