«Зимний фестиваль знаний 2025»

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста.

Активизация словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.

Система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка.

• Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.)

• Узнавание предмета по эпитетам. Красное, сладкое, наливное,– что это? (Яблоко)

• Подбор действий к предмету. Солнце что делает? (Светит, греет, прячется за тучи, припекает.)

• Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце.)

• Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? (рыба, самолет, бабочка, листья.)

• Подбор обстоятельств. Играть можно как? (Хорошо, дружно.) • Подбор синонимов и антонимов.

• Дидактические игры. Созданы картотеки коммуникативных игр и игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи.

Словарная работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее