«Дары Фребеля» в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Составитель: учитель-логопед Асланян В.А.
дети возраст от 5 до 7 лет, родители, педагоги
Содержание проекта:
В работе с детьми я использую средовой подход. Комплект методических пособий "Дары Фребеля " полностью соответствуют с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта- дерево.
Цель: Главная цель состоит в том, чтобы дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций; логические способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Материалы Фребеля помогут детям развить эту способность на практике.
Задачи: Коррекционно- развивающие: -развить внимание, логическое мышление, воображение, фантазию; способствовать развитию восприятия цвета, формы, величины, размера.
Работу по развитию у детей дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля» я построила в три этапа: 1– подготовительный; 2 – практический; 3 – обобщающий.
На первом подготовительном этапе работы (сентябрь 2020 года) совместно с воспитателями подготовительных групп мы провели мониторинг освоения детьми образовательной программы.
Так же на данном этапе работы изучила:
- Педагогическую систему Ф. Фребеля;
- Методические рекомендации Ю. В. Карповой, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и в различных образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
- Научные статьи и презентации;
- Составила план работы с детьми по использованию игрового наборы «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми в образовательной области "Речевое развитие".
На II этапе практическом, я организовала работу по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми 5-7 лет. Использование игрового набора помогает нам сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.
В образовательной области "Речевое развитие" при помощи игры «Волшебники» эффективно развиваются различные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Стимулируют развитие у детей связной речи такие игры как «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё» в процессе конструирования и коллективной творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Материал для реализации проекта - комплект "Дары Фребеля", бумага для плетения, картотека игр для работы с комплектом. Срок реализации проекта: 2 года. Периодичность занятий 1 раз в неделю групповые,1 раз индивид. занятия с детьми в логопедическом кабинете.
Результаты деятельности. Рефлексивный комментарий педагога.
Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств фрёбель – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии. Поделиться с опытом работы над проектом с коллегами. Провести мастер-класс с педагогами ДОУ. Участие в МО.
Главные помощники в нашей работе – это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фребеля» в работе логопеда, заинтересованно изучают игры. Некоторые из упражнений и игр, которые я провожу с помощью игрового комплекта:
1.Название игры: Точки
Возраст: с 5 лет
Цель:
1. Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек.
2. Формирование сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине, развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
3.Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
Используемые материалы: набор №10, раскраска
Ход игры: Для этого упражнения Вам понадобится самая простая раскраска. Есть книжки-раскраски для малышей, где нарисован контур предмета без мелких деталей, либо распечатать раскраски из интернета. Со временем ребёнок научится сам придумывать и выкладывать узор из точек. Можно найти картинки, в которых требуется по данному цвету подобрать точки. 2.Название игры: Маленькие пекари (пальчиковая гимнастика)
Цель: развитие речи; формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.
Используемые материалы: набор №8, 9,10
Ход игры: Выразительное чтение стихотворения с одновременным выполнением указанных действий. Чтобы увеличить силу пальчиковых движений и закрепить полученные знания, предложите ребенку выложить несколько сушек, баранок, пирожков.
3.Название игры: За окном
Возраст: с 5 лет
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, развитие любознательности, воображения, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира
Используемые материалы: набор № 7, 8, 9, 10
Ход игры: дети получают основу в виде рамки-окна. После проговаривания погодных условий данного дня, выкладывают условные обозначения облачности, ветра, осадков, температуры
4.Название игры: Гуси - лебеди
Возраст: с 5 лет
Цель: приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, игровой, речи, изобразительной деятельности
Используемые материалы: набор №1, 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2, атрибуты из пальчикового и деревянного театров.
Ход игры: Учитель-логопед читает детям русскую народную сказку «Гуси - лебеди», задает вопросы на понимание услышанного, обращает внимание на особенности реакции детей на сюжет сказки и предлагает детям поиграть в театр. Дети с помощью логопеда или фантов выбирают себе роли, строят декорации и ставят спектакль.