«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Буклет для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет. "Развиваем речь, играя!"

  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Буклет для родителей по речевому развитию детей 4-5 лет

Развиваем речь, играя!


Составила: воспитатель высшей квалификационной категории

Лисицкая Вера Андреевна


«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;


« Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер


«Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...


"Подбери словечко"

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).


«Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.


В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

Ребенку важно уметь:

*определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

* делить слова на слоги;

* различать твердые и мягкие согласные;

* различать гласные и согласные звуки;

* различать слова, похожие по звучанию;

* различать слова, отличающиеся одним звуком;

* находить слова, в которых нет заданного звука;

* осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

3. Развитие моторики и графических навыков (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

Ребенка надо научить:

- устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

- понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Развитие словаря.

Формировать умения:

* определять количество и последовательность слов в предложении;

* составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

* пересказать текст;

* рассказать сказку.

Рекомендации родителям

  • Верьте в силы ребенка!

  • Обучайте в игре!

  • Умейте выслушать ребенка.

  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);


- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее