«Зимний фестиваль знаний 2026»

«Что такое лексическое значение слова»

Дети знакомятся с понятием "Лексическое значение слова", учатся обьяснять значение слов.Играя в слова,дети учатся находить информацию из дополнительных источников, запиминают правописание слов.

Олимпиады: ОБЗР 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ГБОУ «Школа № 97 г.о. Донецк»

Коваленко Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов


Тема: «Что такое лексическое значение слова»

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.

Тип урока: урок новых знаний

Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки)  для самооценки, презентация

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности .

 1. Организационный момент

II. Чистописание

1. Чч Щщ

 (учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)

Какая орфограмма нам известна с этими буквами?

Ча ча Чу чу Ща ща щу щу

-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.  

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка.    

Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)

Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.

- Составьте предложение из слов, запишите его.

– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.

-  Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IV. Постановка учебной задачи

Работа в парах:

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

В словаре Ожегова дано следующее определение.

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)

- Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра «Отгадай слово»

Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)

Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

-Какой же можно сделать вывод?

- Прочтите правило с.43  

Фронтальная работа.

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу. 

Упр.48 (устно).

Запишите одну из групп.

Словарная работа. (Видеоурок) Загадка( 2.57)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. 

-Назовите лексическое значение  этого слова (учебник  стр. 42)

(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.

Записать ответы на доске и в тетрадях:

-Как ласково назвать берёзу? (берёзка)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву Е

- Какое из этих слов можно назвать «лишним»?

Физминутка.

VI.Первичное закрепление знаний и способов действий

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.

В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.

 Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.

Работа в парах.

1. ___________- первый месяц весны.

2. ___________ - маленькая птичка с коричневато – серым оперением.

3. ___________ - лиственное дерево с белой корой.

4. ___________ - тот, кто учится в школе.

5. ___________ - плод с яблони.

6. ___________ - маленький зверёк с иглами на теле.

Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)

VII. Рефлексия учебной деятельности.  

- Какова тема сегодняшнего урока?

-какова была цель нашего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п

По выбору – записать лексическое значение одного  слова из упражнения.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее