ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать названия нашей страны и её столицы, а также название своего родного города (села);
знать, что Россия — самая большая страна мира, которую населяют многие народы, что в нашей стране разнообразная природа, много городов и сел;
обобщать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
знать государственную символику России.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
работать с картинной картой России;
сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»;
проявлять уважение к государственной символике — гимну, флагу, гербу - через соблюдение социально принятых норм поведения.
Оборудование. У учителя — слайды, видеофрагменты о России, аудиозаписи гимна России, песен «Увезу тебя я в тундру...», «Под крылом самолёта...». У учащихся — цветные фишки.
Предварительная работа. На урок может быть приглашен сотрудник краеведческого музея. В этом случае заранее готовится его «визитная карточка».
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Учитель сообщает детям вопрос, вынесенный в название темы, и предлагает ответить на него. Выслушав детей, учитель благодарит их за высказывания и обращает внимание на изображение Муравьишки на с. 10, просит посмотреть на обороте титульного листа учебника, что оно означает («Это условный знак «что узнаем, чему научимся»). Учитель зачитывает слова от имени Муравьишки и говорит, что в конце урока мы попробуем еще раз ответить на вопрос «Что такое Родина?»
Актуализация знаний и умений. Учитель: «Как называется наша страна? Расскажите, что вы о ней знаете. Как называется наш город? Что мы знаем о нем?»
Освоение нового содержания и его применение. Выслушав детей, учитель просит открыть учебник (с. 10 – 11) и рассмотреть картину, где показана наша страна, спрашивает: «Что вы видите?» Происходит обмен впечатлениями; учитель обобщает сказанное: «Мы видим, как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнем его с самого дальнего, холодного уголка, где доль¬ше всего гостит зима. Эту часть страны называют Крайним Севером».
Дети помещают фишку на соответствующую часть рисунка, а затем передвигают её по ходу путешествия. Беседа строится с учетом того, что уже известно детям и было сказано вначале. Учитель задает уточняющие вопросы, сообщает дополнительную информацию; могут быть использованы слайды, видеофрагменты, фрагменты песен.
Учитель: «Почему можно сказать, что это холодный район? Каких животных вы видите? Белый медведь и северный олень очень хорошо приспособились к холоду. Густая длинная шерсть защищает их в лютые морозы. А что надето на человеке? Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители собирают и свои жилища — чумы. А на чем люди ездят? Эти сани называются нарты. На нартах, запряженных оленями, перевозят грузы. Вместе с оленьей упряжкой мы быстро домчимся до берега моря. (Дети двигают фишку по ходу движения упряжки. Звучит фрагмент песни: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...»; в этот момент может быть проведена физкультминутка.)
Та часть страны, куда мы прибыли, называется Дальний Восток. Кого мы видим на рисунке? (Рыбаков.) В морях Дальнего Востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт. (Дети передвигают фишку на рисунок города-порта.) Сюда же на кораблях привозят много других грузов из разных стран. Из морского порта грузы развозят по всей стране. Полетим и мы вглубь страны на самолёте».
Демонстрируется видеофрагмент или слайд с видом тайги с высоты птичьего полета. Звучит фрагмент песни: «Под крылом самолёта о чем-то поет зеленое море тайги...»
Учитель: «Кто знает, что такое тайга? (Это огромный хвойный лес.) Какие деревья там растут? (Дети называют сосну, ель.) Какие животные живут в тайге? (Белка, лиса, медведь и др.) В этих краях люди издавна занимались охотой. Велики и подземные богатства этого края. Например, здесь добывают нефть. (Дети передвигают фишку сначала к охотнику, затем к нефтехранилищу.)
Путешествуя дальше, мы видим города, реки, поля и луга. (Дети передвигают фишку.) А вот показались горы. (Демонстрация слайда.) Здесь мы видим горца с отарой овец. (Дети передвигают фишку на рисунок.)
И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как называется столица России? Рассмотрим её на рисунке. (Дети называют знакомые объекты.)
А теперь из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город — Санкт-Петербург. Что мы здесь видим? (Дети рассматривают рисунок, называют знакомые объекты, учитель дополняет ответы детей.)»
Учитель: «Итак, мы заглянули во многие уголки нашей страны. Большая наша страна? Давайте еще раз скажем, как она называется».
Затем учитель или кто-либо из читающих детей читает вслух текст на с.11 учебника. Другие дети следят по книге.
После этого дети знакомятся с государственной символикой России: флагом, гербом и гимном. Учащиеся рассматривают на рисунке флаг и герб России. Говоря о гимне России, учитель поясняет: когда гимн звучит в торжественной обстановке, его слушают стоя. Дети встают и слушают исполнение гимна (можно прослушать первые два куплета).
Чтобы дети лучше запомнили цвета флага, выполняется задание №1 в рабочей тетради (с. 4).
Далее в парах выполняется задание №2 в рабочей тетради (с.4). На его основе проводится беседа о своем городе (селе), её может провести приглашенный сотрудник краеведческого музея, который по окончании беседы вручает детям свою «визитную карточку».
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель спрашивает: «Что же такое Родина? Что мы теперь знаем о нашей стране и своем городе (селе)?»
Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с.11 учебника. Дети применяют условные знаки, за расшифровкой которых (если забыли) вновь обращаются к с. 8 учебника.
Рекомендации для занятий в семье
1. Почитайте ребёнку рассказы о природе, народах, городах России; поиграйте в «путешествие» по карте нашей страны.
2. Расскажите ребёнку о вашем городе (селе), почитайте доступные фрагменты из краеведческой литературы.