«Зимний фестиваль знаний 2025»

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Конспект НОД в старшей группе

Программные задачи:

1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

2.Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению

3.Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

4.Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки

5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Конспект НОД в старшей группе

«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Программные задачи:

1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

2.Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению

3.Формировать представления детей о трудолюбивом человеке

4.Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки

5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Материал: текст русской народной сказки «Хаврошечка»; картинки домашних животных и то чем они питаются (картинки); жетоны (яблочки); картина, на которой зашифрована пословица «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»; раскраски (коровушка) по количеству детей.

Предшествующая работа: дидактическая игра «Большие и маленькие», наблюдение на прогулке за домашними животными, поиск домашних животных в других сказках, рассказах; загадки про домашних животных.

Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка; Крошечка Хаврошечка; рябая корова; кора дуба; сильный человек- богатый, кудреватый, молодой; в добре поживать, лиха не знать; без труда, не выловишь и рыбку из пруда.


Ход НОД:

1. (Дети встают около стульчиков)

В: Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

Д: корова!

В: Ребят, а почему вырешили, что это корова?

Дети отвечают: (ответ находят в загадке)

В: а что вы еще можете рассказать о корове?

Д: Корова - это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы - теленок. Она мычит и бодается.

2.Работа с картинками. (Воспитатель заранее готовит их на отдельном столе).

Корова – сено курица – зерно

собака- кость лошадь - сено

кошка – молоко коза – кора дуба

кролик – морковь обезьяна - банан

В: ребята, а других домашних животных вы знаете?

Д: Да!

В: тогда подходите к столу. (Дети подходят к столам, где приготовлены картинки домашних животных и то, чем они питаются. Воспитатель может добавить картинку с изображением дикого животного, н-р: обезьяна и банан.)

В: ребята, найдите домашнее животное и то, чем оно питается.

(Также воспитатель может сказать детям: а давайте угостим собаку зерном. Дети находят ошибку в словах педагога, и угощают зерном курочку).

3. Чтение сказки.

В: Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Слушайте внимательно.

«Сказка в двери к нам стучится

Скажем сказке заходи,

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди»

В. Ребята, вам понравилась сказка?

Д: да!

4. Физминутка:

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

5. Работа над текстом сказки.

В: а сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня яблочко, из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

А) как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?

Б) с каких слов начинается сказка?

В) кто и как помогал Хаврошечке?

Г) кто и как следил за девушкой?

Д) какими словами закончилась сказка?

Оценка. В: молодцы, ребята. Как хорошо вы слушали сказку, запомнили ее. Но, а мы и дальше продолжаем собирать яблочки.

В: ребята, скажите пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться? (трудолюбивый)

За каждый правильный ответ воспитатель дает ребенку жетон – яблочко.

6. Работа над пословицей.

Ребята, посмотрите на картину! (педагог заранее готовит картину на мольберте)

(воспитатель и дети обсуждают картину, кто и что на ней изображен).

В: сейчас я вам скажу 3 пословицы, одна из них спрятана в этой картине. Слушайте внимательно.

А) труд кормит, а лень портит;

Б) без труда, не выловишь и рыбку из пруда;

В) пчелка маленькая, а и та работает.

В: ребята, догадались, какая пословица спрятана в этой картине?

Д: Да! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!

В: молодцы! А как можно истолковать эту пословицу?

Дети объясняют смысл пословицы.

Далее педагог и дети проговаривают пословицу вместе вслух, затем предлагает кому-то из детей повторить (индивидуально).

7. Оценка НОД.

Сегодня, ребята, вы отгадывали загадку. Отгадали ее правильно. Назвали домашних животных, и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили ее и верно отвечали на все мои вопросы. А еще, ребята, мы с вами познакомились с пословицей – «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», и вы верно ее истолковали.

(Также сам педагог задает вопросы и ребенок на них отвечает, тем самым оценку делает ребенок, а не педагог).


В: Ребята, Хаврошечка приготовила для вас подарки, это раскраска, а на ней коровушка из сказки. Я предлагаю вам взять ее домой, раскрасить, и принести в группу на выставку. А потом мы посмотрим у кого какая получилась (рыжая, пятнистая).

Педагог дарит детям раскраску – «коровушка».


Разработала конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» и провела - воспитатель Рогачевская Наталья Владимировна.












/ Русские народные сказки

Крошечка-Хаврошечка


Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая - Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

— Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.

Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь - Двуглазку.

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:

— Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:

— Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

Старик так, сяк:

— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Наточил старик ножик…

Побежала Хаврошечка к коровушке:

— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.


14


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее