Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект (технологическая карта) пробного урока
«Русский язык»
студентки 4 «А» группы
Кенжалиевой Камиллы
Тема: «Части речи. Самостоятельные и служебные»
Класс 3 «Б» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани
Допуск к проведению урока:
Студентка: Кенжалиева К.К.
___________________(Подпись)
Учитель: Елисеева Н.Р.
___________________(Подпись)
Методист: Руднева Л.М.
___________________(Подпись)
Оценка за урок_______________
Астрахань, 2023
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «Б»
Учебник: УМК «Школа России»
Тема урока: «Части речи. Самостоятельные и служебные»
Тип урока: Открытие нового знания
Форма урока: Традиционный урок
Цель урока: формирование умения определять самостоятельные и служебные части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
-сформировать умение находить самостоятельные и служебные части речи;
-узнать по каким признакам они определяются ;
-узнать, что такое самостоятельные и служебные части речи;
-узнать, какими признаками определяются самостоятельные и служебные части речи;
Метапредметные:
Познавательные:
-уметь анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом;
-уметь выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы
использовать полученные знания в практической деятельности;
-структурирование знаний.
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-определить последовательность действий в каждом задании;
-составление плана и последовательности действий;
-внесение дополнений в способ действия;
-выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-распределение функций в системе “ученик-учитель”
-владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.
Личностные:
воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний.
Оборудование:
Для учителя: учебник русского языка Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 3 кл. 1 ч., презентация.
Для учащихся: учебник русского языка Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 3 кл. 1 ч., тетрадь, письменные принадлежности.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||
Организационный момент | Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. Мы сейчас начнем трудиться, И забудем, как лениться. Будем в мир знаний дверь открывать, Чтоб на уроке не скучать. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Камилла Курманбатыровна , и сегодня я буду вашим учителем русского языка.Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место. | Учащиеся настраиваются на предстоящий урок. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)
Личностные УУД (правильная посадка за партой) | ||||||
Минутка чистописания
Формулировка темы минутки чистописания
| -Начнём урок с минутки чистописания. -Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. -Какое сегодня число? -Подчеркиваем в слове “декабрь” букву е, в слове “классная” удвоенную с.
Посмотрите на слайд, на нем представлены несколько рядов слов. В каждом ряду нужно найти лишнее слово. 1. Бабочка, синица, наступила, стул. 2. Прекрасная, встречает, улыбается, идёт. 3. Красивая , милая, зима, радостная - Какое лишнее слово будет во первом ряду?
-Какое слово будет лишним во 2 ряду?
-
А какое слово лишнее в 3 ряду? -Ребята, а какое сейчас время года? -Верно. Какой части речи это слово? -Молодцы! Ребята, что у нас с вами получилось из данных слов? Прочитайте. -Ребята, а в чём различие между словами, которые мы с вами назвали “лишними”? -Отлично. Мы с вами сейчас красиво запишем в тетрадь это предложение. Показываю на доске запись предложения: Наступила прекрасная зима. -Запишите предложение красиво себе в тетрадь. |
-7 декабря.
-“наступила”, потому что это глагол, а все остальные слова это им.существительное. -“прекрасная”, так как все остальные слова это глаголы, а слово «прекрасная» - им. прилагательное.
-«Зима» потому что это существительное, а все остальные слова это им.прилагательные -Предложение. Читают: наступила прекрасная зима. -Они разных частей речи.
| Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять проверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
| ||||||
Словарная работа
| -Ребята, запишем слово Словарь: и проведем словарную работу. Посмотрите на слайд, что вы видите?
-Какой слог ударный? Какую букву нужно подчеркнуть и запомнить? -Верно. Вызываю одного ученика к доске. -Посмотрите на следующий ребус. Что это за овощ спрятан?
-Какой слог ударный? Какую букву нужно подчеркнуть и запомнить? -Верно. Вызываю одного ученика к доске. -Верно. Какой слог ударный? Какую подчеркнуть ?
-Отлично, посмотрите на следующее изображение и скажите , что вы видите? -Давайте узнаем какое слово спрятано?
-Верно, записываем слово назад. (ученик у доски записывает слово,определяет ударение и подчеркивает) -Ребята, какое слово можем подобрать, чтобы проверить?
-Отлично, посмотрите на следующее изображение и скажите , что вы видите?
-Давайте решим его и узнаем какое слово спрятано. -Верно, записываем слово обычный . (ученик у доски записывает слово,определяет ударение и подчеркивает)
|
-Ребус -Молоток.
-Ударный третий слог. Запоминаем и подчёркиваем букву «о» в первом и втором слогах.
-Морковь -Ударение падает на второй слог моркОвь. Запоминаем безударную гласную в первом слоге. Подчеркиваем ее.
-Тоже ребус
-Назад -Ударение падает на второй слог назАд. Запоминаем проверяемую согласную Д на конце слова. Подчеркиваем ее.
-Назад — позади
-Ребус
-Назад
-Ударение падает на второй слог назАд. Запоминаем проверяемую согласную Д на конце слова. Подчеркиваем ее. И безударную гласную в первом слоге -Назад — позади | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Познавательные: поиск и извлечение нужной информации казывание)
| ||||||
Актуализация знаний
| -Ребята, а какие части речи вы знаете ?
-Приведите примеры имен существительных -Приведите примеры имен прилагательных ? -Приведите примеры имен глаголов? Молодцы!
| -Имя существительное, имя прилагательное ,глагол -Девочка, дерево, стол
-Умная ,красивая, ласковая
-Бежать ,играть, танцевать | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) | ||||||
Определение темы. Постановка цели. |
-Ребята, а кто догадался о чём мы сегодня будем говорить? -Верно. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать части речи. -Тема нашего урока «Части речи. Самостоятельные и служебные» -Какую цель поставим на наш урок?
-Молодцы! |
-Мы будем говорить о частях речи.
Цель урока: узнать, какие части речи относятся к служебным, а какие к самостоятельным, по каким признакам они определяются и чем различаются части речи между собой. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) | ||||||
Наблюдение над языковым материалом | -Ребята, посмотрите на слайд. (на слайде таблица)
У меня в мешочке лежат карточки со словами, вам нужно распределить слова в таблицу. (вызываю по одному ученику, берут из мешочка карточку со словом и распределяют в таблицу, если к слову можно задать вопрос)
-Ребята, какие части речи представлены в таблице? Останутся: у, по, на,десять . -Ребята, посмотрите у нас остались буквы и слоги, которые мы не добавили в таблицу. («у», «по», «на» «десять»карточки на доске). Можно ли назвать их словами? (Возвращаюсь на таблицу, которая в актуализации и добавляю туда карточки «У», «по», «на») -Давайте попробуем задать вопрос к этим словам. Получается? -А что они обозначают эти слова? -Можно сказать, что это существительное? -А можно сказать, что это прилагательное? -Ребята, оказывается в русском языке кроме слов, которые отвечают на вопросы, что-то обозначают, есть ещё слова, которые не отвечают на вопрос и ничего не обозначают. -В зависимости от этого, все слова в русском языке делятся на части речи, на большие группы.
|
-Им. Существительное, прилагательное, глагол. -Да -Задать вопрос не получается. -Ничего не обозначают. -Нет. -Нет. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Предметные: Уметь: дифференцировать орфограмму; применять нужное правило понимать и принимать учебную задачу | ||||||
Физминутка Формулирование темы урока Упражнения на этапе первичного закрепления
Работа с правилом | Ребята, вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем. По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) Он горошину нашел, (Упор присев, встать.) А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.) Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево) Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.) Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны -Ребята, частей речи на самом деле очень много и их не две, не три, а много. -Давайте перевернем страницу. Все увидели таблицу? -Давайте прочитаем части речи -Какие части речи известны? -А какие неизвестны? Давайте перечислим их Все слова русского языка обязательно распределяют по группам , по частям речи , в зависимости от того , какими признаками они обладают . -Давайте посмотрим на этот пирог -Это большой пирог - части речи - состоит из кусочков -А посмотрите у каждого кусочка несколько слоев. Что это за слои ? Давайте посмотрим -Верно! -В зависимости от этого всего каждое слово определяется в группу . -Посмотрите:часть частей речи обозначено синим цветом, а часть - голубым. -Ребята , оказывается , что все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные и служебные -Давайте назовем их. - Назовите самостоятельные части речи. Назовите служебные части речи. Ребята, внимание на слайд , посмотрите так ли мы распределили ? Части речи Служебные Самостоятельные Союз Глагол, наречие, Предлог им. сущ, числ., Частицы местоим., прил. Междометия -Ребята, выполним устно упражнение 3 на странице 148 -Ответим на вопросы -Сколько всего частей в русском языке? -Сколько самостоятельных частей речи? -Сколько служебных частей речи? -Какие части речи тебе уже знакомы ? -Чем различаются самостоятельные и служебные части речи ? -Все верно! -Ребята, давайте прочитаем правило (стр 148) и сделаем вывод -Все части речи –это такие группы слов, которые имеют общие признаки -Давайте все эти общие признаки назовем. | Повторяют движения за учителем. -Глагол, наречие, местоимение, числительное, имя прилагательное, имя существительное, союз, предлог, частица, междометие. -Существительное глагол прилагательное - Наречие, местоимение, числительное , союз, предлог, частица, междометие.
-Первый слой - что обозначает . -Второй слой - на какие вопросы отвечают -Третий слой - какие признаки -Четвертый слой -каким членом предложения является -Существительное, глагол ,прилагательное, наречие, местоимение,числительное. - Имя существительное ,имя прилагательные , глагол, наречие, местоимение, числительное. -Союз, предлог, частицы, междометия. 10 частей 6 частей 4 части -Существительное глагол прилагательное -Если мы посмотрим на пироги у самостоятельных там заняты все слои а у служебных отсутствуют 2 и 4 Нет вопроса и не обозначают роли в предложении -Все существительные обозначают предмет,отвечают на вопросы кто или что, в предложении могут быть дополнением или подлежащим. | Коммуникативные: навыки сотрудничества учителя с учениками Познавательные: поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации Коммуникативные: Уметь строить речевое высказывание Предметные: Уметь: находить ошибкоопасное место в слове; дифференцировать орфограмму; применять нужное правило понимать и принимать учебную задачу. Регулятивные: сличение выполненного задания с заданным эталоном, и обнаружение отклонений и отличий от эталона; Определение уровня усвоения правил русского языка Регулятивные УУД (умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные УУД (умение слушать). Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) | ||||||
Упражнения на этапе первичного закрепления | -Ребята, посмотрите на слайд. Я разделила данные слова в два столбика: на служебные части речи и самостоятельные. Ребята, я считаю, что правильно разделила слова. Кто со мной не согласен? -Почему они не будут являться самостоятельными частями речи? -А во втором столбике всё правильно? -Какое слово не будет являться служебной частью речи? -Почему? -Что обозначает это слово? -Верно. Ребята, к служебным частям речи вопрос задать нельзя и они не имеют значение. | -Поднимают руки. -в первом столбике «в» и «я» не будут являться самостоятельными. К ним нельзя задать вопрос и они ничего не обозначают. -Нет. -Слово «рядом» -Можно задать вопрос «где?» -Близко. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) | ||||||
Обобщающая беседа | -Что такое части речи ? -Назовите две группы частей речи? -Для чего нужны служебные части речи? -Чем различаются части речи ? | - Это группы слов ,которые имеют общие признаки -Самостоятельные и служебные -Для того ,чтобы придавать смысл Для того они и служебные, они служат самостоятельным -Служебные части речи не имеют вопроса и не обозначают роли в предложении | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) | ||||||
Рефлексия | - Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора. (на слайде) Поднимите руку те, кто справился со всем и урок был для него полезен. (зеленый цвет) - Поднимите руку те, кто справился не со всеми заданиями и возникали трудности (жёлтый цвет) - Поднимите руку те, кто не справился с заданиями и ничего не получилось (красный цвет).
| Оценивают свою деятельность. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |