«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Числовая окружность

•ввести понятие числовой окружности;

•формирование умения записывать множество чисел, соответствующих на числовой окружности точке;

формирование умения находить на числовой окружности точку, соответствующую данному числу

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

10 класс. Мордкович А.Г.  Тригонометрические функции. Числовая окружность Валиева Ю.Ф.

10 класс. Мордкович А.Г. Тригонометрические функции.

Числовая окружность

Валиева Ю.Ф.

Цель урока

Цель урока

  • ввести понятие числовой окружности;
  • формирование умения записывать множество чисел, соответствующих на числовой окружности точке;
  • формирование умения находить на числовой окружности точку, соответствующую данному числу.
Числовая прямая Прямая, на которой заданы точка отсчета, единичный отрезок и положительное направление, называется числовой прямой. Определение? Любому действительному числу можно сопоставить точку на числовой прямой , и наоборот. Свойство? Нанесите на числовую прямую числа π, 2 π, -π, - 2 π. Нанесите на числовую прямую промежутки ( π ; 2 π ), [ - 2 π ; π / 2] . -2π -π 2π π 0 6 -6 -3 1 -1 3

Числовая прямая

Прямая, на которой заданы точка отсчета, единичный отрезок и положительное направление, называется числовой прямой.

Определение?

Любому действительному числу можно сопоставить точку на числовой прямой , и наоборот.

Свойство?

Нанесите на числовую прямую числа π, 2 π, -π, - 2 π.

Нанесите на числовую прямую промежутки ( π ; 2 π ), [ - 2 π ; π / 2] .

-2π

π

0

6

-6

-3

1

-1

3

Числовая прямая D C А B Запишите координаты точек : Запишите промежутки и соответствующие неравенства: 1 проверка [DA) 2 [BC] проверка A C B D π -2π 2π -π t 0

Числовая прямая

D

C

А

B

Запишите координаты точек :

Запишите промежутки и соответствующие неравенства:

1

проверка

[DA)

2

[BC]

проверка

A

C

B

D

π

-2π

t

0

0, то, двигаясь из точки А в направлении против часовой стрелки (положительное направление обхода окружности), опишем по окружности путь АМ длиной t, тогда М – искомая М(t).  Если t

Числовая окружность

+

R=1

А(0)

-

Определение.

Единичную окружность называют числовой окружностью , если между действительными числами и точками окружности установлено соответствие:

 Числу t = 0 сопоставлена точка А – правый конец горизонтального диаметра: А(0).

 Если t 0, то, двигаясь из точки А в направлении против часовой стрелки (положительное направление обхода окружности), опишем по окружности путь АМ длиной t, тогда М – искомая М(t).

 Если t

у 1 х 1 -1 0 Длина окружности 2  -1

у

1

х

1

-1

0

Длина окружности 2 

-1

у 1 х 1 -1 0 Длина полуокружности  -1

у

1

х

1

-1

0

Длина полуокружности 

-1

у  II I  2  2 3 3 5   6 6 0  x 2  7  11  6 6 4  5  III IV 3  3 3 2

у

II

I

2 

2

3

3

5 

6

6

0

x

2 

7 

11 

6

6

4 

5 

III

IV

3 

3

3

2

у  II I 2 3   4 4 0  x 2  5  7  4 4 IV III 3  2

у

II

I

2

3 

4

4

0

x

2 

5 

7 

4

4

IV

III

3 

2

Числовая окружность π 3π 4π 2 2π 5π  2 π  3  3  3 3 3π  5π π 7π  4  4 4  4 5π π 11π 7π  6 6  6 +  6 R R 2π 0 π π О О 2π 0 11π 5π π 7π  6  6 6  6 Π  7π  3π 5π 4 4 π 5π  4 4 4π 2π 3π 3 π  3  3  3 2 2

Числовая окружность

π

2

2

π

3

3

3

3

π

4

4

4

4

π

11π

6

6

6

+

6

R

R

0

π

π

О

О

0

11π

π

6

6

6

6

Π

4

4

π

4

4

3

π

3

3

3

2

2

Задание 1.  Обозначьте на числовой окружности точку, которая соответствует данному числу: 5π  2 Проверка (7) 4π  3 π 8 5π R=1 - 3 π 0 О π 2. Какое взаимное расположение на числовой окружности точек, соответствующих   числам 8 4π  3

Задание 1.

  • Обозначьте на числовой окружности точку, которая

соответствует данному числу:

2

Проверка (7)

3

π

8

R=1

- 3 π

0

О

π

2. Какое взаимное расположение на числовой окружности точек, соответствующих числам

8

3

Задание 2 (№ 20 - №23).  Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу: 2; 5; -5; -9; -17; 31; -95. π/2 ≈ 3,14/2 = 1,57 π -17 3π/2 ≈ 3*3,14/2 = 4,71 2 -5 2 Проверка (7) II I 5 = 4,71+0,29 95 9 9 = 6,28+2,72 π 0 R=1 17 = 2*6,28+4,44 31 IV III 31 = 4*6,28 + 5,88 -95 -9 95 = 15*6,28 +0,8 17 3π 5  2

Задание 2 (№ 20 - №23).

Какой четверти числовой окружности принадлежит точка, соответствующая числу: 2; 5; -5; -9; -17; 31; -95.

π/2 ≈ 3,14/2 = 1,57

π

-17

3π/2 ≈ 3*3,14/2 = 4,71

2

-5

2

Проверка (7)

II

I

5 = 4,71+0,29

95

9

9 = 6,28+2,72

π

0

R=1

17 = 2*6,28+4,44

31

IV

III

31 = 4*6,28 + 5,88

-95

-9

95 = 15*6,28 +0,8

17

5

2

Задание 3 (№17).  Как расположены на координатной прямой и на числовой окружности точки, соответствующие числам: π 2 t+2 πk a) t и –t; t б) t и t+2 πk, k  Z; π в) t и t+ π ; 0 О г) t+ π и t- π ; t- π t+ π - t 3π  2 π -4π 2π 4π -2π -π t -t t+ π t- π t 0

Задание 3 (№17).

Как расположены на координатной прямой и на числовой окружности точки, соответствующие числам:

π

2

t+2 πk

a) t и –t;

t

б) t и t+2 πk, k  Z;

π

в) t и t+ π ;

0

О

г) t+ π и t- π ;

t- π

t+ π

- t

2

π

-4π

-2π

t

-t

t+ π

t- π

t

0

Задание 4.  Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству. π 2 2π π  3 3 3π π 4 4 5π π  6 6 R 0 π О 2π π 11π 7π  6 6  6 7π 5π -3 π  4 4 5π 4 4π 3π  3  3 2

Задание 4.

Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству.

π

2

π

3

3

π

4

4

π

6

6

R

0

π

О

π

11π

6

6

6

-3 π

4

4

4

3

3

2

Задание 5. Найдите все числа t, которым на числовой окружности соответствуют точки, принадлежащие открытой дуге k  Z AB π 2 2π π  3 3 3π  DC π 4 4 А В 5π π PR  6 6 R R=1 π 0 О P 11π 7π D С  6  6 7π 5π  4 5π 4 4π  3 3π  3 2

Задание 5.

Найдите все числа t, которым на числовой окружности соответствуют точки, принадлежащие открытой дуге

k  Z

AB

π

2

π

3

3

DC

π

4

4

А

В

π

PR

6

6

R

R=1

π

0

О

P

11π

D

С

6

6

4

4

3

3

2

Итог урока

Итог урока

  • Каким вопросам был посвящен урок?
  • Чему научились на уроке?
Домашнее задание  §11 читать, № 11.2, 11.6-11.10(а,б),11.15- 11.16(б)

Домашнее задание

§11 читать,

11.2, 11.6-11.10(а,б),11.15- 11.16(б)

Источники

Источники

  • А.Г. Мордкович, «Алгебра и начала анализа», 10 - 11 классы, часть 1, учебник.
  • А.Г. Мордкович, «Алгебра и начала анализа», 10 - 11 классы, часть 2, задачник.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее