«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Бинарный урок "Осеннее настроение в искусстве"

Подготовка и проведение бинарных уроков позволяет развивать у обучающихся художественное мышление,творческое воображение, исследовательские способности,умение обобщать информацию. Один из таких уроков - "Осеннее настроение в искусстве", который интересно проводить втроём: поэт- преподаватель по слушанию музыки, художник - преподаватель по декоративно-прикладному искусству, композито - преподаватель по развитию музыкальных способностей.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Бурмистрова Татьяна Павловна

«Осеннее настроение в искусстве»

Бинарный урок 1 класс

Предварительная работа: беседы об осени, разучивание стихов, песен, рассматривание и беседы по картинам И. Левитана, И.Остроухова, В.Поленова, А. Кувина, В. Фомюка, слушание музыкальных произведений А.Вивальди «Осень» I и II части, «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года «П. И. Чайковского, В.Ребиков «Осенние листья»).

Оборудование: презентация «Осеннее настроение в искусстве» , аудиозаписи (А.Вивальди «Осень» I и II части, «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года «П. И. Чайковского, В.Ребиков «Осенние листья»), мольберты, бумага (разного формата, гуашь, акварель, кисти), осенние листья.

Цель: развивать художественно-эстетический вкус и коммуникативные способности у детей через разные виды искусств.

Задачи

  • Развивать эстетическое восприятие осенней природы через художественно-рече­вую, музыкальную, игровую и продуктивную дея­тельность.

  • Уметь различать средства художественной выразительности, используемые авторами для передачи настроения и находить близкие средства выразительности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии.

  • Научить сравнивать музыкальные и поэтичес­кие произведения с похожими названиями, раз­личать оттенки настроений.

  • Формировать умение высказывать свои мысли о содержании музыки, картин, стихотворений.

  • Разви­вать творческую фантазию в выборе имитацион­ных движений.

  • Совершенствовать умение выразительно петь, слышать и переда­вать ладовые, темповые и динамические измене­ния в музыке.

  • Воспитывать у детей положительное отноше­ние к поэзии, интерес к классической музыке, к художественно-творческой деятельности.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

  • Воспитывать умение договариваться, слушать друг друга, взаимодействовать в коллективном труде.

Ход занятия:

Звучит музыка Вивальди «Осень»

Преподаватель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём интегрированное занятие. Давайте вспомним, что означает интегрированное, как мы можем это показать (дети скрещивают пальцы). Мы будем говорить о том, как дополняют друг друга музыка, живопись и поэзия. (Мы надеваем накидки с символами (композитор – скрипичный и басовый ключи, ноты… поэт – перо книга…, художник - палитра, кисти…, украшенные разноцветными листьями).

Ребята, посмотрите на нас и скажите, что нас объединяет (разноцветные листья). Попробуем понять, как музыка может быть связана с живописью и поэзией, и как многообразно она может воспеть праздничное нарядное по цвету время года – осень.

Поэт: Поэт рисует осень словами,

Художник: Художник изображает её на бумаге, на холсте.

Композитор: А композиторы отображают всю красоту осени в музыке, которая несёт в себе множество чувств, настроений, образов и эмоций.

Поэт:

Мы сегодня поговорим про осень. Осень бывает разная. Может быть очень радостной, яркой, богатой урожаем. Такую осень называют «Золотой». А бывает очень грустной, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период осени называют поздней .

Золотую осень любят за ясные дни, за красоту лесов, написанных золотой и багряной краской.

Песня «Золотая осень»

Поэт: (читает стихотворение А.Толстого «Осень»)

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь в дали красуется, там, на дне долин,

Кисти ярко - красные вянущих рябин...»

Художник:

А я предлагаю вам рассмотреть картины художников.

И. Левитан «Золотая осень»

А теперь посмотрите на эту картину и скажите, какое время года изображено на картине?

Ответы детей (осень)

Осень – самое любимое время года Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень» - написано в 1895 году.

Сейчас я вам прочитаю два стихотворения

и вы мне скажете, какое из них подходит к этой картине.


Над хмурой землёю

Неподвижно и низко висят облака;

Жёлтый лес отуманен свинцовою мглою,

В жёлтый берег без умолку бьётся река...

В сердце - грустные думы и грустные звуки….




Осень - рыжая девчонка

Шьет наряды тонко-тонко:

Красные, бордовые, желтые листки -

Это лоскутки.

Дети выбирают второе стихотворение.

Далее художник предлагает им внимательно посмотреть картину и сказать, что изображено на ней.

(Ответы детей)

Художник:

Художник изобразил уголок природы с бегущим ручейком и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачен и свеж, в нем ещё разлито тепло. Торжественный покой царит во всей природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях и по-осеннему спокойна вода в речке.

Ребята, какие же краски использовал художник в этой картине? (Ответы детей). Художник в своей картине использовал радостные, весёлые краски, чтобы картина получилась яркой, красивой.


А сейчас мы рассмотрим ещё несколько картин.

И.Остроухов «Золотая осень»

В.Поленов «Золотая осень»

Вопросы:

  1. Какие краски используют художники в своих картинах?

  2. Почему художники назвали свои картины «Золотая осень»?

  3. Что изображено на этих картинах? (лес)

  4. Что объединяет все эти картины? (пейзаж, краски)

  5. Что такое пейзаж? (изображение природы)


Поэт: Давайте вспомним: как называется первый месяц осени.(Сентябрь) Я хочу прочитать вам одно яркое, красивое стихотворение об осени. Написал

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Вопросы:

  1. Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? Как вы думаете, почему поэт сравнивает осенний лес с расписным теремом?

  2. Какие цвета нашёл поэт в осеннем лесу?

  3. Почему, поэт говорит о «резьбе» берёз? (Золотые листья берёз создают впечатление искусной резьбы по дереву, причудливого кружева.)

  4. О какой лазури идёт речь? (Конечно, о голубом небе: лазурь – светло-синий цвет.)

  5. Почему, о листве клёна говорится, что она сквозная? (Потому что она не такая густая, как летом, листва поредела, образовались «оконца» через которые видно голубое небо.)

  6. Какое настроение возникает у вас во время чтения этого стихотворения?

Композитор :

Разминка (логоритмическое упражнение)

По дороге золочёной (шагают)

Осень в гости к нам пришла (пр.р.на л.плечо,л.р на пр.плечо,хлоп-хлоп-шлёп)

И зверятам, и ребятам (три хлопка у пр.уха,три хлопка у л.уха)

Всем подарки принесла (2 тарелочки,шлёп,шлёп)

Яблоки на веточках висели и скучали (поднять руки вверх, кисти опущены)

Девочки и мальчики ветки раскачали (покачать поднятыми руками)

Яблоки о землю громко застучали (постучать о колени).

Поэт:

Разыгралась непогода,

Зябнут руки на ветру,

Раскачал ветрило воды,

Лес ломает на бору.

Сосны-мачты у болота

Опрокидывает вспять,

Золотая осень? Что-то

Золотую не узнать.

(Н. Заболоцкий)

Ребята, назовите второй месяц осени. Проводится беседа

Композитор: Композитор П.И. Чайковский написал про осень музыку. Давайте послушаем её и постараемся понять, какое настроение было у композитора, когда он писал пьесу Октябрь. Осенняя песня» из альбома « Времена года».

«Октябрь» - муз. Чайковского (мы возьмём листочки и попробуем передать настроение произведения).

Вопросы:

1.Какое настроение композитор выразил в своём произведении?

Ответы детей: грустное, задумчивое, мягкое, лиричное…

Правильно. Пьеса жалобная, задумчивая, в середине немного взволнованная, беспокойная, но потом опять печальная, поникшая.

2. Какая картина изображена в музыке?

Ответы детей: картина поздней, хмурой осени. Дует ветер, наступают холода.

Да! В музыке можно услышать и порывы ветра (5, 6 такты), и как падают листья (7, 8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально и уныло.  А сейчас сравним, созвучно ли настроение  пьесы  стихотворению  А. Плещеева «Осень наступила».

Поэт:

Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». Да­вайте все вместе прочитаем его с движениями и мимикой.



Осень наступила (дети разводят руки в сто­роны),

Высохли цветы (поднимают и опускают кисти рук),

И глядят уныло (с грустным выражением лица наклоняют голову набок),

Голые кусты (руки с раскрытыми ладонями поднимают вверх).

Вянет и желтеет (опускают кисти рук)

Травка на лугах («рисуют» в воздухе травку),

Только зеленеет (разводят руки в стороны)

Озимь на полях (рукой «обводят» перед собой полукруг).

Туча небо кроет (поднятой рукой «рисуют» тучу),

Солнце не блестит (показывают рукой наверх и делают движение головой - знак отрицания),

Ветер в поле воет (наклоняют поднятые руки вправо-влево),

Дождик моросит («рисуют» капельки дождя)...

Зашумели воды (одну руку прикладывают к уху)

Быстрого ручья (другой рукой «рисуют» волни­стую линию),

Птички улетели (делают взмахи руками-крыльями)

В тёплые края (машут рукой - прощаются).

Композитор: И пьеса П. И. Чайковского и стихотворение А. Плещеева передают картину поздней осени. А теперь мы с вами исполним знакомые песни про осень.

Песня «Осень как рыжая кошка»

Песня «Осенний вальс»

Вопросы:

1.Почему автор песни сравнил осень с рыжей кошкой?

2.Как динамика (piano) связана с поступью кошки и осенним настроением?

3.Почему композитор песни «Осенний вальс» выбрал жанра вальса?(напоминает кружение листьев)

4.В каком ладу написаны обе песни? (минор)

Художник: Ребята, а теперь назовите последний месяц осени.

И.Левитан «Поздняя осень»

А Кувин «Поздняя осень»

В. Фомюк «Поздняя осень»

Ребята, посмотрите эти картины отличаются от предыдущих. Деревья, которые стояли такие нарядные, одетые в жёлтую, красную, бордовую листву, вдруг начинают её сбрасывать. Что это? (листопад). Это явление природы бывает только осенью.

И вот деревья уже почти голые, солнышко светит всё реже и реже, чаще идут дожди, а кое-где уже выпадает снег. Это последний месяц осени. Как он называется? (ноябрь)

Композитор. А сейчас мы послушаем, какое настроение итальянский композитор Антонио Вивальди выразил в произведении «Осень» II часть.

Вопросы:

1.Какое настроение у этого музыкального произведения?

Ответы детей: грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.

Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно. А про эту музыку можно сказать сумрачная?

А сейчас мы послушаем, как звучит в этих картинах стихотворение русского поэта А.С. Пушкина.

Ребёнок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Итак, давайте подведём итоги: всегда ли осень одинаковая? (ЕСТЬ РАННЯЯ ОСЕНЬ, ЕСТЬ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ, ЕСТЬ ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ).

Поэт:У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья? Правильно месяцы. Вы знаете названия зимних месяцев? А весенних? А летних? А как зовут сыновей Осени?

(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Правильно молодцы.

Художник: Вот ребята посмотрите на экране три репродукции осени. Посмотрите внимательно расставьте их по очередности, по месяцам. По каким признакам вы это определили. ( Ответы детей).

Песня «Осенние подарки»

Звучит произведение Ребикова «Осенние листья»

Композитор: А теперь встанем в круг, закроем глаза и постараемся представить лес. Представим себя в образе деревьев. Покажем движениями. Как они качают ветвями; вот наши руки стали лёгкими, лёгкими и мы превратились в осенние листочки (дети приседают, плавно кружась).

Ветер – ветерок, пролетая через лес, ахнул от восхищения: на земле лежал необыкновенной красоты ковёр из разноцветных листьев. Он опустился вниз и стал играть с ними: поднимал с земли один листочек за другим и подбрасывал в воздух. Листочки были рады покружиться в танце, они собирались в большой красивый букет и снова разлетались в разные стороны, всё кружились,  кружились, кружились…

Попробуем создать образ сильных, могучих деревьев. Вот какие огромные, могучие стволы у ваших деревьев, стволы тянуться вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне уютно белкам и птицам. А сами деревья ничего не страшатся, ни бури, ни грозы, ни одиночества.

Художник: Сейчас я предлагаю занять рабочие места и выразить свои чувства на листе бумаги. О настроении ваших рисунков должны говорить используемые вами цвета: холодные и тёплые. Не бойтесь смешивать их. Ведь, как мы уже выяснили, осенняя природа богата самыми разными красками. В работе вам помогут воображение и творчество.

(Дети рисуют)

По окончании работы рисунки раскладываются на ковре. Дети рассматривают их, рассказывают о своём рисунке

Композитор: Итак, мы  сегодня убедились, что музыка может сочетаться со стихами, картинами, всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И как замечательно, если рядом и внутри вас будет прекрасный мир искусства – живопись, поэзия, музыка.





9


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее