Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.
Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.
Система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.
• Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)
• Узнавание предмета по эпитетам. Красное, сладкое, наливное,– что это? (Яблоко)
• Подбор действий к предмету. Солнце что делает? (Светит, греет, прячется за тучи, припекает.)
• Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)
• Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)
• Подбор обстоятельств. Играть можно как? (Хорошо, дружно.) • Подбор синонимов и антонимов.
• Дидактические игры. Созданы картотеки коммуникативных игр и игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.
Словарная работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.