Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза Н.Я.Анфиногенова»
Серебряный век
русской поэзии
Преподаватель:
Коркина Алина Петровна
Цель занятия:
- Познакомиться с ведущими направлениями
в поэзии Серебряного века
Домашнее задание
1.Знать содержание кластеров
по направлениям
(на «3»);
2.Выписать четверостишие из стихотворения
поэта какого-либо направления,
доказать принадлежность к направлению
(на «4»);
3.Проиллюстрировать это стихотворение
(на «5»).
Серебряный век
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы
слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этого словосочетания?
Серебряный век
Марк Уэлан «Фантазии»
- блеск, луна, яркость;
- сияние, блики,
хрусталь;
- хрупкость, туман, волшебство;
- тайна, голоса, звон…
1.Слышали ли вы понятие
«Серебряный век русской поэзии»?
2.С творчеством, каких представителей Серебряного века вы уже знакомы?
3.Какие вы знаете литературные направления?
?
Серебряный век –
это устойчивая историко-культурная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов.
Впервые она была употреблена
философом Н.Бердяевым.
Символизм Акмеизм Футуризм
Принципы
и представители направлений
Символизм
Первое и самое значительное
из модернистских течений в России.
Символизм пытался создать новую
философию культуры, стремился, пройдя
мучительный период переоценки ценностей,
выработать новое универсальное
мировоззрение.
В. Брюсов, К. Бальмонт,
Д Мережковский, Ф. Сологуб
2.«Младшие
символисты»
1.«Старшие
символисты»
А. Блок, А. Белый,
В. Иванов
О. Редон
« С закрытыми
глазами»
М. Врубель
«Жемчужина»
Основные принципы символизма:
- Представление о двух мирах (реальном и потустороннем), отрицание реализма;
- символ– посредник между двумя мирами;
- преобладание звука над смыслом;
- мистика, иносказания, намеки.
Теоретическая основа русского символизма была заложена
в 1892году лекцией Д.С.Мережковского
"О причинах упадка и о новых течениях
современной русской литературы".
Элементы нового искусства:
- мистическое содержание;
- символы;
- расширение
художественной
впечатлительности.
«Символ - окно в бесконечность…»
Федор Сологуб
Символ многозначен: он содержит
в себе перспективу безграничного
развертывания смыслов.
Символ - полноценный образ помимо
неисчерпаемости его смысла.
«Незнакомка» А. Блока может быть прочитана как встреча с обворожительной женщиной (полноценный образ).
Незнакомка - это и авторская тревога
о судьбе красоты
в земном мире, и разуверение
в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных,
и бесконечная цепь
все новых и новых смысловых
возможностей . ( многозначность).
Константин Бальмонт
Лирический герой его
поэзии стремится окунуться
в «безбрежность» мира,
в бесконечное его
разнообразие,
поклониться всем богам и
стихиям, изведать высшую полноту переживания каждого
мгновения, каждой «мимолетности» жизни.
Александр Блок
Душевный и поэтический взлет А. Блока начался
с зарождения любви
к Менделеевой .
В лирической героине цикла «Стихи о Прекрасной Даме» слились черты загадочной незнакомки и конкретной женщины, Любови Дмитриевны Менделеевой.
Музыкальность стиха
Поэты-символисты считали именно музыку высшей формой творчества, потому что она дает максимальную свободу самовыражения творцу и - соответственно - максимальную раскрепощенность восприятия слушателю. Такое понимание музыки они наследовали от
Ф. Ницше.
Андрей Белый
В начале своего творческого
пути увлекся философией
Ф. Ницше и свой первый
сборник назвал
«Северная симфония».
В «Симфониях» А. Белый
создал «новый род поэтического произведения, обладающего музыкальностью и строгостью стихотворного создания и вместительностью романа».
Акмеизм
(от греческ. "акме" - высшая степень
чего-либо, цветущая сила)
возник на отрицании мистических устремлений символистов...
Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о непознаваемом.
Николай Гумилев
В конце 1911 года он возглавил "Цех поэтов", вокруг которого сформировалась группа единомышленников, и выступил идейным вдохновителем нового литературного направления - акмеизма, основные принципы течения были им провозглашены
в статье-манифесте "Наследие символизма и акмеизм".
Основные принципы акмеизма:
- возвращение поэзии ясности, стремление придать слову точное значение;
- отказ от мистической туманности, принятие земного мира, красочности;
- четкость образов, экзотика;
- обращение к человеку, к его чувствам.
«Тоской по мировой культуре» назвал акмеизм Осип Мандельштам .
В журнале «Аполлон» состоялся литературный дебют поэта.
Анна Ахматова
Появившаяся в 1912 году первая книга Ахматовой "Вечер" не только отвечала требованиям, сформулированным вождями акмеизма
Н. Гумилевым и
С. Городецким, но и сама послужила художественным обоснованием этого направления.
Футуризм
( от лат. Futurum – будущее ) одно из основных
авангардистских течений в европейском искусстве
начала ХХ века, получившее наибольшее развитие
в Италии и России.
Объявляя классику и всю старую литературу как
нечто мертвое, отжившее и не соответствующее
современности, футуристы утверждали свое право
на произвольное слово, слово-новшество,
"самовитое" слово, над которым не тяготеет его
бытовое значение и смысл которого связан только
с звучанием.
Пощечина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое
Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени.
Бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого с Парохода Современности…
Д. Бурлюк, Алексей Крученых,
В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912 г. Декабрь
Основные принципы футуризма:
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- бунтарство, анархичность мировоззрения;
- свобода словотворчества, бунт против привычных норм стихотворной речи;
- эпатаж.
Футуризм
Кубофутуризм
I
«Центрифуга»
IV
«Мезонин поэзии»
III
Эгофутуризм
II
I . В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский
II. И. Северянин, К.К. Олимпов
III . В. Шершеневич, К. Большаков
VI. Б. Пастернак, Н. Асеев
В. Кандинский
«Желтое – Синее – Красное»
"Хлебников не поэт для потребителя, Хлебников - поэт для производителя…" В. Маяковский
Хлебников – реформатор поэтического языка (эксперименты
в области словотворчества, «заумного языка»).
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…» В. Маяковский
Маяковский был самым ярким представителем футуризма – сильный, энергичный. Его поэзия всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов «лесенкой»,
которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.
Игорь Северянин
В своих стихах отдал дань
техническим достижениям
нового века. В 1910-е годы
возглавил
группу «эгофутуристов».
Лозунги его футуризма:
- Самоутверждение личности;
- поиски нового без отвергания
старого;
- осмысленные неологизмы.
Книга должна воздействовать на читателя не только своим содержанием, но и внешней формой.
Символизм Акмеизм Футуризм
Поэзия –
«Новое,
Неожиданное».
Эпатаж,
свобода
словотворчества.
Неологизмы!
Поэзия – Тайна.
Поэт –проводник
в мире символов.
Стихотворение –
загадка, ребус.
Символы!
Поэзия –
Ремесло.
Прекрасная
ясность
Экзотические
картины,
яркие краски.
Ясность слова!
Творческие задания для микрогрупп: 1. Эмблема (нарисовать эмблему направления и прокомментировать свою работу); 2.Поэтический экспромт (написать свое четверостишие, соответствующее направлению).
?
Что объединяло
таких разных поэтов
Анкета
- На занятиях
я узнал (а)…
понял (а)…
научил (ся) ась…
2. Мой самый большой успех - …
СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!