Тема: Что такое корень слова.
Цели:
научиться находить корень в слове; формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;
подбирать и образовывать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала;
прививать бережное отношение к родному языку
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Актуализация знаний . ЧИСТОПИСАНИЕ.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- О каком времени года это стихотворение ?
-Назовите последний месяц осени.
-С какого звука начинается это слово? Охарактеризуйте его. Какой буквой обозначим на письме? Чем буква отличается от звука?
-Посмотрите на доску, какую закономерность в написании букв вы заметили? (Нн, Ннн, Нннн…).Запишите буквы у себя в тетради и продолжите ряд.
3. Мотивация . Постановка учебной задачи
-Прочитайте слова на доске.
Ученик, учитель, учебный .
- Назовите лишнее слово. Почему?
- А по какому признаку мы можем объединить эти слова?
-Какая часть в этих словах одинаковая? Как называется эта часть слова? Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Какова тема нашего урока?
Откройте учебники на стр.74, прочитайте тему урока. Что мы должны узнать? Чему должны научиться? (находить в словах корень, подбирать однокоренные слова).
4.Открытие новых знаний.
Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим. ( слайд)
-Сколько значений у этого слова?
-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)
-А какое из этих определений подходит к нашему уроку? (основная часть слова).
- Послушайте одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд )
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Можем мы сделать вывод, что корень главная часть слова?
В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
-Прочитайте правило, с.74
-Выполним упражнение 130
5.Физминутка.
6.Закрепление полученных знаний.
-Выполним упр.99 стр. 41 в р. т.( работа в паре).Проверка.
-А сейчас положите ручки, немного поиграем (упр. на компьют.)
7. Рефлексия
- А сейчас проверьте себя: всё ли вам понятно было на уроке. Выполните задание на карточке.
8. Итог урока
-Что нового узнали на уроке, на какой вопрос ответили?
-Что такое корень слова?
. -Что научились?