«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Россия - Родина моя".

Тема «Россия – Родина моя».

3 класс.

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии создать образ героя, защитника Отечества – князя Александра Невского, крестьянина – Ивана Сусанина.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Открытый урок по музыке


Тема «Россия – Родина моя».

3 класс.


Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств –  истории, музыки, живописи, кинематографии создать образ героя, защитника Отечества – князя Александра Невского, крестьянина – Ивана Сусанина.


Цели урока:

  • Образовательные:

  • ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «выразительность и изобразительность»;

  • оценить  значение творчества великих русских композиторов С.Прокофьева и М. Глинки в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

  • провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. 

  • Развивающие:

  • формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

  • прививать бережное отношение к истории своего народа;

  • показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского;

  • показать стремление композиторов передать народность в своих произведениях.

  • Воспитательные:

  • пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

  • воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Результаты освоения учебного материала


Личностные результаты:

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

  • Целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

  • Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

  • Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации ( включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);


Предметные результаты:

  • Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений;

  • Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической; понимать содержание, интонационно-образных смысл произведений разных жанров и стилей;

  • Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, игре на детских музыкальных инструментах.


Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 3 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, (Москва, Просвещение, 2012 г.)

  • Музыкальный центр.

  • Фортепиано.

  • Компьютер , DVD, CD, проектор, презентация.

  • Репродукции картин и икон русских художников.

  • Детские инструменты.

  • Маски для творческого задания.

Виды деятельности на уроке:

  1. Исполнение народных и композиторских песен – с инструментом и a capella, пение каноном, пение с игрой на детских инструментах, пение с ритмическими движениями.

  2. Восприятие музыки.

  3. Музыкальный анализ произведения.

  4. Работа с учебником.

  5. Просмотр видеофрагмента.

  6. Творческое задание по актерскому мастерству.

  7. Закрепление ключевых понятий – кантата, ария, контраст.

  8. Беседа о роли русских героев в современном мире.



СЦЕНАРИЙ УРОКА

Вход в класс хороводным шагом с пением песни «Уральский хоровод». Перестроение.

Исполнение - «Гимн РФ».

1 слайд.

Учитель:

У каждого народа  есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.

- Каких русских героев вы знаете? О ком мы уже разговаривали на уроке музыки?

Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому, Ивану Сусанину. Эти имена на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением. 

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике.  Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен  не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

2 слайд.

Александр Невский был праправнук Александра Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке.

Художники – Михаил Нестеров и Петр Корин языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем  каждый художник  передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У: Эти художники создали яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?
Д: Сергей Сергеевич Прокофьев.


3 слайд.


Работа с учебником.


(«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, 3 класс, стр. 16)


- Что такое кантата?

Учитель: Мы с вами изучали из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». Сейчас мы посмотрим фрагмент из художественного фильма Эйзенштейна «Александр Невский», где звучит этот хор.

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».

У: Какие средства выразительности использует кинорежиссер для того, чтобы передать картину сбора всего народа на войну?

Д: Массовые сцены. Люди идут со всех сторон на призыв. Люди вооружаются.

У: Какие средства выразительности использует композитор, чтобы передать, что все собираются на войну?

Д: Набатный колокольный звон, маршевый характер, ударные инструменты выходят на первый план.

Исполнение хора «Вставайте люди русские» (1 и 2 темы).

У: Давайте сравним эти две темы, опираясь на основные  средства музыкальной выразительности  – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.  При сравнении будем употреблять выражения  «1тема» («Вставайте люди русские…») и «2тема» («На Руси родной …»).

 Дети разделяются на 2 группы и подбирают средства музыкальной выразительности, соответствующие  их песне.

Анализ музыкальной формы.

Средства
музыкальной                         

Выразительности 1 тема 2 тема

Темп:                                      быстрый                     медленный Регистр:                                 средний высокий
Тембр:                                   пронизывающий           мягкий
Мелодия:                               отрывистая                    плавная
Лад:                                        минор                             мажор
Интонация:                           тревожный марш           народная песня
Динамика:                             форте                             пиано

У:  Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А  композитор С. Прокофьев создал  средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.



Творческое задание:

У:  Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском.  А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

Учитель:

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними.

- Из какого произведения этот отрывок?

Д: опера М.Глинки «Жизнь за царя».

4 слайд.

Исполнение фразы из «Арии Сусанина».

5 слайд.

Поляки, проснувшись, убеждаются в том, что  Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

6 слайд.

Иван Сусанин, простой крестьянин, погиб, защищая свою страну от захватчиков.

Учитель: М.И.Глинка заканчивает оперу «Жизнь за царя» хором «Славься!», воспевая подвиг не только Ивана Сусанина, простого крестьянина, подвиг всего русского народа в борьбе за свою землю, свою страну, свою Родину.

Слушание хора «Славься!».

- Какой вид колокольного звона звучит в конце произведения, почему?

Д: Праздничный колокольный звон, потому что победили врага.

Композиторы С.Прокофьев и М.Глинка в своих произведениях, каждый по-своему, передают русскую культуру, русскую историю. Это напевность русской песни, народные интонации, колокольный звон - в одном случае – набат, в другом праздничный трезвон. А так же раскрывают образ русского героя: в одном случае – полководца, в другом – простого крестьянина.

Мы с вами учили р.н. песню «Со вьюном я хожу».

- Сделайте музыкальную характеристику этой песни.

Д: Эта песня исполняется хором, a capella, канон, певучая.

Исполнение р.н.п. «Со вьюном я хожу» каноном с детскими инструментами.

Исполнение «Уральской казачьей» с ритмическими движениями.

Итог:

У: О чем мы сегодня говорили?

Д: О подвиге русских героев. О том, как художники, писатели, композиторы воспевают в своих произведениях нашу страну, людей, которые посвятили свою жизнь защите Отечества.















Учитель музыки МОУ «СОШ № 40» – Платицина Лариса Александровна Страница 7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее