«Зимний фестиваль знаний 2025»

Архитектор Константин Андреевич Тон

Константи́н Андре́евич Тон - русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств. Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г.Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год.В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина. В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. Презентация предназначена для обучающихся 8-10 класса.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Архитектор Константин Андреевич ТОН

Архитектор Константин Андреевич ТОН

Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon; 26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881) — русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитектора Андрея Тона.
  • Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon; 26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881) — русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитектора Андрея Тона.
Образование  Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г.Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год.  В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина. В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.
  • Образование
  • Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г.Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год.
  • В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина. В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.
Первые проекты  В 1817 году произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив академию, определился на службу при новоучреждённом комитете строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект «Немецкого Трактира» на Крестовском острове. В начале 1818 года Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он был послан на 6 лет в Италию.
  • Первые проекты
  • В 1817 году произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив академию, определился на службу при новоучреждённом комитете строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект «Немецкого Трактира» на Крестовском острове. В начале 1818 года Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он был послан на 6 лет в Италию.
Европейская стажировка В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.
  • Европейская стажировка
  • В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.
В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
  • В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.
  • Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.
Возвращение в Петербург  В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в 1830 году).  В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.
  • Возвращение в Петербург
  • В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в 1830 году).
  • В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.
Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)  В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
  • Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)
  • В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
    Здание возведено в 1847—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве. Расположен по адресу пл. Восстания, 2.
    • Здание возведено в 1847—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве. Расположен по адресу пл. Восстания, 2.
    Строгая классическая пристань перед главным фасадом Академии художеств на набережной Невы по проекту архитектора К. Тона в 1832 - 1834 годах была украшена двумя египетскими сфинксами на высоких постаментах, гранитными скамьями с изображениями грифонов и стилизованными бронзовыми жирандолями - светильниками. На каждом из пьедесталов была высечена надпись:
    • Строгая классическая пристань перед главным фасадом Академии художеств на набережной Невы по проекту архитектора К. Тона в 1832 - 1834 годах была украшена двумя египетскими сфинксами на высоких постаментах, гранитными скамьями с изображениями грифонов и стилизованными бронзовыми жирандолями - светильниками. На каждом из пьедесталов была высечена надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году". Сфинксы высечены из розового гранита, добытого в знаменитых Асуанских каменоломнях.
    Город  Москва, ул. Волхонка, 15 Конфессия  Православие Епархия  Московская Архитектурный стиль  Русско-византийский Автор проекта  Константин Тон Строительство  1994 год—1997 год
    • Город Москва, ул. Волхонка, 15
    • Конфессия Православие
    • Епархия Московская
    • Архитектурный стиль Русско-византийский
    • Автор проекта Константин Тон
    • Строительство 1994 год—1997 год
    Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско-византийский стиль) — течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.  Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
    • Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско-византийский стиль) — течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
    • Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
      Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор)[2]. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.
      • Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор)[2]. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.
      Храм ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ  1931 год перед взрывом

      Храм ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 1931 год перед взрывом

        В самом центре Царского Села, на широкой Соборной площади, до 1939 года высился величественный пятиглавый храм, собор Святой Екатерины. Его прекрасные золоченые купола были видны издали, их сияние встречало гостей при въезде в город, он был архитектурно-художественной доминантой всего ансамбля городского центра. Этот храм, созданный по проекту выдающегося петербургского архитектора Константина Андреевича Тона, был заложен в 1835 году и освящён 24 ноября (7 декабря) 1840 года, в день Святой Великомученицы Екатерины. На церемонии освящения присутствовали Государь Император Николай I и цесаревич Александр Николаевич.
        • В самом центре Царского Села, на широкой Соборной площади, до 1939 года высился величественный пятиглавый храм, собор Святой Екатерины. Его прекрасные золоченые купола были видны издали, их сияние встречало гостей при въезде в город, он был архитектурно-художественной доминантой всего ансамбля городского центра.
        • Этот храм, созданный по проекту выдающегося петербургского архитектора Константина Андреевича Тона, был заложен в 1835 году и освящён 24 ноября (7 декабря) 1840 года, в день Святой Великомученицы Екатерины. На церемонии освящения присутствовали Государь Император Николай I и цесаревич Александр Николаевич.

        Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



        Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


        Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

        Комплекты учителю



        Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

        Подробнее

        Вебинары для учителей



        Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


        Подробнее