«Утверждаю»
____________
Зам.директора по УМР
Мухамбетова З.К.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Учитель: Энгелько А.В., учитель географии
Дата: 14.11.2017
Класс: 10
Цели и задачи:
Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.
Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.
Действующие лица:
ведущий (учитель)
участники игры (6 учащихся)
ведущий и помощник (учитель и ученик)
Оборудование:
Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.
Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.
Подготовительный этап:
за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана );
учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз ( если их выберут)
группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).
Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.
Ход игры
В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.
Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.
Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.
Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?
Ответ. Это растение бамбук.
В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.
Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?
Ответ. Гватемала.
Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.
Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?
Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.
На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.
Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?
Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.
Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.
Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.
Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».
Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.
Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?
Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.
Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.
Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?
Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер
В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.
Вопрос. Какие это полуострова и какими морями омываются?
Ответ. Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.
На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)
Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?
Ответ. Ливан- Иван- Ван.
На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.
Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?
Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.
Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.
Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?
Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.
Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.
Вопрос. Как называется государство и его столица?
Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.
Самоанализ внеклассного мероприятия по географии интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?» (для учащихся 10 классов).
Тема моего опыта «Активизация познавательной самостоятельности на уроках
географии». В соответствии с темой опыта я проводила внеклассное мероприятие по
географии интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» (для учащихся 10 классов).
В классном коллективе по 25 детей. Учащиеся этих классов имеют средний уровень
учебных возможностей, составляют хороший, дружный коллектив, в котором
межличностные отношения и самооценка детей в норме.
Цель игры: расширение кругозора знаний учащихся по естествознанию, географии и
биологии.
Задачи:
- Повышать познавательный и интеллектуальный интерес;
- Стремиться к совершенству своих знаний, умений и навыков:
- Развивать умение рассуждать, логически мыслить, концентрировать внимание,
сравнивать и делать выводы:
- Прививать правила работы и общения в группе.
Выбор мероприятия, содержание и направление учебной и воспитательной
деятельности в данном мероприятии вытекает из направлений воспитательной
работы школы, задания подобраны, продуманы соответственно уровню развития
классного коллектива и их возрастным особенностям.
Ребята активно принимали участие в подготовке мероприятия, изготовления
необходимого наглядного материала. Планирование мероприятия и содержание
заданий были подготовлены учителем, но к составлению вопросов были привлечены
учащиеся школы и учителя. Для игры были отобраны наиболее интересные вопросы.
Игра проводилась по аналогии телевизионной игры «Что? Где?
Когда?».Участники игры садятся за круглый стол, на котором размещены
пронумерованные конверты с заданиями, вращая волчок , отвечают на задания в
конверте, напротив которого остановилась стрелка. Время для обсуждения одна
минута. Задания составлялись на основе изученного материала, так же
присутствовали задания творческого характера, за выполнение каждого задания на
табло отмечались очки.
Мероприятие целей достигло, воспитательные, развивающие задачи реализованы.
Игра способствовала расширению кругозора в области естествознания, географии и
биологии, определила взаимосвязь географии с этими науками, помогла
творческому развитию личности школьника и активизировала его познавательную
самостоятельность.
По окончании игры все учащиеся в целях поощрения получили положительные
оценки по географии и сладкие призы. Чтобы в итоге ни было выбрано учителем,
стоит помнить, что дети работают в полную силу своих возможностей только тогда,
когда они могут получить поощрение за свой труд.