«Зимний фестиваль знаний 2025»

Богатство лексики русского языка

Тема: Богатство лексики русского языка, 5 класс.Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Цель урока: систематизировать знания по теме «Лексика».

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Богатство лексики русского языка.

Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Цель урока: систематизировать знания по теме «Лексика».

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;

  • формировать умение использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употреблением синонимов, антонимов, омонимов;

  • воспитание бережного отношения к собственному слову.


Ход урока:

  1. Оргмомент

Приветствие. Запись в тетради. (Число, классная работа)

  1. Актуализация знаний

.Орфографическая разминка

а). Определите, в какой части слова пропущена орфограмма, и вставьте пропущенные буквы.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану., сп…ши домой - сп…ши с учебника, зап…вать песню - зап…вать водой, пол…скать бельё – пол…скать котёнка.

б). Объясните написание слов. Что Вы учитывали при выборе пропущенных орфограмм? (Лексическое значение)

в) Назовите лексическое явление (омофоны).

Терминологический диктант.

             Внимательно прослушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь.

  1. Словарный состав языка называется … (лексика)

  2. Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)

  3. Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)

  4. Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)

  5. Слова имеют прямые и … значения (переносные)

  6. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы)

  7. Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются. (синонимы)

  8. Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)

  1. Определение темы урока.

Словарный запас языка неисчерпаем, в нём достаточно красок, чтобы нарисовать любую картину, описать любое явление или событие.

Богатством русского языка не перестают восхищаться мастера слова.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова К.Г.Паустовского:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Задание:

- определите, в каком значении употреблено слово богатый в данном предложении.

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорогостоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

(ответ 3)

- что можно сказать об этом слове? (многозначное)

Давайте попробуем определить тему нашего урока.

(Тема прописана частично « ……… лексики русского языка» )

Богатство лексики русского языка

Сформулируйте цель нашего урока.

  1. Работа по теме урока

- Прочитайте текст про себя, затем по желанию выразительно вслух.

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная мгла тихонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве деревьев, в кружевах травы. Вершины горы улыбаются ласковой улыбкой, точно говорят мягким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь играли, кружились, танцевали. Теперь они растрепаны, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы. Проснулись красногрудые малиновки, они покачиваются на тонких ножках и поют свою песню тихой радости. Гоняются за мошками ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо – хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

( По М.Горькому)


- Какое впечатление произвёл на вас текст?

- определите главную мысль текста (1 предложение)

- Обращаю ваше внимание на слово ШЛЕЙФ. Кто может объяснить его лексическое значение?

- Найдите значение слова в словаре.

2. Обратитесь к предложенным заданиям, приступите к работе.

1 группа

1.Найдите антонимы в 1 абзаце (день – ночь).

2. Подберите антонимы к словам рождается новый (день) – (умирает вчерашний)

3.Подберите антоним к слову новый (дом) - (старый).

4.Что можно сказать о слове НОВЫЙ ? (многозначное)

2группа

Подберите синоним к слову (прячутся – скрываются). Для чего нужны синонимы? (Чтобы разнообразить речь, сделать её более точной. Использование синонимов помогает избегать повторения одних и тех же слов, является средством выражения смысловой связи между предложениями).

Найдите в 1 абзаце олицетворения. Дайте определение олицетворения. (Рождается день, мгла прячется, трещины скрываются, вершины улыбаются, говорят)

3группа

  1. Найдите синонимы в 3 абзаце. (радостно – счастливо).

2.Подберите синоним к слову густая (листва, лес) - пышная листва, дремучий лес).

3.Найдите олицетворение во 2 абзаце. (солнце смеётся, волны кружились, танцевали).

4 группа

  1. Найдите во 2 абзаце слово, употреблённое в переносном значении.(бархатные шлейфы)

  2. Подберите к нему синоним (бархатные – мягкие)

  3. Приведите пример прямого значения этого слова. (бархатное платье)

  4. Подберите синоним к слову доброе(солнце) – (ласковое). Для чего служат синонимы в речи?

5 группа

  1. Укажите, где прямое и переносное значение слова (1 абзац)

Рождается день – рождается ребёнок

Вспыхнул луч – вспыхнуло пламя

Вязаные кружева – кружева травы

  1. Подберите антонимы к словам радостно, быстрые, хорошо (3 абзац) (грустно, медленные, плохо)

  2. Подберите синонимы к слову смеётся (3 абзац) (улыбается, хохочет)

- какую роль выполняют синонимы и антонимы в русском языке?

5.Физминутка

- А теперь проведем физминутку. Слушайте внимательно задание.

«Сколько звуков в слове»

- приседайте столько раз, сколько звуков в слове ЛЕКСИКА,

- подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

- наклонитесь столько раз, сколько букв в слове СОЛНЦЕ.

- потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

6.Закрепление (разноуровневые задания)

Сильные учащиеся

Выписать из текста предложения с однородными членами, подчеркнуть основу предложения и однородные члены.

Слабые учащиеся

Списать, вставив пропущенные буквы, в скобках записать проверочное слово.

Самое лучшее в мире – см_треть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч со_нца. Н_чная мгла т_хонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве д_ревьев, в кружевах травы. В_ршины горы улыбаются ласковой улы_кой, точно говорят мя_ким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»

7.Рефлексия. Подведение итогов урока

- С каким результатом мы подошли к концу урока?

- Было интересно…

– Было трудно…

– Я научился…

– У меня получилось …

– Я смог…

7. Выставление оценок

- Мне очень понравились глубокие, точные ответы…..

Я рада за активность на уроке …

Меня порадовали ответы и работа…







Что называется лексическим значением слова?.

Задание: по развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.



1) . Лицо, руководящее коллективным исполнением музыкального

произведения или хором. (Дирижёр).

2) . Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг)

3) Аппарат для чистки помещений или вещей от пыли. (ПЫЛЕСОС)

4) . Руководитель предприятия илиучебного заведения. (ДИРЕКТОР)

5) Человек, который совершает поездку в поезде, на теплоходе, самолёте или ином виде транспорта. (ПАССАЖИР).

6) . Больной, лечащийся у врача. (ПАЦИЕНТ)


5. Замените слова в предложении на возможные синонимы.

Художник создал новый шедевр на тему «Осень в городе».

Возможные синонимы:

Художник – живописец, автор.

Создал – написал.

Шедевр – картина, полотно.











Списать, вставив пропущенные буквы, в скобках записать проверочное слово.

Самое лучшее в мире – см_треть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч со_нца. Н_чная мгла т_хонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве д_ревьев, в кружевах травы. В_ршины горы улыбаются ласковой улы_кой, точно говорят мя_ким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»


Списать, вставив пропущенные буквы, в скобках записать проверочное слово.

Самое лучшее в мире – см_треть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч со_нца. Н_чная мгла т_хонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве д_ревьев, в кружевах травы. В_ршины горы улыбаются ласковой улы_кой, точно говорят мя_ким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»


Списать, вставив пропущенные буквы, в скобках записать проверочное слово.

Самое лучшее в мире – см_треть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч со_нца. Н_чная мгла т_хонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве д_ревьев, в кружевах травы. В_ршины горы улыбаются ласковой улы_кой, точно говорят мя_ким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»


Списать, вставив пропущенные буквы, в скобках записать проверочное слово.

Самое лучшее в мире – см_треть, как рождается новый день. В небе вспыхнул первый луч со_нца. Н_чная мгла т_хонько прячется в ущелья гор, трещины камней прячутся в густой листве д_ревьев, в кружевах травы. В_ршины горы улыбаются ласковой улы_кой, точно говорят мя_ким теням ночи: «Не бойтесь – это солнце!»


















1 вариант (учащиеся с высокой мотивацией обучения)

1. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют пере­носное значение:

а) строить дом;

б) часы бегут,

в) мягкое кресло;

г) острый нож

д) убить время;

е) тяжёлый характер;

5. Выберите пары антонимов:

а) смелый — грубый;

б) мудрость — глупость;

в) щедрый — скупой;

г) благородно — подло;

д) отзывчивый — вспыльчивый.



2 вариант (учащиеся со средней и слабой мотивацией обучения)

1.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются

а) однозначными

б) многозначными

в) синонимами

г) антонимами.

2.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются:

а) однозначными

б) многозначными

в) синонимами

г) антонимами.

3.Слова, противоположные по лексическому значению, называются:

а) однозначными

б) многозначными

в) синонимами

г) антонимами.

4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению, называются:

а) неологизмы

б) архаизмы

в) омонимы

г) заимствованные.





1 группа

1.Найдите антонимы в 1 абзаце

2. Подберите антонимы к словам рождается, новый (день) –


3.Подберите антоним к слову новый (дом) -

4.Что можно сказать о слове НОВЫЙ ?



2группа

Подберите синоним к слову (прячутся – ).

Найдите синонимы в 3 абзаце. (радостно – .

2.Подберите синоним к слову густая листва -

Густой лес ) -


3 группа

Найдите во 2 абзаце слово, употреблённое в переносном значении

Подберите к нему синоним (бархатные – )

Приведите пример прямого значения этого слова. ( )

Подберите синоним к слову доброе(солнце) – (

.

4 группа

Укажите, где прямое и переносное значение слова (1 абзац)

Рождается день – рождается ребёнок

Вспыхнул луч – вспыхнуло пламя

Вязаные кружева – кружева травы

Подберите антонимы к словам радостно, быстрые, хорошо (3 абзац)

(

)

Подберите синонимы к слову смеётся (3 абзац)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее