«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Ах, картошка, картошка."

Проектно-исследовательская работа для обучающихся. Работа носит исследовательский характер.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

16


Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Воскресенская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья












Проектно-исследовательская работа по сельскохозяйственному труду

«Ах, картошка, картошка…»












Работу выполнил: Ганиев Ринат

обучающийся 7б класса


Руководитель: учитель трудового обучения

Виденеева Елена Александровна








с. Воскресенское 2021г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КАРТОШКЕ 5

1.1. Историческая справка. 5

1.2.Родина картофеля. 5

1.3. Агротехнические свойства картофеля 8

ГЛАВА II. ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 10

2.1.Подготовка к эксперименту 10

2.2.Описание эксперимента 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

Список использованной литературы 13


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём сажают его буквально повсюду.

Пожалуй, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья. Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только! Поэтому каждый год весной люди сажают, а осенью собирают на зиму картофель. Моя мама проращивает картофель перед высадкой. А почему? Я задумался. И сразу возник целый ряд вопросов:

  • Что такое картофель?

  • Откуда картофель родом и как попал в Россию?

  • Почему на нашем огороде картофель всходит раньше, чем у соседей?

Мне очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель. Меня заинтересовали эти вопросы, и я решил сам найти ответы на них.

Объект исследования – живая природа.

Предмет исследования – картофель.

Цель работы:

  1. Понаблюдать за прорастанием картофеля в различных условиях.

  2. Узнать сколько потребуется времени для проращивания картофеля перед высадкой, тем самым определить верно ли моя мама проращивает картофель перед высадкой.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.

  2. Выбрать и подготовить места для проращивания картофеля.

  3. Подобрать разные виды клубней.

  4. Записывать даты появления первого ростка.

  5. Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Гипотеза:

  1. Я думаю, что клубни разного вида прорастут в одинаковых условиях одновременно.

  2. Мне кажется, что стоит согласиться с общепринятым мнением, что картофель нужно проращивать в тепле и темноте.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КАРТОШКЕ


Я стал искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, Интернете. Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Клубнеплод, семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом, а также (собир.) сами клубни.

КАРТОФЕЛЬ - растение семейства пасленовых (Solanaceae).

1.1.Историческая справка.

В наши дни нет в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки. Применение картофеля очень многообразно. Из картофеля вырабатывают крахмал, патоку, глюкозу, фруктовый сахар и другие продукты, которые используют при производстве бумаги, текстильных изделий, клея, в литейном и других производствах. Широкое применение крахмал, патока и глюкоза находят в кондитерской промышленности. Крахмал имеет и медицинское значение. Он входит в состав мазей, присыпок, паст и иных лекарственных средств, выпускаемых фармацевтической промышленностью.

Картофель издавна высоко ценится животноводами всех стран, как кормовая культура. На корм идут не только клубни, но и картофельная ботва в сушеном и силосованном виде. А о пищевом значении картофельных клубней и рассказывать нечего, об этом знают все. Утверждают, что из картофеля хозяйки умеют приготовить 999 блюд одно другого вкуснее.

1.2.Родина картофеля.

Это было очень давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света протянулась вдоль Тихого океана эта древняя гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразен: днём жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днём сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля «паппо».

Картофель начал своё путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию. В конце XVI века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошёл на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандируя эту культуру. Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днём для охраны солдат.

Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.

В биографии картофеля есть немало любопытных факторов. В XVIII веке прусский король вёл с Австрией войну. Пруссаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название картофельной. В Россию картофель был завезен Петром I. Только после Октябрьской революции произошло второе рождение картофеля. По его производству мы занимали первое место.

Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля – Южная Америка, где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах. В Андах на высоте от 500 до 4500 метров можно встретить почти все известные виды этого клубневидного растения. Испанцы, завоевавшие в конце XV века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.

Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 году. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный». Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.

Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признания картофеля всё возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в XVIII веке, а в Китай ещё раньше, в начале XVII веке. В конце XVII века — это растение было завезено в Россию. Пётр I, находясь в это время в Голландии, послал Б. Шереметеву мешок картофеля. Это первая версия и вторая картофель пришел к нам с северо-востока. В 1736г. картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезенный в Европу картофель не был тождественен современному, у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население ещё не знало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затесняли друг друга, давали ещё более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770г. были описаны способы выращивания этого растения.

1.3. Агротехнические свойства картофеля

Сорта картофеля подразделяются по своему хозяйственному назначению и срокам созревания. Есть сорта столовые, кормовые, технические, универсальные. По срокам созревания различают картофель ранний, у которого клубни достигают хозяйственной спелости через 40 дней после появления всходов; среднеспелый (70-75 дней); среднепоздний (90-105 дней); поздний (105-120 дней).

Как правило, картофель размножают вегетативным путем, то есть клубнями, и лишь для селекционных целей – семенами. Если посадить в землю клубень, то из него вырастет куст высотой 50-80 см, состоящий из 3-6 стеблей, покрытых зелеными листьями. На вершине стеблей образуются соцветия, называемые завитками. Состоят они из цветков – белых, красно-фиолетовых, сине-фиолетовых, розоватых. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами (рисунок 1).

В подземной части стебля из пазух его зачаточных листьев отрастают подземные побеги – столоны. На концах они утолщаются и образуют молодые клубни, ради которых мы и выращиваем это растение. Клубни имеют шаровидную или продолговатую форму (рисунок 2). Наружная окраска бывает белой, желтой, красной или синей; внутренняя часть белая или желтая. Корни у картофеля развиты сравнительно слабо. Картофель относится к ботаническому семейству пасленовых, является родственником помидора, баклажана, перца.














Рисунок 1

Рисунок 2



Вывод:

Проанализировав научную литературу мы пришли к выводу, что картофель сажают во всех странах Европы в том числе и в России. Наиболее эффективный способ размножения картофеля вегетативный. Но для ускоренного прорастания клубнеплодов применяют предварительное проращивание клубней. И об этом мы поговорим в следующей главе.








ГЛАВА II. ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 2.1.Подготовка к эксперименту
  1. Мы решили для эксперимента выбрать 2 сорта картофеля белый (Андретта) и красный (Тулунский розовый). Для этого мы взяли из погреба картофель.

  2. Продумали 5 различных мест для проращивания: на подоконнике, в тёмном месте в тепле, в холодильнике, у батареи без света и в земле.

  3. Разработали таблицу для записи результатов.

  4. Посадили клубень в горшок с землёй, но не глубоко, чтобы удобнее было наблюдать.

  5. Все наблюдения мы записывали в таблице.

2.2.Описание эксперимента


Положили на проращивание

На подоконнике


В темном месте в тепле


В холодиль-

нике


Около батареи


В земле


24.12.

2 015

2шт. красная и белая

2шт. красная и белая

1шт. красная

1шт.

красная

1шт.

красная

29.12.

2015

6 -ой день

позеленел, появились зеленые росточки (на белой больше, чем на красной)

появились белые росточки (на белой больше, чем на красной)

росточков нет

появились большие розовые росточки

самые большие белые росточки

06.01.

2016

1 4-ый день

у красной картофелины сторона, которая обращена к свету, стала темно-бордовой, раскрываются листочки, почки 1,2см; у белой - 0,7.

у красной картофелины длинные белые ростки 1,5см; у белой – круглые белые ростки 0,5см

росточков нет

росточек очень крепкий 0,7см

от росточков появились длинные белые корешки 2,5см и почки-листочки 1,7см. Клубень изм-ет окраску, появились признаки порчи, кожица облезает

Положили на проращивание

На подоконнике


В темном месте в тепле


В холодиль-

нике


Около батареи


В земле


17.01.

2016

2 5-ый день

у обеих картофелин росточки бордовые с маленькими зелеными листочками 1,1-1,2см. Клубни мягкие

У красной картофелины розово-белые ростки 2,5см, ростки плохо держатся на клубне; у белой – круглые белые ростки ,2см, клубень мягкий

проклюнулись маленькие, слабенькие белые росточки 0,3-0,4см

розовые росточки с наметившимися листочками 1,0-1,1см

вырос стебель с листьями 11,5см, сами листочки 2,5см

В ЫВОДЫ

росточки самые крепкие, сформировались листочки.

у красной картофелины росточки длинные, но плохо держатся на клубне. У белой - росточки крепкие.

картофель в холоде почти не прорастает.

тепло способствует прорастанию, но из-за недостатка света ростки вытягиваются.

пророс самым первым, но земля была теплой, света было много. В природе для посадки картофеля, надо подождать, чтобы земля прогрелась. Прорастание будет быстрее.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Декоративное растение, лекарство от многих болезней, яд от насекомых, средство для выведения пятен и универсальное удобрение. И, наконец, сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, косметическую пудру, масло, вино, кофе, шоколад и дрожжи... Да, все это – картошка. Мы пришли к общему выводу что, лучшие условия для проращивания – теплое, светлое помещение. Ростки появляются на 6 день не зависимо от места проращивания, исключая холодильник. А еще я поинтересовался у мамы, и оказалось, что она всегда проращивает картошку, выставляя ящики с клубнями в светлое, теплое помещение (в теплицу) и поэтому на нашем огороде всегда картофель всходит раньше, чем у соседей. А я думал, в чём же секрет? А оказалось просто надо проращивать правильно картофель.

Был проведен социологический опрос среди работников школа, который помог нам выяснить, выгодно ли населению выращивать картофель. 89% ответили, что картофель выращивать в нашей местности выгодно: не надо покупать в магазине, на рынке. Излишки можно продать, использовать картофель на корм скоту. Заработные платы в нашем городе маленькие. А это хорошая материальная поддержка в семейном бюджете. Урожай примерно в 6 –7 раз выше, чем количество посаженного картофеля. 9% опрошенных не садят картофель, а покупают осенью. Их семьи состоят из 2 человек, поэтому им проще купить. 2 % опрошенных – затрудняются ответить на вопрос.

Таким образом можно сказать, что поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, сельскохозяйственного труда, при проведении классных часов и викторин.





Список использованной литературы


  1. Гребенюк Г. Н., Н. А. Иванова, Е. С. Овечкина и др. Экология для школьников 1-4 классов: Под общ. ред. – Пресс, Изд-во Лик пресс, 2000. 368 с. ISBN 5-04-006481-0 c. 215, с. 216

  2. Журнал «Сад, огород - кормилец и лекарь» № 1, №2, 2008г. с.2 – 5,

стр. 3-6

  1. Мухин В. Д. Приусадебное хозяйство. Овощеводство. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во Лик пресс, 2000. 368 с.

  2. Небесный С. Юным овощеводам. М. «Детская литература», 2007, стр.125.

  3. Романов И. В., Козлова Т. А. Биология. Растения.7 кл.:учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - с.175.

  4. Трайтак Д. И.. Книга для чтения. Растения. М. «Просвещение» 2006, стр. 53

  5. Экологический практикум школьника: Учебно-методическое пособие для учителя. / Изд-во: Издательский дом Федоров г. Самара, 2014.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее