«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Части речи. Самостоятельные и служебные»

«Части речи. Самостоятельные и служебные»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока

«Русский язык»

студентки 4 «А» группы

Кенжалиевой Камиллы

Тема: «Части речи. Самостоятельные и служебные»

Класс 3 «Б» МБОУ «СОШ №8» г. Астрахани

Допуск к проведению урока:

Студентка: Кенжалиева К.К.

___________________(Подпись)

Учитель: Елисеева Н.Р.

___________________(Подпись)

Методист: Руднева Л.М.

___________________(Подпись)

Оценка за урок_______________



Астрахань, 2023

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «Б»

Учебник: УМК «Школа России»

Тема урока: «Части речи. Самостоятельные и служебные»

Тип урока: Открытие нового знания

Форма урока: Традиционный урок

Цель урока: формирование умения определять самостоятельные и служебные части речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

-сформировать умение находить самостоятельные и служебные части речи;

-узнать по каким признакам они определяются ;

-узнать, что такое самостоятельные и служебные части речи;

-узнать, какими признаками определяются самостоятельные и служебные части речи;

Метапредметные:

Познавательные:

-уметь анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом;

-уметь выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы

использовать полученные знания в практической деятельности;

-структурирование знаний.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-определить последовательность действий в каждом задании;

-составление плана и последовательности действий;

-внесение дополнений в способ действия;

-выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-распределение функций в системе “ученик-учитель”

-владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Личностные:

воспитывать внимание, самостоятельность, умение выслушивать мнения одноклассников, бережное отношение к слову, интерес к получению новых знаний.

Оборудование:

Для учителя: учебник русского языка Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 3 кл. 1 ч., презентация.
Для учащихся: учебник русского языка Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 3 кл. 1 ч., тетрадь, письменные принадлежности.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать.

Мы сейчас начнем трудиться,

И забудем, как лениться.

Будем в мир знаний дверь открывать,

Чтоб на уроке не скучать.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Камилла Курманбатыровна , и сегодня я буду вашим учителем русского языка.Проверьте, все ли у вас подготовлено к уроку? Встаньте ровно возле парт. Теперь тихо садитесь на место.

Учащиеся настраиваются на предстоящий урок.

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)



Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

Минутка чистописания


















Формулировка темы минутки чистописания





-Начнём урок с минутки чистописания.

-Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

-Какое сегодня число?

-Подчеркиваем в слове “декабрь” букву е, в слове “классная” удвоенную с.


Посмотрите на слайд, на нем представлены несколько рядов слов. В каждом ряду нужно найти лишнее слово.

1. Бабочка, синица, наступила, стул.

2. Прекрасная, встречает, улыбается, идёт.

3. Красивая , милая, зима, радостная

- Какое лишнее слово будет во первом ряду?


-Какое слово будет лишним во 2 ряду?


-






А какое слово лишнее в 3 ряду?

-Ребята, а какое сейчас время года?

-Верно. Какой части речи это слово?

-Молодцы! Ребята, что у нас с вами получилось из данных слов? Прочитайте.

-Ребята, а в чём различие между словами, которые мы с вами назвали “лишними”?

-Отлично. Мы с вами сейчас красиво запишем в тетрадь это предложение.

Показываю на доске запись предложения:

Наступила прекрасная зима.

-Запишите предложение красиво себе в тетрадь.



-7 декабря.










-“наступила”, потому что это глагол, а все остальные слова это им.существительное.

-“прекрасная”, так как все остальные слова это глаголы, а слово «прекрасная» - им. прилагательное.



-«Зима» потому что это существительное, а все остальные слова это им.прилагательные

-Предложение.

Читают: наступила прекрасная зима.

-Они разных частей речи.















Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять проверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)


Словарная работа










































-Ребята, запишем слово Словарь: и проведем словарную работу.

Посмотрите на слайд, что вы видите?




-Какой слог ударный? Какую букву нужно подчеркнуть и запомнить?

-Верно.

Вызываю одного ученика к доске.

-Посмотрите на следующий ребус. Что это за овощ спрятан?

-Какой слог ударный? Какую букву нужно подчеркнуть и запомнить?

-Верно.

Вызываю одного ученика к доске.

-Верно. Какой слог ударный? Какую подчеркнуть ?




-Отлично, посмотрите на следующее изображение и скажите , что вы видите?

-Давайте узнаем какое слово спрятано?

-Верно, записываем слово назад. (ученик у доски записывает слово,определяет ударение и подчеркивает)

-Ребята, какое слово можем подобрать, чтобы проверить?


-Отлично, посмотрите на следующее изображение и скажите , что вы видите?

-Давайте решим его и узнаем какое слово спрятано.

-Верно, записываем слово обычный . (ученик у доски записывает слово,определяет ударение и подчеркивает)




-Ребус

-Молоток.







-Ударный третий слог. Запоминаем и подчёркиваем букву «о» в первом и втором слогах.









-Морковь

-Ударение падает на второй слог моркОвь. Запоминаем безударную гласную в первом слоге. Подчеркиваем ее.


-Тоже ребус



-Назад

-Ударение падает на второй слог назАд. Запоминаем проверяемую согласную Д на конце слова. Подчеркиваем ее.




-Назад — позади





-Ребус






-Назад



-Ударение падает на второй слог назАд. Запоминаем проверяемую согласную Д на конце слова. Подчеркиваем ее. И безударную гласную в первом слоге

-Назад — позади

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание

Познавательные:

поиск и извлечение нужной информации казывание)


Актуализация знаний


















-Ребята, а какие части речи вы знаете ?


-Приведите примеры имен существительных

-Приведите примеры имен прилагательных ?

-Приведите примеры имен глаголов?

Молодцы!


-Имя существительное, имя прилагательное ,глагол

-Девочка, дерево, стол


-Умная ,красивая, ласковая


-Бежать ,играть, танцевать

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Определение темы. Постановка цели.


-Ребята, а кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?

-Верно. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать части речи.

-Тема нашего урока «Части речи. Самостоятельные и служебные»

-Какую цель поставим на наш урок?


-Молодцы!


-Мы будем говорить о частях речи.






Цель урока: узнать, какие части речи относятся к служебным, а какие к самостоятельным, по каким признакам они определяются и чем различаются части речи между собой.

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Наблюдение над языковым материалом

-Ребята, посмотрите на слайд. (на слайде таблица)

У меня в мешочке лежат карточки со словами, вам нужно распределить слова в таблицу.

(вызываю по одному ученику, берут из мешочка карточку со словом и распределяют в таблицу, если к слову можно задать вопрос)






-Ребята, какие части речи представлены в таблице?

Останутся: у, по, на,десять .

-Ребята, посмотрите у нас остались буквы и слоги, которые мы не добавили в таблицу. («у», «по», «на» «десять»карточки на доске).

Можно ли назвать их словами?

(Возвращаюсь на таблицу, которая в актуализации и добавляю туда карточки «У», «по», «на»)

-Давайте попробуем задать вопрос к этим словам. Получается?

-А что они обозначают эти слова?

-Можно сказать, что это существительное?

-А можно сказать, что это прилагательное?

-Ребята, оказывается в русском языке кроме слов, которые отвечают на вопросы, что-то обозначают, есть ещё слова, которые не отвечают на вопрос и ничего не обозначают.

-В зависимости от этого, все слова в русском языке делятся на части речи, на большие группы.






Название предмета

(кто? Что?)

Признак предмета

(какой? Какая? Какое? Какие?)

Действие предмета

(что делать? Что сделать?)

Улица

Автомобиль

Краб

Нога

Друг

Солнце

Вера

Задание


Быстрый

яркий

Мчаться

Иметь

Светить

Выполнить


-Им. Существительное, прилагательное, глагол.




-Да










-Задать вопрос не получается.



-Ничего не обозначают.


-Нет.


-Нет.






Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

Предметные:

Уметь:

дифференцировать орфограмму;

применять нужное правило

понимать и принимать учебную задачу



Физминутка























Формулирование темы урока






































































Упражнения на этапе первичного закрепления









Работа с правилом



Ребята, вы хорошо поработали. Давайте немного отдохнем.

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны







-Ребята, частей речи на самом деле очень много и их не две, не три, а много.

-Давайте перевернем страницу.

Все увидели таблицу?

-Давайте прочитаем части речи

-Какие части речи известны?


-А какие неизвестны? Давайте перечислим их


Все слова русского языка обязательно распределяют по группам , по частям речи , в зависимости от того , какими признаками они обладают .

-Давайте посмотрим на этот пирог


-Это большой пирог - части речи - состоит из кусочков

-А посмотрите у каждого кусочка несколько слоев. Что это за слои ? Давайте посмотрим



-Верно!

-В зависимости от этого всего каждое слово определяется в группу .

-Посмотрите:часть частей речи обозначено синим цветом, а часть - голубым.

-Ребята , оказывается , что все части речи делятся на две большие группы: самостоятельные и служебные

-Давайте назовем их.

- Назовите самостоятельные части речи.



Назовите служебные части речи.

Ребята, внимание на слайд , посмотрите так ли мы распределили ?

Части речи

Служебные Самостоятельные

Союз Глагол, наречие,

Предлог им. сущ, числ.,

Частицы местоим., прил.

Междометия












-Ребята, выполним устно упражнение 3 на странице 148

-Ответим на вопросы

-Сколько всего частей в русском языке?

-Сколько самостоятельных частей речи?

-Сколько служебных частей речи?

-Какие части речи тебе уже знакомы ?




-Чем различаются самостоятельные и служебные части речи ?


-Все верно!












-Ребята, давайте прочитаем правило (стр 148) и сделаем вывод

-Все части речи –это такие группы слов, которые имеют общие признаки

-Давайте все эти общие признаки назовем.

Повторяют движения за учителем.























-Глагол, наречие, местоимение, числительное, имя прилагательное, имя существительное, союз, предлог, частица, междометие.

-Существительное глагол прилагательное

- Наречие, местоимение, числительное , союз, предлог, частица, междометие.






-Первый слой - что обозначает .

-Второй слой - на какие вопросы отвечают

-Третий слой - какие признаки

-Четвертый слой -каким членом предложения является









-Существительное, глагол ,прилагательное, наречие, местоимение,числительное.









- Имя существительное ,имя прилагательные , глагол, наречие, местоимение, числительное.


-Союз, предлог, частицы, междометия.
















10 частей


6 частей

4 части


-Существительное глагол прилагательное



-Если мы посмотрим на пироги у самостоятельных там заняты все слои а у служебных отсутствуют 2 и 4

Нет вопроса и не обозначают роли в предложении


-Все существительные обозначают предмет,отвечают на вопросы кто или что, в предложении могут быть дополнением или подлежащим.

Коммуникативные:

навыки сотрудничества учителя с учениками

Познавательные:

поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации

Коммуникативные:

Уметь строить речевое высказывание

Предметные:

Уметь: находить ошибкоопасное место в слове;

дифференцировать орфограмму;

применять нужное правило

понимать и принимать учебную задачу.

Регулятивные: сличение выполненного задания с заданным эталоном, и обнаружение отклонений и отличий от эталона;

Определение уровня усвоения правил русского языка




























Регулятивные УУД

(умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную;

Коммуникативные УУД

(умение слушать).








Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Упражнения на этапе первичного закрепления

-Ребята, посмотрите на слайд. Я разделила данные слова в два столбика: на служебные части речи и самостоятельные.

Ребята, я считаю, что правильно разделила слова. Кто со мной не согласен?

-Почему они не будут являться самостоятельными частями речи?

-А во втором столбике всё правильно?

-Какое слово не будет являться служебной частью речи?

-Почему?

-Что обозначает это слово?

-Верно. Ребята, к служебным частям речи вопрос задать нельзя и они не имеют значение.





-Поднимают руки.

-в первом столбике «в» и «я» не будут являться самостоятельными.

К ним нельзя задать вопрос и они ничего не обозначают.


-Нет.


-Слово «рядом»


-Можно задать вопрос «где?»

-Близко.

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку)

Коммуникативные УУД

(навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Обобщающая беседа

-Что такое части речи ?


-Назовите две группы частей речи?

-Для чего нужны служебные части речи?


-Чем различаются части речи ?

- Это группы слов ,которые имеют общие признаки

-Самостоятельные и служебные

-Для того ,чтобы придавать смысл

Для того они и служебные, они служат самостоятельным

-Служебные части речи не имеют вопроса и не обозначают роли в предложении

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Рефлексия

- Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора. (на слайде)

Поднимите руку те, кто справился со всем и урок был для него полезен. (зеленый цвет)

- Поднимите руку те, кто справился не со всеми заданиями и возникали трудности (жёлтый цвет)

- Поднимите руку те, кто не справился с заданиями и ничего не получилось (красный цвет).

Оценивают свою деятельность.

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения)




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее