«Осенний фестиваль знаний 2024»

Антропогенное воздействие на биосферу. основы рационального природопользования

Урок биологии 9 класс, разработан по учебнику авторов Крискунов, Пасечник, Маш

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 67
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОСФЕРУ.
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Задачи: выявить место и роль человека в биосфере, рассмотреть природные ресурсы, проблемы их использования, показать влияние деятельности человека на биосферу; выявить причины таких влияний, изучить основы рационального природопользования и природоохранной деятельности.

Элементы содержания: природные ресурсы, антропогенное воздействия, рациональное природопользование.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Красная книга области, изображения, фотографии животных и растений, нуждающихся в охране.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

Беседа по вопросам:

1. Что такое биосфера?

2. Какова структура биосферы?

3. Какие этапы развития биосферы вы знаете?

4. Как происходила эволюция биосферы?

III. Изучение нового материала.

Человечество представляет собой часть биомассы биосферы. Если на заре своего становления человек полностью зависел от окружающей среды и оказывал очень небольшое влияние на природу, то с развитием мозга человек сам становится мощным фактором (антропогенный фактор) дальнейшей эволюции на Земле. Овладение человеком различными формами энергии – механической, электрической и атомной – способствовало значительному изменению земной коры и биогенной миграции атомов.

Существует четыре основные проблемы человечества:

1) экологическая;

2) демографическая;

3) проблема питания;

4) энергетическая.

Энергетическая проблема связана с истощением исчерпаемых природных ресурсов.

Отрицательное воздействие человека на биосферу:

1) нерациональное использование природных ресурсов;

2) загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами;

3) загрязнение почвы, воды, атмосферы;

4) неправильное использование ядохимикатов;

5) разрушение экосистем;

6) прямое истребление биологических видов.

Положительное воздействие человека на биосферу.

Необходимо создание системы охраны природы, которая представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, направленных на сохранение естественных экосистем, генофонда популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений, грибов и т. д., на уменьшение воздействия человека на окружающую среду, а также внедрение методов рационального использования экосистем и контроля за их состоянием. В настоящее время система охраны природы действует лишь на отдельных территориях на основании международного, государственного и местного законодательств.

С целью недопущения возникновения и развития экологических катастроф разработана система природоохранных мероприятий, в основном сводящаяся к следующему:

1) создание охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков);

2) разработка систем наблюдения – мониторинга (в том числе биомониторинга), позволяющего осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, судить о степени ее деградации, источниках загрязнения, а также делать прогнозы о дальнейших тенденциях развития и функционирования экосистем. Специфическим методом мониторинга является биоиндикация – определение степени деградации среды по изменению численности биоиндикаторов (некоторых чувствительных организмов);

3) принятие законов, обеспечивающих правовую основу природоохранных мероприятий и предусматривающих меры ответственности за нарушение режима заповедных территорий, загрязнение почвы, воды, воздушного пространства и варварское отношение к природе, жестокое обращение с животными, браконьерство;

4) разработка методов разведения редких и исчезающих видов животных и растений и их интродукция (переселение) на охраняемые территории, новые места обитания, а также в зоопарки и ботанические сады;

5) просветительская работа – разъяснение населению (в том числе через средства массовой информации) задач и методов системы охраны природы и необходимости ограничения использования ресурсов, а также недопустимости хозяйственного использования охраняемых территорий.

IV. Закрепление изученного материала.

Задача 1.

Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохранятся? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %.

Задача 2.

За последнее столетие на нашей планете подверглось эрозии около 2 млрд га поверхности суши. Это составляет 27 % всех обрабатываемых земель. Подсчитайте, какова площадь обрабатываемых земель на нашей планете?

Домашнее задание: § 10.2–10.3.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее