«Зимний фестиваль знаний 2026»

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста.

Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.

Система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.

• Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)

• Узнавание предмета по эпитетам. Красное, сладкое, наливное,– что это? (Яблоко)

• Подбор действий к предмету. Солнце что делает? (Светит, греет, прячется за тучи, припекает.)

• Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)

• Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)

• Подбор обстоятельств. Играть можно как? (Хорошо, дружно.) • Подбор синонимов и антонимов.

• Дидактические игры. Созданы картотеки коммуникативных игр и игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.

Словарная работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее