Бессюжетные игры в детском саду
БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ очень близки к сюжетным. Разницу между ними составляет только отсутствие образов, которым дети подражают. Бессюжетные игры в детском саду основаны на обычных простых движениях: это бег, ловля, прятанье. Основу таких игр составляют определенные двигательные задания по простейшим правилам.
Первые игры: ДОГОНИТЕ МЕНЯ, СПАСИ, ДОМИК заставляют детей двигаться в нужном направлении за воспитателем или спасаться от догоняющего в спасительном месте — домике, где, по правилам их не должны ловить.
В игре ДОГОНИТЕ МЕНЯ дети играют в обычные догонялки. Эту игру лучше проводить во дворе садика, что бы было больше места для убегающих.
Если заранее определить места – домики, куда догоняющий не имеет права заходить, то игру можно назвать СПАСИ ДОМИК. Причем, в домике может находиться только один ребенок. Другие должны успеть занять свободные домики. Для одного убегающего домика нет. Эта игра вырабатывает ловкость, смекалку и быстрый бег.
По мере подрастания, с детьми проводятся в детском саду игры: НЕ ОПОЗДАЙ, БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ. Играющие должны выполнить действия быстрее других, найти свое место или сохранить свой предмет (это может быть кубик, погремушка или колечко). В ходе этих игр воспитатели заставляют ребенка проявлять смекалку, ловкость и быстроту.
В игре НЕ ОПОЗДАЙ заранее определяются места, которые должны занять дети. А для одного ребенка такого домика нет. И по объявлению воспитателя, например: — Дождик, дождик!, — дети должны занять каждый свое место. А тот, кому не хватает места, старается занять чужой домик, но при условии, что домик еще пуст. Если ребенок зазевался и его домик заняли, то он автоматически становится без домика. В этой игре можно придумывать любые роли для детей: муравьишки должны спрятаться от дождика, мышки от кошки, птички от ястреба, зайчики от волка и другие.
В игре БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ задача усложняется. Надо не только, как в предыдущей успеть спастись самому, но и сохранить свою игрушку. В ходе игры дети занимаются привычным делом: укладывают кукол спать, возят грузы на машинах, складывают пирамиды, катают мячики. По предупреждению воспитателя, надо и самому спрятаться от надвигающихся хищников и прихватить с собой куклу, машинку, кубики или мячик. Если кто-то уронит свою игрушку или забудет, то для него игра заканчивается.
В играх: ПРОКАТИ МЯЧ, ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ, ПОПАДИ В ВОРОТЦА дети получают навыки и умение действовать с нехитроумными предметами: мячиками, кольцами, шарами. У ребятишек развивается глазомер, ловкость, координация движений.
Игра ПРОКАТИ МЯЧ требует, прежде всего, сноровки и внимательности. Надо на ровной площадке ( кузове автомобиля, кукольной коляске) провести мячик определенное расстояние. Игра обычно проводится в виде эстафеты. Ребята делятся на две команды, и которая провезет мячики быстрее и осторожнее, та и победит.
В игру ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ лучше играть на открытом воздухе, что бы не навредить окнам и игрушка. Каждый игрок должен кидать мячик вверх. Кто выше всех подбросит, тот и победил.
ПОПАДИ В ВОРОТЦА — это более сложная игра с мячиком. Заранее устанавливают воротца: это может быть песочница во дворе или расстояние между спортивными лесенками. Вокруг должна быть безопасная для мяча обстановка. С определенного расстояния дети должны попасть в воротца мячиком. Кто не попал – выбывает из игры.
К бессюжетным играм в детском саду можно отнести и такие, как: КЕГЛИ, ШКОЛА МЯЧА. Дети уже выполняют и более сложные движения: метание мяча, прокатывание в цель мяча, бросание и ловля.
