Открытый урок по русскому языку в 7 классе:
« Понятие о служебных частях речи»
Подготовила: учитель русского языка и литературы – Мутафиди Г.М.
Цель урока:
-Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
-Доказать значимость служебных частей речи.
-Совершенствовать устную и письменную речь.
Задачи урока:
Организовать работу в деятельном режиме.
Исследовать тему и обосновать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: урок -обобщение
ЭПИГРАФ: Ты сможешь сиять умом,
Где бы ты ни был,
Потому что мир нуждается
В таких, как ты.
Августин Кюри
Ход урока
1.Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. И перед тем как начать наш урок я бы хотела узнать какое у вас настроение, как вы настроены работать на уроке. У вас на столах кругляшки разного цвета. Зеленые- «У меня хорошее настроение, я собран», желтые- «Я немного скован», красные- «У меня плохое настроение, я растерян».
А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Объявление темы и цели урока
В течение урока вам предстоит показать, что вы смогли узнать о служебных частях речи. Каждый правильный ответ сегодня на уроке вы будете отмечать «плюсом», а неправильный – «минусом». Из «плюсов» и «минусов» мы увидим, над чем вам следует ещё поработать. А я вам в этом помогу. В добрый путь!
Деление на группы: Ребята вам необходимо подойти к столу и выбрать себе цветок, на котором на писаны буквы: «Ч»- садятся за стол частицы, «П»- за стол предлоги, «С»- союзы.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочтите его внимательно и скажите, как понимаете смысл данного высказывания? (Высказывания учащихся). Я думаю, что эти слова великого учёного можно отнести и к вам, сидящим сегодня в этом классе.
Наша задача – доказать значимость в русском языке служебных слов.
- Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?
- Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Категория состояния
Все они:
- Являются членами предложения;
- Имеют морфологические признаки;
- отвечают на вопросы.
Просмотр «Ералаша»
Лингвистическая разминка
Мы проведём лингвистическую разминку. .
2) Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…» Тявкина Наташа
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
-Найдите в тексте служебные части речи (называют)
-Какую информацию о служебных частях речи оно несёт? Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении..
-Какова их роль в предложении?
В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это? (предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это? (частицы)
Составление кластера
Составим кластер: « Служебные части речи»:
1 группа-частица.
2группа- предлог
3 группа-союз
Защита кластера (спикер)
Работа с отрывком из сказки
– Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек- горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи.
Вечер …ночи собирался;
…ночлег собрался;
Вдоль… улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает
Руки … боки подпирает
… … прискочкой … пан,
Боком входит … балаган.
Все по-прежнему стояло,
… коней … … бывало;
… игрушка-горбунок
… его вертелся ног.
Вечер к ночи пробирался;
На ночлег Иван собрался;
Вдоль по улице идет,
Ест краюшку да поет.
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискочкой, словно пан,
Боком входит в балаган.
Все по-прежнему стояло,
Но коней как не бывало;
Лишь игрушка-горбунок
У его вертелся ног
(для справки: к, На, по, да, Вот в, И, с, словно, Но, как не, Лишь, У)
– Вам стало смешно, потому что несуразно звучат некоторые предложения.
– Восстановите текст, используя слова для справок.
– Можно ли обойтись без служебных частей речи?
-Таким образом мы пришли к выводу о их значимости.
8.Физминутка
Ребята, выполняя эти задания, вы немного устали. Я предлагаю вам сейчас выполнить зарядку с частицами.
1.Поднимите вверх правую руку ТОЛЬКО те, кто заботится о своем здоровье.
2.Погладьте себя по голове ЛИШЬ те, кто сегодня чистил зубы.
3.Погладьте себя по животу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто сегодня завтракал.
4. Возьмите себя за нос ИМЕННО те, кто соблюдает режим дня.
Ну, а мы переходим к следующему заданию.
10. В мире интересного « Русского языка»…
– А знаете ли вы о частоте употребления служебных частей речи в языке?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.
11. Мозговой штурм.
Умеете ли вы разгадывать шарады?
В конце какого предлога стоит сотня? (вместо)
Какой предлог является нотой? (до)
Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? (доза)
К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? (задача)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (затор)
Попробуем полученные знания внедрить в практику.
12.Творческое задание. (инсценировка)
Реклама предлога
Ученик, сидя на стуле:
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!...
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Вбегает Виолета: Что ты, Тима, как же ты без предлогов жить-то будешь?
Тамирлан: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!
Виолета: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут! Они используют предлоги в качестве первых своих помощников. Предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, а также выражают различные смысловые отношения. Да знаешь ли ты, Тима, сколько вообще значений у предлогов? Например, у предлога НА – 33 значения, у предлога С – 31 значение.
Тима: Столько значений мне совсем не выучить!
Виолета: Ничего, давай начнем с простого. Вот у производных предлогов вдоль, вследствие, в целях всего-то по одному значению…
Тима: Ну, все, уговорила, оказывается, предлог тоже интересная часть речи. Придется учить!
«Сигнальные карточки»
-У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами «П» и «Н». Я буду называть предлоги, если вы услышите производный предлог, то поднимаете букву «П», если не производный, то букву «Н». И так начнем.
Непроизводные: к, на, по, в, за, без, над, при, между и т. д.
Примеры: 1) Дети пошли в школу. 2) За окном было очень холодно.
Производные: в течение, вследствие, в продолжение, насчёт, вдоль, вокруг и т. д
Заключительная часть. Рефлексия
«Светофор» Зеленый-все понятно
Желтый-есть затруднения
Красный-много непонятного.
Домашняя работа: составить презентации: 1 группа-предлог, 2 группа-союз, 3 группа-частица
……………………………………………………………………………………………………
Резерв
Тест
В предложении: Дуб рос около небольшого озера. ОКОЛО является:
А) предлогом;
Б) союзом;
В) наречием.
Как правильно написать:
А) по вас;
Б) по вам;
В) по вами.
В предложении: Какой сегодня чудесный день! КАКОЙ – это:
А) частица;
Б) местоимение;
В) союз.
В предложении: Уж небо осенью дышало. УЖ – это:
А) частица;
Б) союз;
В) наречие.
В предложении: Пусть всегда будет солнце. ПУСТЬ – это:
А) частица;
Б) предлог;
В) союз.