Научно-исследовательская работа
Психогеометрия: что скажет фигура о характере человека
Выполнила: ученик 9 «Б» класса
Кошеева Алина
Учитель математики: Арахова М.Б.
Психогеометрия
- Наш характер определяется многими признаками, но оказывается, не остается в стороне и геометрия. Когда мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне, сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же.
- Существует даже такая наука - психогеометрия. Суть её состоит в исследовании личности. В её основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей.
Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности.
Она позволяет:
- Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму.
- Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.
- Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Цель работы - определение взаимосвязи геометрических фигур с типом личности учеников 9 «Б» класса
Задачи:
- Знакомство с методом изучения личности с помощью психогеометрии;
- Проведение исследований по определению особенностей характера одноклассников;
- Анализ полученных результатов.
Гипотеза : Существует связь геометрических фигур и типов личности людей.
Немного истории
- Автором психогеометрии является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Ее работа- «Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей» очень популярна в США. Система используется такими компаниями, как General Telephone and Electronics, thev-Dlot Motors, Honeywell, Delco Electronics и др.
- Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.
Тест № 1 «Характер по 5-и фигурам»
В эксперименте принимали участие ученики 9 «Б» класса в количестве 15 человек.
I этап.
На листе бумаги необходимо нарисовать пять фигур: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник. Затем выбрать ту фигуру, которая больше всего понравилась, а затем все остальные фигуры расположить в порядке убывания привлекательности.
II этап.
Ребят нужно ознакомить с чертами характера, которые соответствуют каждой из фигур (по психогеометрии)
III этап.
Необходимо определить соответствие выбранной фигуры тем качествам характера, которые присущи ребятам по их мнению. Совпали ли характеры?
КРУГ
- КРУГ– самый доброжелательный из пяти фигур. Общителен, чувствителен, уступчив, спокоен, заботлив, сострадателен. Интуитивен. Не слишком решителен, ориентирован на мнение окружающих, склонен к болтливости. Но и превосходный слушатель!
КВАДРАТ
- КВАДРАТ – труженик. Усердный, упорный, доводящий все до конца. Вынослив, терпелив, методичен. Испытывает жажду информации, которую систематизирует, чтобы в нужный момент использовать мгновенно. Заслуженно слывет эрудитом. Любит раз и навсегда заведенный порядок. Ему не по душе изменение привычного хода событий.
ТРЕУГОЛЬНИК
- ТРЕУГОЛЬНИК – прирожденный лидер. Сильная личность. Энергичен, неудержим, умеет ставить ясные цели и достигать их. С трудом признает свои ошибки, не терпит возражений и, чаще всего, поступает по-своему. Прагматичен, решителен, честолюбив. Прекрасный менеджер и политик.
ПРЯМОУГОЛЬНИК
- ПРЯМОУГОЛЬНИК– временная форма личности, которую могут «принять» все остальные фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные сложившимися обстоятельствами, и поэтому занятые поиском лучшего образа жизни. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Доверчивы, внушаемы, наивны. Изменчивы, непоследовательны, неуверенны. Остро нуждаются в общении.
ЗИГЗАГ
- ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество. Самый возбудимый из пяти фигур. Несдержан, очень экспрессивен, что, наряду с их эксцентричностью и быстрой утратой интереса, часто мешает воплощать свои идеи в жизнь. Творец, синтезатор, генератор идей. Остроумен, порой язвителен.
Результаты
№
Фигуры
1.
2.
Ф.И учащихся
Зигзаг
Треугольник
- Долов Джамбулат
- Бориев Мартин
- Азаматова Лилиана
- Кунашева Милана
- Кошеева Алина
- Елокова Диана
- Умова Амина
Кол-во
3.
7
4.
% совпад
Хамгокова Алина
Круг
Прямоугольник
- Калибатов Руслан
- Карданов Алим
- Каров Темирлан
- Шинахов Амир
- Хамгоков Рустам
1
42,9%
5.
100%
(3 чел-ка)
5
Квадрат
60%
0
- Хамгокова Милана
- Долова Амина
(3 чел-ка)
2
100%
Итого:
75,7%
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫБРАННОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ
Тест № 2. Рисунок человека из геометрических фигур
- Нужно нарисовать фигуру человека, составленную ровно из 10 элементов, среди которых должны быть треугольники, круги, квадраты.
Обработка результатов теста
- сотни обозначают количество треугольников ,
- десятки – количество кругов ,
- единицы - количество квадратов .
Например, если в рисунке использовались 3 квадрата, 5 треугольников и 2 круга, формула рисунка будет- 523
I тип - "руководитель"
- Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.
II тип - "ответственный исполнитель"
- Формулы рисунков:
- 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип - "тревожно-мнительный"
- Формулы рисунков:
- 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
IV тип - "ученый"
- Формулы рисунков:
- 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
V тип - "интуитивный"
- Формулы рисунков:
- 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
VI тип - "изобретатель, конструктор, художник "
- Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА № 2
I тип – « руководитель »
- Каров Темирлан
- Умова Амина
- Елокова Диана
- Кунашева Милана (ситуативно)
II тип – « ответственный исполнитель »
- Долова Амина
- Хамгокова Милана
- Калибатов Руслан
- Хамгокова Алина
- Хамгоков Рустам
- Шинахов Амир
III тип – « тревожно-
мнительный »
- Бориев Мартин
IV тип – « ученый »
- Кошеева Алина
V тип – « интуитивный »
- Карданов Алим
- Азаматова Лилиана
VI тип – « изобретатель, конструктор, художник »
- Долов Джамбулат
Распределение по процентам
Выводы
- 1. Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.
- 2. Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Надеемся, что те знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и школе.
- 3. Так же мы заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами нам легко общаться, а с другими - нет.
- 4. Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским или взрослым коллективом.
Спасибо
за
внимание !