Комитет образования и науки
Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Камышинский индустриально-педагогический колледж
имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева»
(ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева»)
Методическая разработка
по обществоведению (включая экономику и право)
для студентов I курса
всех специальностей
«Человек как продукт биологической,
социальной и культурной эволюции»
преподаватель : Яковлева С. В.
Камышин 2018
Пояснительная записка
Методическая разработка написана в соответствии с рабочими программами и календарно-тематическими планами по обществоведению на 2017-2018 учебный год. Она позволяет обеспечить уровень подготовки студентов, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов всех специальностей.
Тема данной методической разработки позволяет расширить и углубить знания студентов по обществоведению, истории и психологии, что приводит к созданию целостной картины понятия «человек» в сознании студентов.
Вся работа студентов направлена на решение поставленных проблем в ходе занятия. В процессе их решения студенты усваивают особенности человека как биопсихосоциального существа, постигают его отличие от естественного бытия, и прежде всего от животных.
На уроке студенты работают в группах, что позволяет:
организовать эффективно учебный процесс;· приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
· использовать дополнительные средства вовлечения обучающихся в содержание обучения;
· органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения студентов, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
В качестве домашнего задания студентам предложено написать эссе на любую тему по выбору:
"Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.
“Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Технология: ИТ, проблемно-диалогическое изложение
Форма урока: работа в группах, тестирование, практическая работа (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)
Цель:
1. Образовательная: Умение понимать связи между людьми в обществе – выявлять отличия человека от животного; анализируя особенности человека, делать выводы о взаимосвязи его биологических и социальных потребностей; различать биологические и социальные признаки человека, иметь представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”
2. Воспитательная: Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – при оценке обществоведческих взглядов, уважительно и корректно возражать человеку, высказывающему точку зрения, противоположную вашей.
3. Развивающая: Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – определять своё отношение к концепциям происхождения человека; развитие критического мышления, умения вести диалог, логического мышления; умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Задачи:
Образовательные:
Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности
Воспитательные:
Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
Развивающие:
Способствовать развитию умений работы в группе с предложенными текстами, анализа и обобщения предложенного материала
Образовательные ресурсы
http://www.alleng.ru/edu/social1.htm
http://psychology.net.ru,
http://selfmaster.dax.ru.
План.
Человек, подходы к его изучению.
Биологическое и социальное в человеке
Социализация
Индивид и индивидуальность, личность.
Основные понятия: феральные люди, человек, индивид, индивидуальность, личность, биологическое и социальное, социализация, агенты социализации, институты социализации
Междисциплинарные связи:
История «Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи»
Основы философии «Проблемы человека в философии»
Внутридисциплинарные связи:
«Основы знаний о духовной культуре человека и общества»
Оборудование:
схема, учебный материал, компьютер, мультимедиапроектор, музыкальное сопровождение, раздаточный материал
Ход урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Студентам предлагается прослушать песню из к/ф «Приключения Электроника», - «Ты – человек»
- О чем или о ком эта песня? Что говорится о человеке в ней?
А теперь прослушайте исторический анекдот:
Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".
Предлагаются высказывания великих людей и факты о человеке. (слайд 2)
Человек — существо без перьев, двуногое, с плоскими ногтями. Платон
Человек — единственная птица, которую можно ощипать многократно. Джимми Дюрант
Человек – общественное животное. Аристотель
Человек – это звучит гордо Выражение из пьесы М. Горького "На дне"
Самое чудесное, самое высокое создание в мире — это человек. М. Горький
Превосходная должность — быть человеком на земле. М. Г орький
А теперь я предлагаю вам отгадать загадку:
В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стёклами, на котором красуется надпись: “здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона?
- Что станет темой нашего урока? Человек:
- А вы можете сказать, что такое человек?
Сравните имеющиеся у нас два мнения, факты– совпадают они или противоречат друг другу?
Какой у вас возникает вопрос? (получить от студентов их формулировку ПРОБЛЕМЫ урока в виде вопроса)
Запишем на доску ПРОБЛЕМУ нашего урока (в виде темы, цели или вопроса)
Выдвижение ВЕРСИЙ: (…)
3) Актуализация знаний.
Что мы уже знаем по этой проблеме? Что мы хотим узнать?
- диалог в виде мозгового штурма
- На уроке вы будете работать в группах.
Критерии оценивания работы группы:
умение аргументировать свой ответ;
умение сотрудничать с группой;
умение выражать своё мнение.
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список учащихся | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка итоговая |
|
|
|
|
4) Изучение нового материала
1. Человек, подходы к его изучению.
В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.
Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.
Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)
Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.
Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.
Основные теории происхождения человека
Практическая работа №1 (слайд 4, 5)
Группа 1
До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая.
В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:
26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.
В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.
Вопросы и задания:
Как был создан человек, согласно христианству, исламу, иудаизму?
Группа 2 (слайд 6)
Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.
Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.
Вопросы и задания:
Почему возникла уфологическая теория? Откуда взялся человек на Земле?
Группа 3 (слайд 7, 8)
Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.
К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория, и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.
Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.
Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.
Вопросы и задания:
Как Ч. Дарвин объяснил происхождение человека? В чем недостаток его эволюционной теории? Как ф. Энгельс объяснил процесс происхождения человека от обезьяны?
Группа 4(слайд 9)
Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей…
В 60-е годы XX века накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.
Вопросы и задания:
Как объясняет причины возникновения человека русский биолог И. Мечников?
Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)
Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека. (слайд 10, 11)
Извне | Изнутри |
Сопоставление человека с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком | Биологическое строение, психика, нравственные, духовные, общественные позиции |
Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.
2. Биологическое и социальное в человеке (слайд 12)
- Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено
Заполните таблицу: “Человек как биосоциальное существо”. осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка). (слайд 13)
Биологическое в человеке | Социальное в человеке |
|
|
Наличие кровеносной системы.
Инстинкт самосохранения.
Способность создавать орудия труда.
Обмен веществ между организмом и природой.
Способность к абстрактному мышлению.
Умение говорить.
Субъект познания и изменения мира.
Пищевой инстинкт.
Строение клеточной и мышечной системы.
Творческая деятельность.
Сделайте вывод. Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
- Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
3. Социализация (слайд 14)
Восточная притча. Молодая мать пришла к мудрецу и спросила совета, когда ей стоит начать воспитание ребенка "Каков возраст вашего ребенка?"- спросил мудрец "Всего 3месяца"- ответила мать. "Увы? Вы опоздали. Вы опоздали ровно на 3 месяца"- сказал мудрец.
Как вы объясните слова мудреца?
В литературе: "Маугли" Р. Киплинга
В реальной жизни: в Индии в 1940 г. были найдены две девочки -Амала полутора лет и Камала восьми лет, выросшие в стае волков. Амала прожила один год, а Камала - 10, но она так и не овладела речью, не научилась смеяться, двигалась на четвереньки.
Феральные люди - существа, выросшие в социальной изоляции и воспитанные в сообществе животных. (Термин ввел К. Линней в XVIII в., от итальянского слова "фермата" - остановка).
Только находясь в обществе человек может стать человеком в полном объеме.
Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль.
Социализация - процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта.
Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету. Нельзя социальным ролям и культурным нормам научиться по книгам.
В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.
Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Практическая работа № 2
Группа 1
Специалисты утверждают: человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.
Почему? Объясните проблему с точки зрения социализации.
Группа 2
В восточных штатах США в начале XX века заключенных приводили в темных капюшонах. Им не разрешалось видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь исправления тогда проходит легче, когда над тобой не довлеет груз отравленного прошлого.
Дайте комментарий с точки зрения теории социализации.
Группа 3
Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902—1979).
Социализация ребенка
Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка — это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.
Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся — это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...
Парсонс Т. О социальных системах. —М., 2002. —С. 310—311.
Вопросы и задания к источнику.
1) Какое значение придает автор термину «социализация»?
2) Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап?
Группа 4
В современной европейской культуре обострился интерес к личности, к социальным механизмам формирования личности.
Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
….социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив.
Примитивная хозяйственная деятельность в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни привели к тому, что система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, религиозные школы.
Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.
Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.
В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.
(Г.Г. Кириленко)
Вопросы и задания к источнику.
От чего, по мнению автора, зависит социализация?
4. Индивид, индивидуальность, личность. (слайд 15-18)
Индивид
1. отдельно взятый представитель всего человеческого рода;
2. человек – как один из людей.
Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.
Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.
Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной.
Определите еще один важный признак человека.
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?
- Личность.
“Индивидуальность – это неповторимый набор красок для шедевра по названию “Личность”, но еще вовсе не сам шедевр” В. Гаврилов:
Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.
Личность –
1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;
2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
- Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
Практическая работа № 3
Группа 1
Текст приводимого ниже фрагмента книги «Деятельность, сознание, личность» классика отечественной и мировой психологии Алексея Николаевича Леонтьева, фрагмент называется «Индивид и личность».
А. Н. Леонтьев
ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции….
Индивид — это прежде всего генотипическое образование……..Итак, в основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.
….слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного».
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни: личность не состоит из кусочков... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. ….личностью не родятся, личностью становятся. . Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического ….. развития человека...
……. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.
Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности...
Задание :
1. Внимательно прочитать, уточнить понимание отдельных слов, обращаясь к словарю.
2. Выделить существенные отличия понятий «индивид» и «личность».
Группа 2
Прочитайте отрывок из работы современного российского социолога В. А. Ядова.
Личность как предмет изучения
Если естественные науки, имея предметом изучения человека, анализируют его свойства как биологического и нередко биосоциального организма, то личность как социальное качество человека является предметом исследования социальных наук: философии, социологии и психологии.
Философия имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных (методологических) проблем, как определение места человека в системе мироздания, его сущности, т. е. ведущих свойств, остающихся неизменными в многообразных связях и отношениях его с внешним миром...
Социология исследует личность со стороны ее... свойств в качестве определенного социального типа, основные черты которого есть продукт принадлежности к определенному месту в социальной структуре …
...В отличие от социологии общая психология исследует в личности прежде всего и главным образом ее внутреннюю природу, …. свойства и качества характера, темперамента, задатков и способностей, мотивации...
Предмет социальной психологии —изучение исторически и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структуры: мотивации, ценностных ориентаций, социальных установок…..
Вопросы и задания: 1) Укажите, что является предметом при изучении человека в естественных науках. 2) Чем различается изучение человека в естественных и социальных науках? 3) Что изучают в личности философия? психология? социальная психология?
Группа 3 (слайд 19-22)
Оригинальную схему структуры личности предложил основоположник психоанализа З. Фрейд (1856—1939 гг.).
Его структурная модель включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и супер-Эго.
Ид (в переводе с латинского «оно»), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями особенно агрессивными. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия».
Эго (от лат. «я») — это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.
Эго подчиняется принципу реальности…… Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.
Супер-Эго (от лат. «сверх-Я») отвечает за мораль, нравственность и религию,
Вопросы и задания:
1) Какие уровни личности выделил З Фрейд?
2) Каким принципам подчиняется Ид, Эго?
3) За что отвечает Супер-Эго?
Группа 4 (слайд 23)
Задание
- Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?
- Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них "Личностью" (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.
- Как Вы понимаете разницу между понятиями "человеческая личность" и "Личность" (с большой буквы)?
- Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.
- Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
Пути:
- деятельность
- общение
- творчество
- Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".
(слайд 24)
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
В связи со сказанным правомерными являются вопросы: а может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?
Однозначного ответа на эти вопросы не существует, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Однако большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью; хотя иногда — с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений по сравнению с нормой до значительных разрушений личности при заболеваниях разной тяжести. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность.
Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.
Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности.
- Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
Пути:
- деятельность
- общение
- творчество
- Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".
Диагностика свойств личности
“Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли”. Пуд - 16 кг, а ежедневное потребление соли человеком составляет около 20 г. Легко выяснить, сколько надо прожить с человеком, чтобы его узнать.
Каким способом можно определить человеческие качества?
Предложили астрологи (греч. astron - звезда, logos - слово).
Распространение письменности обусловило появление еще одного способа диагностики - графологического. Черты характера: уравновешенность, вспыльчивость, смелость, трусость отражаются в почерке человека.
Если строчки загибаются вверх, то человек храбр, честолюбив.
Если строчки падают вниз - человек безынициативен и пессимистичен.
Мелкие буквы говорят о том, что человек способен сосредотачиваться на одном деле, а крупные буквы говорят о стремлении его к лидерству.
5) Первичное закрепление. (слайд 25)
- Выполните тест.
1. Человек от животного отличается тем, что он:
А) имеет природные инстинкты
Б) обладает потребностями
В) не зависит от природных условий
Г) обладает членораздельной речью
2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:
А) биологические особенности
Б) тип нервной системы
В) жизненный опыт
Г) состояние здоровья
3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек есть природный, биологический факт.
Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения:
А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.
Б) Новорожденный человек еще не является личностью.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?
А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.
Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о личности?
А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.
Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 26)
написать эссе на любую тему
"Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.
“Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
(слайд 27)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересно / не интересно |
Список использованной литературы
Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
Дидактические материалы по курсу “Человек и общество” 10-11 кл.: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2001
Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: методические рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006
Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч.1/авт.-сост С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2008
Задания и тесты по обществознанию: 10 класс / Аверьянов Ю.И. и др. – М.: Школа-Пресс, 1999
ЕГЭ 2008. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Составители Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2008
Школьный словарь по обществознанию: пособие для учащихся 10-11: / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение,