Сценарий конкурса для учащихся 5-7 классов
«А, ну-ка, казачки!»
Цель: популяризация народной культуры, активизация познавательных сведений о родном крае, донских традициях.
Оборудование: мультимедийный проектор, казачьи костюмы, презентация, предметы, необходимые для конкурсов: рис, гречка, манка, горох, овсянка, 3 платка-шарфа, 3 пелёнки
Подготовка зала: Зал украшен шарами, лентами, плакатами донской тематики.
Домашнее задание: придумать название и сценку на тему «Без казачки в хате непорядок».
Предметы, необходимые для конкурсов:
- ручка, лист бумаги;
- овощи сырые: картошка -1, морковка -1, свёкла -1;
- 3 доски разделочных, 3 ножа, 3 тарелки, 3 пары перчаток медицинских (можно из целлофана), клеёнка;
- кукла средних размеров;
Ход занятия:
Фонограмма № 1
– Здравствуйте, мы рады вас приветствовать на конкурсе «А, ну-ка, казачки!». Сегодня в нашем конкурсе принимают участие две команды – это сборная девочек 5-6-х классов и девочки 7 «А» и 7 «Б» классов.
- Давайте поприветствуем их. (Команды выходят на сцену).
– Я хочу представить вам членов жюри, которые помогут нам определить сильнейшего в нашем конкурсе. (Представление жюри).
– Итак, мы начинаем наш конкурс.
Первый конкурс «Визитная карточка»
– Командам было дано домашнее задание: придумать название и сценку на тему «Без казачки в хате непорядок». Давайте посмотрим, что у них получилось. Но для этого надо определить, какая команда первая покажет домашнее задание. (Жеребьёвка. Выступление команд.)
– А теперь мы попросим жюри поставить оценку за 1 конкурс.
Второй конкурс «Стряпуха»
«Щи, да каша - вот еда наша». А какие типичные донские блюда можно приготовить из набора этих продуктов? Сейчас я раздам командам листочки, на которых перечислены продукты. Вам необходимо назвать как можно больше блюд, которые можно приготовить их этих продуктов. Одно блюдо – 1 балл. На это задание вам даётся 2 минуты.
Фонограмма № 2
(Называют блюда по очереди, кто больше назовёт.)
- Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Следующее задание конкурса: порезать разными способами вот эти овощи: картошку, морковку и свёклу.
Ох!...
Вот овощи спор завели на столе:
–Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла. И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!...
И суп овощной оказался не плох!
- Ну, что ж. Проверим кулинарные способности наших стряпух.
- Приглашаю по 3 участницы от каждой команды.
Следующее задание: порезать разными способами вот эти овощи: картошку - соломкой, морковку и свёклу – кубиками.
- Жюри оцените наших стряпух!
Третий конкурс «Умелица»
- Для этого конкурса мы приглашаем по одной участнице от команды. Вам предоставлены в блюдцах крупы. Настоящая казачка сможет определить их даже с завязанными глазами, на ощупь. Посмотрим, как справятся с этим заданием наши умелицы.
Фонограмма № 3
(Представительницы команд определяют на ощупь крупы. Представлены: рис, гречка, манка, горох, овсянка. Жюри оценивает конкурс)
Четвёртый конкурс «Объяснялки»
- По трём характерным действиям надо указать слово. Кто первый готов ответить, поднимаем руку.
- Растёт на огороде; кладут в винегрет; бывает на платье (горошек)
- Её любят кушать; шофёр её крутит; это жена барана (баранка)
- Туда иногда садятся; сейчас ими пользоваться не модно; раньше их все одевали в дождь (Галоши)
- Это есть у девочек; бывает у реки; в деревне она нужна в июле (коса)
- Он бегает в лесу; так называется причёска у мальчиков; вкусно приготовленное мясо (Ёжик)
- Она растёт в огороде; есть такая игра; иногда на неё похож нос (картошка)
- Её любят все ученики; туда все спешат; после неё тяжело бегать (столовая)
- Некоторые любят его есть; в классе его всегда не хватает; от него становишься белым (мел)
- Без него нельзя обойтись; оно висит в школе на стене; если я болею, мне мама говорит: «Позвони Маше и узнай» (расписание уроков)
Пятый конкурс «Мамка»
- Так ласково называли на Дону маму. Сколько любви и тепла отдают нам наши мамы! Они не спят ночей у детских кроваток, грустят, когда малыши болеют и радуются, когда детям весело. Они так бережно пеленают своих малюток... Угадайте, какой конкурс сейчас предстоит нашим девочкам? Правильно, нужно запеленать куклу.
Фонограмма № 4
Шестой конкурс «Частушка-нескладушка»»
- Наши казачки могут всё: и обед сварить, и ребенка запеленать, и гостей уважить. А ещё они у нас умницы.
Говорят, у девочек руки не простые.
Говорят, у девочек руки золотые.
Вышивают, шьют, плетут,
И частушки нам споют.
Пришли к нам с изделием
Со всяким рукоделием,
С лентами, платками,
С узорчатыми кружевами!
Кто сказал – частушка, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
- И сейчас для всех участниц конкурс «Частушка-нескладушка».
- На сцену выходят 3-5 девочек в народных костюмах с платочками в руках, задорно поют частушки.
Фонограмма № 5 (Частушки)
1.Мы ростовские девчата,
Интересно мы живём
Про народные ремёсла
Вам частушки пропоём.
2.Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.
3.Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.
4.Дайте лён, дайте лён
И десятка веретён.
Стану прясть попрядывать,
На дружка поглядывать. 5.Ах, булавки и иголки,
Нитки, ножницы, тесьма,
И узор на тонком шёлке,
А на шерсти бахрома.
6.Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно долго сердится. 7.Мы не все частушки спели,
Знаем много мы втроём.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споём.
- Мы попросим жюри оценить последний конкурс и подвести итоги. Предоставляется слово членам жюри.
– Я поздравляю наших прекрасных победительниц и высказываю своё восхищение всем участникам. Наш сегодняшний конкурс ещё раз доказал, что на Дону живут славные казачки. А секрет их победы прост: надо любить всякое дело, которым занимаешься, и оно принесет радость, успех и признание. Но самое главное, надо любить ту землю, которая взрастила тебя , свою Родину, свой народ. С праздником, дорогие казачки!
- Вот и кончилась игра, всем домой спешить пора! Пришло время расставанья, до следующего гулянья! Завтра ждёт всех день забот, на прощанье – хоровод!