«Зимний фестиваль знаний 2025»

Автоматизация звука "с" в слогах, словах

Данное занятие отрабатывает навык правильного произношения звука "с" в слогах и словах. Автомптизация звука на всех этапах занятия.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема : «Автоматизация звука «С» в слогах, словах и предложениях».

Цель: Автоматизация звука «С» в слогах, словах и предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать артикуляционные действия, укреплять мышцы языка

- формировать умения четко произносить данный звук в слогах, в словах, в словосочетаниях.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию фонематического восприятия, слухового внимания, зрительно-слуховой памяти.

- способствовать развитию слоговой структуры слова

- способствовать активации словарного запаса

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать организованное поведение во время урока.

Оборудование: зеркало, мячик, разрезные картинки, замок, принцесса-кукла.



Ход занятия

I Организационный момент

- Юлиана, я тебе сегодня на занятии желаю быть внимательной и как всегда старательной.

1. Разрезная картинка

К нам на занятие пришел гость, но кто это, ты узнаешь, когда соберешь картинку. (Разрезная картинка) Правильно, это кот в сапогах.

Кот в сапогах просит тебя помочь ему спасти принцессу из замка. Ты ее освободишь, если выполнишь правильно все задания. Имя принцессы мы узнаем, когда соберем буквы в слово.

2. Озорные буквы. Составить слово из букв. СОФИЯ

- Вот мы и узнали ее имя.

II Артикуляционная гимнастика

Чтобы нам спасти Софию нам надо выполнить задания. С каждым выполненным правильно заданием, мы будем приближаться к замку.

1 задание. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Заборчик»

«Наказать непослушный язычок»

«Лопаточка»

«Часики»

«Змейка»

«Конфета»

III Дидактическая упражнение. Подбрось мячик, если услышишь в слоге или слове звук «С» : за, га, да, са, ба, сам, ра, со, то, ро, су, лук, лист, стул, пол, мороз, вес.

IV Волшебная дорожка

Прочитать слоги и слова со звуком «С»

V Игра «Подбери слова на слоги»

Прочитай слоги: СА, СУ, СО. Найди и назови подходящие картинки на каждый слог. Тебе помогут стрелки. Сколько стрелок идет от слога, столько и картинок на данный слог.

VI Физкультминутка

VII Упражнение «Найди слово»

Назови слова, выделяя звук «С». Найди слова, в которых звук «С» находится в начале (в середине, в конце). Соедини картинку с соответствующей схемой. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

VIII «Подбор антонимов»

«Скажи наоборот» Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящие по смыслу слово со звуком «С». Повтори предложения целиком, выделяя звук «С». Справится с заданием тебе помогут пары картинок.

Лук горький, а абрикос - … (сладкий)

Папа молодой, а дедушка - … (старый)

Лев сильный, а ягненок - …(слабый)

Мухомор несъедобный, а подосиновик - …(съедобный)

Тетрадь тонкая, а книга - …(толстая)

Ночью темно, а днем - …(Светло)

Красный карандаш тупой, а синий - …(острый)

IХ Письменные упражнения

Х Упражнение «Исправь предложения»

Послушай предложения и найди ошибки. Исправь их.

Сосна сидит на сове.

Сапоги надели Соню.

На следах остался снег.

На посуду поставили стол.

За лесом растет мост.

Бусы носят Соню.

ХI. Итог. Рефлексия.

Молодец. Ты справилась со всеми заданиями. Посмотри куда мы пришли. К замку.

Ты освободила принцессу из заключения в замке.

Тебе понравились задания, которые ты выполняла?

Какие задания вызвали у тебя затруднения?

Если тебе понравилось занятие возьми смайлик с улыбкой, а если нет, то без улыбки.



















Подготовила учитель-дефектолог Бабич Е.В.







Литература

М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, М., Просвещение,1989.

Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) С-Пб., Союз, 2001.

Р.А. Белова-Давид. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи М., 1972.

А.В.Семенович. Нейропсихология детского возраста, М., 2002.

В.А.Киселева. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии, М., Школьная пресса, 2007.

С.Ю. Бенилова. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы, М., 2005.









Коррекционная работа при стертой форме дизартрии



Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно возросло количество детей о стертой формой дизартрии в последние годы, что было отмечено во время своей работы в заславской школе и Минске.

При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и в танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или на правой ноге.

При стертой дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. В своей работе я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, а также придерживаюсь двух направлений коррекционной работы:
1. формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
2. формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.
Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов (например подъем спинки языка при произнесении [ к ], [ г ]). Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков [Ф], [В], [Х], краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных [П], [Б], [Т], [Д], [Г], [К], ощущение узкой струи воздуха [С], [З], [Ф], широкой [Т], [К], температурные [С] – холодная струя, [Ш ] – теплая.

При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.

При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.

Для детей с легкой степенью дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.

Для расслабления языка:

  • высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;

  • высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;

  • открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;

  • беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)

Для опускания напряженного корня языкапредлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.

Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.

В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:

– почесывание кончиком языка о верхние резцы;

– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;

– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;

– удержание языком круглой конфетки у альвеол.

Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:

– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;

– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;

– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;

– плотное смыкание губ.

А для самых маленьких (от трех лет) можно использовать следующие виды упражнений, которые можно проводить в игровой форме.

Упражнения помогут развить подвижность артикуляционных мышц, способствовать развитию четкой дикции. С эти артикуляционные упражнения можно начинать занятия при стертой дизартрии. Для того, чтобы детям выполнять упражнения было интересно их названия поданы в игровой форме.

«Заборчик» — зубы сомкнуты, широко улыбнуться и показать верхние и нижнее зубы. Сохранить положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Трубочка» — зубы сомкнуты, вытянуть губы вперед, чтобы они напоминали «хобот у слона», нижняя челюсть при этом остается не подвижной. Удержать положение в течении 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик» — открыть рот, широкий и распластанный язык положить на нижнюю губу. Сохранить положение 10 секунд, повторить 3-4 раза.

«Иголочка» — открыть рот острый язык высунуть из рта, как можно дальше. Удержать положение в течении 5 секунд, повторить 3-4 раза.

«Блинчик — иголочка» — чередовать 2 предыдущих упражнения, при этом следить чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Маятник» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к правому, то к левому уголку рта. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Качели» — открыть рот, поочередно прикасаться острым языком то к верхней губе, то к нижней. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение выполнять в медленном темпе, повторить каждое движения 4 раза.

«Оближем губы» — рот открыть, облизать по кругу сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить упражнения по кругу 4-5 раз.

«Ванька-встанька» — открыть рот, насколько возможно загибать кончик языка к основанию верхних резцов, затем загнуть язык к основанию нижних резцов. Упражнения выполнять в медленном темпе, повторить движения в каждую сторону по 4 раза.

Таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой степенью дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.

Осуществления дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

Важным фактором в работе с детьми со стертой степенью дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .

2. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб., 2001.

4. Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии.– Логопед в детском саду № 2, 2005.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее