План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе
«Что такое Родина?»
Тема урока | «Что такое Родина?» |
Цели урока
| Дать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину. |
Планируемые результаты данного урока | |
Предметные: | Расширять знания о нашей стране – России, формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;
|
Метапредметные: | Познавательные: первоначальное представления о географической карте, о стране, в которой родился и живёшь, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы. Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов. Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. |
Организация урока | |
Межпредметные связи: | Русский язык. Литературное чтение. ИЗО. Музыка. |
Формы работы на уроке: | Фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Оборудование: | - Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.(1 ч.) А.А.Плешаков. - Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Наша Родина – Россия». - Звукозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского). Звукозапись Государственного гимна России. - Кроссворд с картинками. Карточки с текстами пословиц. - Цветы для самооценки. Цветные карандаши. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организационный момент.
| Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь! |
| ||
Целеполагание и мотивация.
| - Ребята, если вы разгадаете кроссворд, то поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (На доске вывешены рисунки, первую букву слова ребята записывают в квадратик) Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина») Великую землю, любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем. | Разгадывают кроссворд
| ||
Постановка учебной задачи | - А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)
- Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
|
Ответы учащихся | ||
Актуализация знаний. | - А с чего начинается Родина? На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её Звучит песня « С чего начинается Родина?» Авторы: В.Баснер, М.Матусовский.
- И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?
| Ответы учащихся.
Родина начинается с семьи. Родина начинается с родного дома. Родина начинается с родного села или города. | ||
«Открытие» нового знания детьми.
Физкультминутка
| Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: (Слайд №1)
Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.(Слайд №2)
- Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия? - Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
- Какие же другие имена есть у нашей страны?
В начале урока я приглашала Вас отправиться со мной в путь. Вы готовы? Я приглашаю Вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. (Слайд №3)
- Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима. (Учитель рассказывает о Крайнем Севере, о животных, о людях и их занятиях.) (Слайд №5,6)
Нам пора лететь дальше. Совершаем посадку в районе Дальнего Востока. Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? (Слайд №7)
(Учитель рассказывает ребятам о Дальнем Востоке). - Если с дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу. Что такое тайга? Какие деревья растут в тайге? Каких животных можно встретить в тайге? Чем занимаются люди в этих краях? (Слайд № 8,9)
Пролетая дальше, мы увидим реки, озера, города, поля, луга и даже горы. (Слайд №10)
Наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины. - Где же мы остановились? Как называется главный город России? (слайд №11)
- Расскажите, что вы знаете об этом городе?
Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России, Санкт-Петербург.(Слайд №12)
А какие города есть в нашей стране? Давайте поиграем! Делимся на 2 команды! Кто больше назовет городов?
Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др. (Слайд №13)
Всего 128 народов Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы.(Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)
Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!
Путешествуем не зря (Шаги на месте) Посмотрите-ка, друзья: (Повороты головы вправо и влево) Здесь луга, поля, цветы, (Повороты вправо и влево) Мы с тобою: я и ты. (Руки развести в стороны, правой рукой показывают на себя, левой рукой вперёд друг на друга) Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте, руки на поясе) Поглядим вдаль на окошко. (Ладонь ко лбу, глядят вдаль в окно) Дружно, весело шагаем! (Берутся парами за руки) Путь наш дальше продолжаем. (Шаги на месте)
|
Россия.
Отечество, Родина, Матушка
Ответы детей
Ответы детей
| ||
Продолжение работы по теме урока | Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал. Имеет флаг, и гимн, и герб Российская держава. И, как и все символы, они Жизнь нашу отражают. Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? ( Рассматривают герб, беседа).(Слайд №14) Еще один важный символ нашего государства – флаг. (Слайд № 15)
Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм. Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так, как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут себя при поднятии Государственного флага. (Слайд №16)
| “Каждое государство имеет свой герб. Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – золотой шар с крестом. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян. Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Стоя слушают гимн России
| ||
Первичное закрепление. | Игра «Собери пословицу о Родине». Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. У вас на столах лежат разрезанные карточки, соедините их. (- Нет в мире краше Родины нашей. - Всякому мила своя сторона, -Везде хорошо, но милее Родины нет.) Выполнение заданий в рабочей тетради (с.4 №1,№2)
|
Работа в парах
Самостоятельная практическая работа | ||
Итог урока. Рефлексия. Самооценка учащихся.
| И так, ребята, наш урок подходит к концу. О чём мы сегодня говорили на уроке? (Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.11 в рамке)
Что нового вы узнали о нашей Родине?
Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины. А сейчас, ребята, у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны оценить свою работу на уроке. На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок. |
Ответы детей.
Зелёный цвет - справился сам, желтый – было трудно, но я справился, красный - прошу помощи.
|