На определенном расстоянии устанавливают кеглю. Броском мяча надо ее сбить. Эта игра вырабатывает еще и меткость, и глазомер. Надо особенно приглядеться и метко бросить мячик, что бы он попал в цель.
Игровые упражнения, как игры в детском саду — это методически организованные действия, которые специально подобранны для физического воспитания малышей. Суть их заключается в выполнении конкретных заданий. Причем дети всегда весело и с азартом выполняют игры в детском саду: ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ, ПОПАДИ В ВОРОТЦА, ПРОКАТИ КУКЛУ. В игровых упражнениях важно, что бы ребенок понимал суть задания. Для этого необходимо правильно воспроизводить показанные воспитателем движения.
В игре ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ ребенок должен любыми путями добраться до погремушки. Игра обычно проводится разделением команды на части. По пути устанавливаются определенные препятствия: надо проползти под стулом, перепрыгнуть кеглю, пропустить автомобиль, опустить погремушку в ведерко и другие. Дети учатся бегать, прыгать, обходить препятствия.
Игра ПРОКАТИ КУКЛУ научит детей не только бережному отношению к игрушкам, но и способности одеваться самим. Каждый ребенок, принимающий участие в игре, должен по указанию воспитателя, одеть свою куклу для прогулки по улице в коляске. Дети должны внимательно запомнить, что надо одеть на куклу, что бы она не простудилась и не замерзла. Надо правильно усадить куклу в коляску, укрыть ее и прокатить по определенной дорожке. Победителем будет тот, кто лучше всех оденет куклу, будет при этом бережно к ней относиться, осторожно покатает и сделает это быстрее всех. Важно еще учитывать, как ребенок будет разговаривать с куклой. Это поможет ему в общении с младшими детьми и своими сестренками и братишками.
Игровые упражнения каждый ребенок выполняет по отдельному указанию ведущего, все зависит от детских возможностей. Во многих упражнениях присутствует сюжетный характер, как в игре: ПО МОСТИКУ, ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК, ПО ЯГОДЫ. Это делает движения наиболее интересными для детей. Малыши стараются точно выполнять двигательные задания и запомнить их. Воспитатель в это время следит за каждым ребенком, в случае возникновения проблем в выполнении, предлагает проделать упражнение повторно.
В игре ПО МОСТИКУ детям говорится, что мы перед большой рекой. Можно предложить придумать ее название, это расширит знания по географии. Из кубиков или камешков надо выложить дорожку –мостик. Воспитатель предлагает детям, изобразив человека, животное, машину перейти мостик. Особенно интересно и весело дети изображают известных животных: кошку, корову, бегемота слона, козу. Каждый старается показать свой персонаж индивидуально, ярко, красочно, что бы дети без подсказки догадались кто пересекает мостик.
В игре ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК или РУЧЕЕК дети, попарно взявшись за руки и высоко их подняв, изображают ручеек. При этом один ребенок должен быть без пары. Он проходит через ручеек, выбирает себе пару и образует продолжение ручейка. Оставшийся один игрок проходит в начало ручейка, тоже выбирает себе пару. И таким образом ручеек бежит.
Для игры ПО ЯГОДЫ участникам необходимы корзинки или ведерки. По полу рассыпаются мелкие игрушки: кубики, шарики, погремушки. По указанию воспитателя, дети начинают собирать «ягоды». Кто быстрее наполнит свою корзинку или свое ведерко, тот переходит во второй тур игры. Во втором туре надо еще рассказать, что находится в ведерке. При этом надо проявить смекалку и воображение так, как в ведерке дети должны представить настоящие ягоды и грибы. Победит тот, кто больше и интереснее расскажет о своем походе по ягоды и собранных дарах леса.
Игровые упражнения отличаются от подвижных игр в детском саду тем, что в упражнениях уже более определенно и осознанно выступают задачи прямого обучения. Игровые упражнения широко используются на занятиях по физической культуре, при проведении индивидуальных работ по развитию различных движений с детьми.