МБОУ «Крымрозовская СШ»
Белогорского района Республики Крым
Сценарий классного часа
«Россия- Родина моя!»
Подготовила
классный руководитель 7 класса
Снегур И.О.
2020
«Россия- Родина моя!»
Цели:
- Создать условия для формирования гражданской позиции;
- Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;
- Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родины;
- Развивать кругозор учащихся.
Задачи:
- Формирование у детей образа родной страны;
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
- Сплочение коллектива;
- Расширение представления учащихся о родной стране.
Оборудование урока: политическая карта современной России, карта Крыма, изображения герба, флага России, текст гимна России, аудиозапись гимна России, портрет президента Владимира Владимировича Путина, видеоматериал, презентации.
Предварительная работа.
1.Подбор стихотворений и музыкального оформления.
2. Подготовка детьми сообщений о символах России, о родном селе.
Предполагаемые результаты мероприятия.
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к Родине.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
План классного часа.
Что такое Родина?
Россия – Родина моя.
Многонациональная страна.
Что такое конституция?
Наши права.
Наши обязанности.
Символика: герб, флаг, гимн России.
Символы России: береза, медведь, матрешка.
Моя малая родина.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход классного часа.
Перед началом классного часа учащиеся просматривают видео фрагмент "С чего начинается Родина"
Слайд 1
Учитель:
Здравствуйте, ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле – России. Удивительно красивое и звучное имя. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
(Ответы детей)
Слайд 2.
Слайд 3.
Учитель:
Слово Россия – общеславянское. Произошло от древнего названия государства Русь.
Ведущий 1:
Русь – страна рек, озер, гор и лесов.
Ведущий 2:
Русь – страна света, тепла, добра.
Ведущий 1:
Русь – страна великих людей, беззаветно любящих свою Родину.
Ведущий 2:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали - Россия.
Ведущий 1:
Русских называют Россиянами, а страну, где они живут – Россией
Учитель:
Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А вы знаете, что такое Родина? Родина – значит родная, как отец и мать. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
Ученик 1
Если скажут слово «Родина»,
сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
толстый тополь у ворот.
Ученик 2
У реки березка-скромница
и ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится свой родной донецкий двор…
Ученик 3
В лужах первые кораблики,
над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
громкий радостный гудок.
Ученик 4
Или степь, от маков красная,
золотая целина…
Родина бывает разная,
но у всех она одна!
Ученик 5
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
и берёзки, вдоль которых
рядом с мамой мы идём.
Ученик 6
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Ученик 7
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Ученик 8
Есть ветка у листочка, овражек у ручья.
У каждого на свете есть Родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Учитель:
Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которым обозначают группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Древнейшего бога славян также звали Род. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.
Просмотр видео фрагмента «Происхождение слова РОДИНА»
Работа в группах.
Конкурс на знание однокоренных слов «Род». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
Слайд 4
Ученик 9.
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» К.Д. Ушинский.
Учитель.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. А почему мы нашу страну зовем Родиной?
(Ответы детей)
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. А почему отечеством?
(Ответы детей)
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды наши.
А почему матерью?
(Ответы детей)
Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всех врагов.
На фоне включена видео презентация «Города России»
Ученик 10:
Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток.
Учитель.
Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.
-А какие песни о Родине знаете?
(Ответы детей)
Ученик 11
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Учитель:
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о родине?
Конкурс «Кто больше назовёт пословиц» 2 команды
Слайд 5
Учитель:
Вот она, какая Россия-Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Слайд 6
Ведущий 1.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.
Ведущий 2.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.
Слайд 7
Ученик 12
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним - милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Учитель:
Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции Российской Федерации. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы
-Конституция, по которой мы сейчас живём была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?
- Как граждане России, какие имеете права и обязанности?
(Ответы детей)
Слайд 8
Права:
-на жизнь
-на неприкосновенность
-на свободу мысли и слова
-на охрану здоровья и медицинскую помощь
-на образование
-на участие в культурной жизни
Слайд 9
Обязанности:
-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках
-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
-защищать
-хорошо учиться
-становиться достойным гражданином своей Родины
Учитель:
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Что такое символ?
(Ответы детей)
(Символ – это условные знаки или изображение. Они отражают историю государства и его народа, отражают национальный характер)
Какие государственные символы вы знаете?
(Ответы детей)
Слайд 10
Ученик 13.
У нас очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. это очень древний герб. Он появился 500 лет назад в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Ученик 14.
Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества, и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, при едином теле – едином правлении.
Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружественных народов – русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.
Слайд 11
Ученик 15.
Российский флаг состоит из трех полос: верхняя полоска – белая, как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоска – красная, как солнышко на рассвете.
Учитель.
Послушайте стихотворения и вы узнаете, что же означают цвета российского флага?
Ученик 15.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота.
Ученик 1.
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес.
Ученик 2.
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Ученик 3.
Он страны великой самый главный знак -
Доблестный трехцветный наш российский флаг! (ВСЕ ВМЕСТЕ)
Ученик 15.
Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Слайд 12
Учитель:
Предлагаю поиграть в игру «СОБЕРИ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ». Перед вами полосы цветного картона, выложите их так, чтоб получился российский флаг, и укрепите на магнитной доске. Приглашаются два участника.
Слайд 13
Учитель:
Все запомнили, как выглядит российский флаг? Тогда давайте выполним интересное задание - «НАЙДИ РОССИЙСКИЙ ФЛАГ». Перед вами флаги разных государств, необходимо найти среди них наш российский флаг.
Учитель.
Когда поднимают российский флаг, обязательно звучит гимн. Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров. А слова гимна написал Сергей Михалков. Это главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Во время прослушивания гимна нельзя разговаривать.
Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве.
Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания.
Его можно услышать, например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов.
Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.
Прослушивание гимна России
Учитель:
Кроме государственных символов страна имеет ещё и другие символы.
Какое дерево олицетворяет Россию? (Ответы детей)
Слайд 14
Символом России издавна считают берёзу. Россия и береза - эти понятия неразделимы. Милая, родная береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: берёзовый лес как трудовые мозолистые руки наших людей; молодые берёзки как стройные девочки с гибкой талией и русыми косами.
Ученик 4.
Россия – вьюга – завитки
Серебряной реки.
Россия – нежные цветки –
Ромашки, васильки.
Ученик 5.
Россия – солнца аромат
И скошенной травы.
Россия – горько-терпкий вкус
Рябины и ирги.
Ученик 6.
Россия – пенье-ручеёк:
От ласточки привет.
Россия – милый уголок,
Что вечно дарит свет.
Ученик 7.
…Берёзоньки ранимые,
Россиею хранимые,
Храните Русь заветную,
А Русь вас сохранит!
Береза — символ России.
Учитель:
Какое животное является символом России? (Ответы детей)
Слайд 15
Учитель:
Любопытные факты в своей истории имеют все символы России.
Ученик 8.
Медведь, например, по утверждению некоторых зарубежных историков, стал нашим символом исключительно по причине отсталости и бестолковости россиян. В XIV-XVI веках в развитых европейских странах Россия (Московия, как тогда говорили) представлялась дикой страной, где живут одни варвары
Так, Фридрих II, прусский король, в свое время предупреждал, чтобы не будили спящего русского медведя. Он имел в виду, что русский народ, подобно топтыгину, добродушен и неопасен, пока его не обидишь. Если, не дай бог, такое случится, он превращается в агрессивного и мощного защитника своих интересов.
Учитель:
А какая игрушка стала главным сувениром нашей страны?
(Ответы детей)
С матрешкой с удовольствием играют дети, матрешки служат украшением для интерьеров.
Слайд 16.
Автором русской матрешки был токарь Михаил Звездочкин, а расписал первую матрешку в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена)
Учитель:
Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
Наша малая родина это Республика Крым
- А какой город является столицей нашей Республики?
(Ответы детей)
-Какой город является административным центром нашего района?
Мы с вами живем в прекрасном селе – Крымская Роза. А кто знает, когда появилось наше село.
Просмотр презентации «Крымская Роза»
Ученик 9.
Крымская Роза находится на западе района, в предгорье Крымских гор, в долине ручья Монтанай, правого притока Зуи. Высота центра села над уровнем моря — 294 м. Ближайшие сёла: Зуя — менее 1 км западнее, Цветочное — в 2 км к востоку и Ароматное в 1,5 км к югу
Село основано в 1930 году, в составе ещё Симферопольского района, как посёлок треста «Лектехсырьё» для выращивания эфирномасличных культур и первоначально называлось Красная Роза Постановлением ВЦИК от 10 июня 1937 года был образован новый, Зуйский район, в который вошло село. По данным всесоюзной переписи населения 1939 года в селе проживало 442 человека.
В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре 1944 года в район приехали первые новоселы (212 семей) из Ростовской, Киевской и Тамбовской областей, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины. С 25 июня 1946 года село в составе Крымской области РСФСР, а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. После упразднения 24 сентября 1959 года Зуйского района, село вновь включили в Симферопольский. Время включения в Зуйский поссовет пока не установлено: на 15 июня 1960 года село уже числилось в его составе. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Симферопольский район был упразднён и село присоединили к Белогорскому.
Ученик 10.
В 1967 году крымрозовские фермеры освоили новую культуру (посеяли коноплёвые растения), что дало селу большую известность на весь Советский Союз. Генеральный секретарь ЦК КПСС лично оценил высокий уровень профессионализма заслуженных работников села и достойное качество производства. Крымрозовский продукт имел высший уровень конкурентной способности на международном рынке. Административно, на уровне сельсовета, в послевоенное и, видимо, довоенное время село входило в состав Зуйского поссовета. По данным переписи 1989 года в селе проживал 2561 человек. 5 июня 1990 года был образован Крымскорозовский сельсовет. С 12 февраля 1991 года село в восстановленной Крымской АССР, 26 февраля 1992 года переименованной в Автономную Республику Крым. С 21 марта 2014 года — в составе Республики Крым России.
На 2017 год в Крымской Розе числится 17 улиц и 2 переулка; на 2009 год, по данным сельсовета, село занимало площадь 191 гектар на которой, в 772 дворах, проживало 2162 человека. В селе действуют средняя общеобразовательная школа, детский сад «Розочка», сельский Дом культуры, библиотека-филиал № 34, амбулатория общей практики семейной медицины, отделение Почты России. Крымская Роза связана автобусным сообщением с райцентром, Симферополем и соседними населёнными пунктами.
Учитель:
Наша страна велика и прекрасна!!! И мы являемся частью России. Можно путешествовать по ней долгие годы и все равно, и все равно остается немало потаенных уголков, каждый из которых- один такой на свете…
Учитель:
Будущее нашей страны во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, будите хорошо учиться, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый и добрый.
Звучит итоговая песня «Ты цвети, Россиия!»
Ведущий 1 :
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Музыкальный номер «Вы шумите, березы»
Ведущий 2.
Любите свою Родину, свою историю, будьте патриотами своей страны!
Итог мероприятия:
Учитель:
-Что нового вы для себя узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
(Ответы детей)
Рефлексия:
Учитель:
- Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет?
(Ответы детей)