«Зимний фестиваль знаний 2025»

Брейн- ринг знатоков биологии

Разработка направлена на развитие творчества обучающихся, внимания, логики, нестандартности мышления. Умение использовать ранее полученные знания по биологии в новой ситуации. Самостоятельный поиск знаний. Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным обучающимся. Представить обучение, как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»»







Методическая разработка

Внеклассного мероприятия по биологии

Тема: «БРЕЙН-РИНГ ЗНАТОКОВ БИОЛОГИИ».









Автор: Прокофьева Т.П.

преподаватель













2017г.









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ

«БРЕЙН-РИНГ ЗНАТОКОВ БИОЛОГИИ»

Цели и задачи:

Развитие творчества обучающихся, внимания, логики, нестандартности мышления. Умение использовать ранее полученные знания по биологии в новой ситуации. Самостоятельный поиск знаний. Дать возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным обучающимся. Представить обучение, как яркое зрелище, увлекательное состязание, праздник.



Подготовительный этап:

Вгруппах набирается команда из 6 человек. Остальные – группа поддержки (болельщики). Группа поддержки готовит плакаты с лозунгами, если возможно – единая форма команды и болельщиков и т.п.



ТСО, оборудование:

2 флажка (лампы): зеленый, красный, 2 скатерти (зеленая, красная), 2 стола, 12 стульев, Гонг, мультимедийный проектор, компьютер, шары для украшения зала, медальки болельщикам, дипломы победителям.



Оформление зала:

Шары, название игры, плакаты, музыкальное сопровождение.



Начало игры

Ведущий приветствует команды, зрителей. Знакомит с правилами игры (приложение). Команды состоят из 6 человек, включая капитана. Игра продолжается от 1 до 2 часов, в зависимости от количества команд. На ринг вызываются 2 команды. Команды вызывает ведущий по своему усмотрению. Каждая из команд может сыграть несколько раз или вообще не выйти на ринг (в зависимости от активности). Победившей в каждой игре считается та команда, которая быстро наберет 3 очка (команда получает на свой счет 1 победу).Победившая команда остается на ринге, с ней соревнуется другая команда, которую вызывает ведущий и т.д.

При игре команд на ринге: Ведущий задает вопрос. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Если ответ готов без обсуждения, капитаны должны поднять флажок сразу после того как будет задан вопрос и прозвучит гонг. Если флажок поднят до того, как прозвучит гонг, команда получает фальстарт и право ответа переходит к команде соперника (с 1 минутой обсуждения). Право ответа получает та команда, которая быстрее поднимет флажок. Если ответ будет неправильным (или не точным), право ответа переходит к команде соперник, а (с промежутком обсуждения, который остался от одной минуты). Правильный ответ дает команде 1 очко. Если ответ не верный, вопрос отдаётся зрителям. Правильно ответивший зритель может отдать заработанный бал той команде, за которую болеет. В каждой игре проводится несколько раундов. Победившей в игре считается та команда, которая набирает большее количество побед (баллов), т.е. больше игрового времени провела за столом и набрала большее количество баллов).

Примечание: Для более интересного завершения игры, с командой-победительницей вне конкурса может сыграть команда учителей.

В конце игры счётная комиссия подводит итоги, определяет места победителей. Участники команд – победителей получают памятные призы.



ПЕРВЫЙ РАУНД « РАЗМИНКА»

ПРИМЕЧАНИЕ: командам задаются вопросы, время на обдумывание 30сек. Победа за командой, которая дала максимальное количество правильных ответов.

  1. Из какого растения получают макаронные изделия? (Из пшеницы твердых сортов)

  2. Какое органическое вещество составляет основу дерева? Из него ещё делают бумагу.(Целлюлоза.)

  3. Какой организм в природе состоит из представителей двух царств одновременно? (Лишайники - симбиотический организм, образованный грибом и зелеными одноклеточными водорослями.)

  4. Одноклеточные животные не могут жить в кипяченой воде. Какого вещества им не хватает?(Кислорода.)

  5. Как называется участок ДНК, несущий информацию о структуре белка? (Ген.)

  6. Название какого итальянского танца происходит от названия ядовитого паукообразного? (Тарантелла получила название от паука тарантула.)

  7. Название какой птицы совпадает с названием одной из профессий?(Птица-секретарь.)

  8. Эти рыбы живут среди коралловых рифов в теплых тропических морях. За яркую окраску они получили название по одной из профессий человека. Что это за рыбы?(Рыбы-клоуны.)

  9. Как называется путь, по которому проходит нервный импульс при осуществлении рефлекса? (Рефлекторная дуга.)

  10. Какой орган человека называют «химической лабораторией»?(Печень.)

  11. Как называется первый позвонок шейного отдела человека?(Атлант.)

  12. Как назывался корабль, на котором Чарлз Дарвин совершил кругосветное путешествие в качестве интуриста?(«Биглъ» - ищейка.)

  13. В XIX в. на одной из ферм в стаде мериносных овец появился ягненок с удлиненным телом и укороченными ногами. Этипризнаки устойчиво передавались потомству. Как называли это явление в биологии в XX в.?(Мутация.)

  14. В 1820 г. в семье русского крестьянина Евтихеева родился покрытый волосами ребенок Андриан. Суеверные родители выгнали его из дома. Долгие годы Андриан скитался по лесам. Затем его поймали и как «диковинного человека» показывали на антропологической выставке в Москве. Как называется такое явление, когда у организма проявляются признаки, существовавшие у отдаленных предков, но утраченные в процессе эволюции? (Атавизм, от лат. «атавус» - предок.)

  15. Монах августинского монастыря в г. Брно, ставший основоположником нового направления в биологической науке. Благодаря опытам по гибридизации он разрешил загадку наследования признаков у организмов. (И.Г. Мендель.)

  16. Девизом его жизни были слова: «Жизнь коротка - надо спешить». Трудно сказать, кем он был в большей степени - ученым, путешественником или общественным деятелем. Он побывал на всех материках, кроме Австралии и Антарктиды, и создал учение о центрах происхождения культурных растений. (Н.И. Вавилов.).

  17. Этот термин предложил немецкий ботаник Генрих де Бари в 1873 г. для обозначения сожительства двух организмов разных видов, обычно приносящего им взаимную пользу.(Симбиоз.)



ВТОРОЙ РАУНД « БЛИЦ-ОПРОС»

Примечание: каждому игроку команды задаётся один вопрос, на который игрок должен ответить сразу. Выигрывает команда, которая наберет большее количество правильных ответов.

  1. Кто впервые применил термин «клетка»?( Р. Гук)

  2. Кто из рептилий пьёт воду всей поверхностью кожи! (Лягушка)

  3. Какое растение считают символом России? (Берёза)

  4. Банан это дерево или трава? (Трава)

  5. Самое быстрое животное суши? (Гепард)

  6. Кто теряет свой хвост, убегая от врагов? (Ящерица)

  7. Самые мелкие кровеносные сосуды? (Капилляры)

  8. Организм, способный жить только с кислородом? (Аэроб)

  9. Как называется оболочка Земли, которую населяют живые организмы? (Биосфера)

  10. Непрерывный и необратимый процесс исторического развития? (Эволюция)

  11. Организм, синтезирующий органические вещества из неорганических? (Автотроф)

  12. Что защищает все живое на Земле от ультрафиолетовых лучей? ( Озоновый слой)

  13. Организм способный жить без кислорода? (Анаэроб)

  14. Наука, изучающая клетку? (Цитология)

  15. Какое дерево в средней полосе России цветет самым последним в году? ( Липа)

  16. Органоид, который называют «энергетическая станция клетки»? (Митохондрия)



ТРЕТИЙ РАУНД «БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОГОВОРКИ»

ПРИМЕЧАНИЕ: По предложенным командам высказываниям составить пословицу или поговорку. Победа за командой, которая первой правильно выполнит задание.



  1. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество

  2. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.

  3. Сбился с азимута среди трех голосеменных.

  4. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.



ЧЕТВЁРТЫЙ РАУНД « ИСТИНА РОЖДАЕТСЯ В СПОРЕ»

ПРИМЕЧАНИЕ: Команды получают вопрос, по жеребьёвке. Время на обсуждение 1мин. Победителей определяет жюри, по наиболее точной версии ответа.

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)



2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?

(ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)



3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(ответ:Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)



ИГРОВАЯ ПАУЗА “ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ” игра со зрителями

Примечание: болельщик, ответивший верно на вопрос получает медаль, которую в конце игры может передать, как дополнительный бал понравившейся команде.

На греческий - “учение о жилище” (экология).

На латинский - “восстановление” (регенерация).

На латинский - “окраска” (пигмент).

На латинский - “помесь” (гибрид).

На латинский - “народ, население” (популяция).

На греческий - “совместная жизнь” (симбиоз).

На греческий - “учение о животных” (зоология).

На греческий - “сам питаюсь” (автотроф).

На греческий - “слово (учение) о жизни” (биология).



ПЯТЫЙ РАУНД « РЕБУСЫ»

ПРИМЕЧАНИЕ: команды получают одинаковые задания-ребусы, время на подготовку 3мин.



1.ГОРОХ







2.ВОРОНА

3.ЧАЙКА





4.ГУСЕНИЦА





5.ХОМЯК

6.СТРЕКОЗА





7.ТИГР

8.ОРГАНИЗМ

9.

10.11

11.







12.

13.

14.

15.













16.

ШЕСТОЙ РАУНД «СОБЕРИ ПАЗЛ»

ПРИМЕЧАНИЕ: команды получают разрезанную картинку, задание - собрать пазл и указать, что изображено на картинке. Время 3мин.

  1. Какой органоид клетки изображен на картинке и указать его функции.



  1. Какой органоид изображен на картинке и указать его функции.





















4.ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ.



СЕДЬМОЙ РАУНД « ВИДЕО-ВОПРОС»

ПРИМЕЧАНИЕ: команды получают видео-вопрос, время на размышление 1 мин.

  1. О КАКОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ ИДЁТ РЕЧЬ

ВОСЬМОЙ РАУНД « КОНКУРС КАПИТАНОВ»

ПРИМЕЧАНИЕ: составить наибольшее количество слов из предложенного, за каждое слово 1 балл, за биологический термин 2 балла.

«АДЕНОЗИНТРИФОСФОРНАЯ»

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ ВО ВРЕМЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Побеждает команда набравшая наибольшее количество баллов. Победители награждаются дипломами.

ПРИЛОЖЕНИЕ: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее