«Осенний фестиваль знаний 2024»

Авторская презентация по литературе. Тема: Серебряный век русской поэзии.

Авторская презентация очень востребована для широкого круга людей, будет интересна учителям русского языка и литературы.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Курганский технологический колледж имени Героя  Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»  Серебряный век русской поэзии Преподаватель: Коркина Алина Петровна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»

Серебряный век

русской поэзии

Преподаватель:

Коркина Алина Петровна

Цель занятия:   Познакомиться с ведущими направлениями  в поэзии Серебряного века

Цель занятия:

  • Познакомиться с ведущими направлениями

в поэзии Серебряного века

Домашнее задание 1.Знать содержание кластеров  по направлениям  (на «3»);  2.Выписать четверостишие из стихотворения  поэта какого-либо направления,  доказать принадлежность к направлению  (на «4»);  3.Проиллюстрировать это стихотворение  (на «5»).

Домашнее задание

1.Знать содержание кластеров

по направлениям

(на «3»);

2.Выписать четверостишие из стихотворения

поэта какого-либо направления,

доказать принадлежность к направлению

(на «4»);

3.Проиллюстрировать это стихотворение

(на «5»).

Серебряный век  Какие мысли возникают  в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?   Какие ассоциации вызывает звучание этого словосочетания?

Серебряный век

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы

слышите эти слова?

Какие ассоциации вызывает звучание этого словосочетания?

Серебряный век Марк Уэлан «Фантазии» блеск, луна, яркость; сияние, блики,  хрусталь;

Серебряный век

Марк Уэлан «Фантазии»

  • блеск, луна, яркость;
  • сияние, блики,

хрусталь;

  • хрупкость, туман, волшебство;
  • тайна, голоса, звон…
1.Слышали ли вы понятие «Серебряный век русской поэзии»?  2.С творчеством, каких представителей Серебряного века вы уже знакомы?  3.Какие вы знаете литературные направления? ?

1.Слышали ли вы понятие

«Серебряный век русской поэзии»?

2.С творчеством, каких представителей Серебряного века вы уже знакомы?

3.Какие вы знаете литературные направления?

?

Серебряный век –      это устойчивая  историко-культурная  метафора, возникшая в кругах  русских писателей-эмигрантов.     Впервые она была употреблена  философом Н.Бердяевым.

Серебряный век –

это устойчивая историко-культурная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов.

Впервые она была употреблена

философом Н.Бердяевым.

Символизм  Акмеизм  Футуризм Принципы и представители направлений

Символизм Акмеизм Футуризм

Принципы

и представители направлений

Символизм             Первое и самое значительное  из модернистских течений в России.  Символизм пытался создать новую  философию культуры, стремился, пройдя  мучительный период переоценки ценностей,  выработать новое универсальное  мировоззрение.     В. Брюсов, К. Бальмонт,  Д Мережковский, Ф. Сологуб   2.«Младшие  символисты»  1.«Старшие  символисты»   А. Блок, А. Белый,  В. Иванов

Символизм

Первое и самое значительное

из модернистских течений в России.

Символизм пытался создать новую

философию культуры, стремился, пройдя

мучительный период переоценки ценностей,

выработать новое универсальное

мировоззрение.

В. Брюсов, К. Бальмонт,

Д Мережковский, Ф. Сологуб

2.«Младшие

символисты»

1.«Старшие

символисты»

А. Блок, А. Белый,

В. Иванов

О. Редон « С закрытыми глазами»

О. Редон

« С закрытыми

глазами»

М. Врубель «Жемчужина»

М. Врубель

«Жемчужина»

Основные принципы символизма:  Представление о двух мирах (реальном и потустороннем), отрицание реализма;  символ– посредник между двумя мирами;  преобладание звука над смыслом;  мистика, иносказания, намеки.

Основные принципы символизма:

  • Представление о двух мирах (реальном и потустороннем), отрицание реализма;

  • символ– посредник между двумя мирами;

  • преобладание звука над смыслом;

  • мистика, иносказания, намеки.

Теоретическая основа русского символизма была заложена  в 1892году лекцией Д.С.Мережковского

Теоретическая основа русского символизма была заложена

в 1892году лекцией Д.С.Мережковского

"О причинах упадка и о новых течениях

современной русской литературы".

Элементы нового искусства:

  • мистическое содержание;
  • символы;
  • расширение

художественной

впечатлительности.

«Символ - окно в бесконечность…»  Федор Сологуб    Символ многозначен: он содержит  в себе перспективу безграничного  развертывания смыслов.     Символ - полноценный образ помимо  неисчерпаемости его смысла.

«Символ - окно в бесконечность…»

Федор Сологуб

Символ многозначен: он содержит

в себе перспективу безграничного

развертывания смыслов.

Символ - полноценный образ помимо

неисчерпаемости его смысла.

«Незнакомка» А. Блока может быть прочитана как встреча с обворожительной женщиной  (полноценный образ).   Незнакомка - это и авторская тревога  о судьбе красоты  в земном мире, и разуверение  в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных,  и бесконечная цепь  все новых и новых смысловых  возможностей . ( многозначность).

«Незнакомка» А. Блока может быть прочитана как встреча с обворожительной женщиной (полноценный образ).

Незнакомка - это и авторская тревога

о судьбе красоты

в земном мире, и разуверение

в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных,

и бесконечная цепь

все новых и новых смысловых

возможностей . ( многозначность).

Константин Бальмонт  Лирический герой его  поэзии стремится окунуться  в «безбрежность» мира,  в бесконечное его  разнообразие,  поклониться всем богам и  стихиям, изведать высшую полноту переживания каждого  мгновения, каждой «мимолетности» жизни.

Константин Бальмонт

Лирический герой его

поэзии стремится окунуться

в «безбрежность» мира,

в бесконечное его

разнообразие,

поклониться всем богам и

стихиям, изведать высшую полноту переживания каждого

мгновения, каждой «мимолетности» жизни.

Александр Блок  Душевный и поэтический взлет А. Блока начался  с зарождения любви  к Менделеевой .   В лирической героине цикла «Стихи о Прекрасной Даме» слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой.

Александр Блок

Душевный и поэтический взлет А. Блока начался

с зарождения любви

к Менделеевой .

В лирической героине цикла «Стихи о Прекрасной Даме» слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой.

Музыкальность стиха  Поэты-символисты считали именно музыку высшей формой творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и - соответственно - максимальную раскрепощенность восприятия слушателю. Такое понимание музыки они наследовали  от  Ф. Ницше.

Музыкальность стиха

Поэты-символисты считали именно музыку высшей формой творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и - соответственно - максимальную раскрепощенность восприятия слушателю. Такое понимание музыки они наследовали от

Ф. Ницше.

Андрей Белый    В начале своего творческого  пути увлекся философией  Ф. Ницше и свой первый  сборник назвал  «Северная симфония».  В «Симфониях» А. Белый  создал «новый род поэтического произведения, обладающего музыкальностью и строгостью стихотворного создания и вместительностью романа».

Андрей Белый

В начале своего творческого

пути увлекся философией

Ф. Ницше и свой первый

сборник назвал

«Северная симфония».

В «Симфониях» А. Белый

создал «новый род поэтического произведения, обладающего музыкальностью и строгостью стихотворного создания и вместительностью романа».

Акмеизм  (от греческ.

Акмеизм

(от греческ. "акме" - высшая степень

чего-либо, цветущая сила)

возник на отрицании мистических устремлений символистов...

Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о непознаваемом.

Николай Гумилев  В конце 1911 года он возглавил

Николай Гумилев

В конце 1911 года он возглавил "Цех поэтов", вокруг которого сформировалась группа единомышленников, и выступил идейным вдохновителем нового литературного направления - акмеизма, основные принципы течения были им провозглашены

в статье-манифесте "Наследие символизма и акмеизм".

Основные принципы акмеизма: возвращение поэзии ясности, стремление придать слову точное значение;  отказ от мистической туманности, принятие земного мира, красочности;  четкость образов, экзотика;   обращение к человеку, к его чувствам.

Основные принципы акмеизма:

  • возвращение поэзии ясности, стремление придать слову точное значение;

  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира, красочности;

  • четкость образов, экзотика;
  • обращение к человеку, к его чувствам.

«Тоской по мировой культуре»  назвал акмеизм Осип Мандельштам .  В журнале «Аполлон» состоялся литературный дебют поэта.

«Тоской по мировой культуре» назвал акмеизм Осип Мандельштам .

В журнале «Аполлон» состоялся литературный дебют поэта.

Анна Ахматова  Появившаяся в 1912 году первая книга Ахматовой

Анна Ахматова

Появившаяся в 1912 году первая книга Ахматовой "Вечер" не только отвечала требованиям, сформулированным вождями акмеизма

Н. Гумилевым и

С. Городецким, но и сама послужила художественным обоснованием этого направления.

Футуризм  ( от лат.  Futurum – будущее ) одно из основных  авангардистских течений в европейском искусстве  начала ХХ века, получившее наибольшее развитие  в Италии и России.     Объявляя классику и всю старую литературу как  нечто мертвое, отжившее и не соответствующее  современности, футуристы утверждали свое право  на произвольное слово, слово-новшество,

Футуризм

( от лат. Futurum – будущее ) одно из основных

авангардистских течений в европейском искусстве

начала ХХ века, получившее наибольшее развитие

в Италии и России.

Объявляя классику и всю старую литературу как

нечто мертвое, отжившее и не соответствующее

современности, футуристы утверждали свое право

на произвольное слово, слово-новшество,

"самовитое" слово, над которым не тяготеет его

бытовое значение и смысл которого связан только

с звучанием.

Пощечина общественному вкусу    Читающим наше Новое Первое  Неожиданное.    Только мы - лицо нашего Времени.  Бросить Пушкина, Достоевского,  Толстого с Парохода Современности…  Д. Бурлюк, Алексей Крученых,  В. Маяковский, Виктор Хлебников    Москва, 1912 г. Декабрь

Пощечина общественному вкусу

Читающим наше Новое Первое

Неожиданное.

Только мы - лицо нашего Времени.

Бросить Пушкина, Достоевского,

Толстого с Парохода Современности…

Д. Бурлюк, Алексей Крученых,

В. Маяковский, Виктор Хлебников

Москва, 1912 г. Декабрь

Основные принципы футуризма:    отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; бунтарство, анархичность мировоззрения;  свобода словотворчества, бунт против привычных норм стихотворной речи;

Основные принципы футуризма:

  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
  • бунтарство, анархичность мировоззрения;

  • свобода словотворчества, бунт против привычных норм стихотворной речи;

  • эпатаж.
Футуризм  Кубофутуризм I «Центрифуга» IV «Мезонин поэзии» III  Эгофутуризм II I . В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский II. И. Северянин, К.К. Олимпов III . В. Шершеневич, К. Большаков VI. Б. Пастернак, Н. Асеев

Футуризм

Кубофутуризм

I

«Центрифуга»

IV

«Мезонин поэзии»

III

Эгофутуризм

II

I . В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

II. И. Северянин, К.К. Олимпов

III . В. Шершеневич, К. Большаков

VI. Б. Пастернак, Н. Асеев

В. Кандинский «Желтое – Синее – Красное»

В. Кандинский

«Желтое – Синее – Красное»

"Хлебников не поэт для потребителя, Хлебников - поэт для производителя…" В. Маяковский

Хлебников – реформатор поэтического языка (эксперименты

в области словотворчества, «заумного языка»).

«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…»  В. Маяковский  Маяковский был самым ярким представителем футуризма – сильный, энергичный. Его поэзия всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов «лесенкой»,  которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…» В. Маяковский

Маяковский был самым ярким представителем футуризма – сильный, энергичный. Его поэзия всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов «лесенкой»,

которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Игорь Северянин      В своих стихах отдал дань  техническим достижениям  нового века. В 1910-е годы  возглавил  группу «эгофутуристов».  Лозунги его футуризма:   Самоутверждение личности;  поиски нового без отвергания  старого;

Игорь Северянин

В своих стихах отдал дань

техническим достижениям

нового века. В 1910-е годы

возглавил

группу «эгофутуристов».

Лозунги его футуризма:

  • Самоутверждение личности;

  • поиски нового без отвергания

старого;

  • осмысленные неологизмы.
Книга должна воздействовать  на читателя не только своим содержанием,  но и внешней формой.

Книга должна воздействовать на читателя не только своим содержанием, но и внешней формой.

Символизм  Акмеизм Футуризм   Поэзия –  «Новое,  Неожиданное».    Эпатаж, свобода словотворчества.    Неологизмы!   Поэзия – Тайна.   Поэт –проводник в мире символов.   Стихотворение – загадка, ребус.    Символы!   Поэзия – Ремесло.   Прекрасная ясность   Экзотические картины,  яркие краски.   Ясность слова!

Символизм Акмеизм Футуризм

Поэзия –

«Новое,

Неожиданное».

Эпатаж,

свобода

словотворчества.

Неологизмы!

Поэзия – Тайна.

Поэт –проводник

в мире символов.

Стихотворение –

загадка, ребус.

Символы!

Поэзия –

Ремесло.

Прекрасная

ясность

Экзотические

картины,

яркие краски.

Ясность слова!

Творческие задания  для микрогрупп:   1. Эмблема   (нарисовать эмблему  направления и прокомментировать  свою работу);   2.Поэтический экспромт  (написать свое  четверостишие,  соответствующее   направлению).

Творческие задания для микрогрупп: 1. Эмблема (нарисовать эмблему направления и прокомментировать свою работу); 2.Поэтический экспромт (написать свое четверостишие, соответствующее направлению).

? Что объединяло таких разных поэтов

?

Что объединяло

таких разных поэтов

Анкета На занятиях  я узнал (а)…   понял (а)…   научил (ся) ась…  2. Мой самый большой успех - …

Анкета

  • На занятиях

я узнал (а)…

понял (а)…

научил (ся) ась…

2. Мой самый большой успех - …

СПАСИБО  ЗА ЗАНЯТИЕ!

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее