Русский язык
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Тема: Части речи в русском языке
Цель:
- научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;
развивать воображение и словарный запас учащихся;
воспитывать аккуратность, любовь к родному языку, творчество.
– развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | ||||||
Орг. Момент:
Ι. Актуализация знаний.
| Начинается урок он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать,на вопросы отвечать. Улыбнитесь мне и друг другу и в хорошем настроении мы начинаем наш урок. _ Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше?
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставай, Слушай, не перебивай. Говори четко, внятно, Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать Надо руку поднимать.
В стране родного языка Не все известно нам пока, Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем. 3 4
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы. - Какой звук вы слышали чаще всего? (Звук [ з ]) - Охарактеризуйте его. (Согласный, звонкий парный) - Какой буквой обозначается? (Буквой З) - Пропишем заглавную и строчную букву З (Показ слайда № 1) 2. Словарная работа. Игра «Фотоглаз»
Словарь: иней, декабрь, мороз, январь, ветер, праздник.(Слайд №2)
2. Введение в тему урока.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
| ||||||
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
| 1 3 3 1. Работа в группах. Каждая группа получает задание: распределить слова по столбикам, составить из этих слов предложение и записать в тетрадь
1 группа: В декабре дует холодный ветер. 2 группа: На деревьях блестит белый иней. 3 группа: По небу плывут тяжёлые тучи. 4 группа: В декабре отмечают Новый год. 5 группа: За окном падает пушистый снег. 6 группа: На улице дует холодный ветер.
2. Формулирование темы и цели урока.
– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||||||
Физминутка |
Снежинка, ледяной, воет, на, праздничный, год, зима, весёлый, радостный, и, встречать, отдыхать. | | ||||||
ΙII. Открытие новых знаний. | 3 4Работа с определением и схемой. стр. 146-147. (Слайд №4) - На какие две группы разделены все слова в русском языке? - Сколько самостоятельных частей речи вы видите? - Какие знакомые служебные части речи вы видите, кроме предлога? - Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? (Нельзя задать вопрос) - Обратите внимание у каждой части речи есть свои признаки это слои нашего торта? Какие? (Что обозначает часть речи, вопрос, грамматические признаки частей речи, роль в предложении) - Посмотрите сколько нового и интересного мы узнаем о каждой части речи.
Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
| | ||||||
ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1 3 5 3 4 Наблюдение за частями речи. (Слайд № 5) – Как вы понимаете, деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.) Послушайте музыку замечательного композитора П.И. Чайковского «Времена года». - О каком времени года написал композитор (О зиме) - Об этом замечательном времени года написаны многие музыкальные, художественные и литературные произведения. - Послушайте строки. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! -Кто автор этих великих строк? (А.А. Фет)
Самостоятельные части речи: колючий, светло-синий, ветви, развешан, иней, погляди, ты. Служебные части речи: не, по, хоть.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||
V. Итог урока. | 4 4
| | ||||||
VI. Домашнее задание. | 1. Правило стр. 146-147 стр. 148, упр. 4. (Слайд № 6) 2. Прийти на урок в хорошем настроении, готовыми получать новые знания!
| |
Деятельность учеников:
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
7