Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий.
Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или, что он твердо и жестоко отстаивает свои убеждения и т.п.
Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: найти определение слова агрессия.
Агрессия, происходит от латинского слова «agressio», и означает «нападение». Это эмоционально окрашенное жестокое целенаправленное нападение. Желание нанести урон, ударить, уничтожить.
Существует множество определений этого термина: это поведение содержащее угрозу, нанесение ущерба, намерение обиды или оскорбления.
Согласно психологическому словарю, агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Ученые выделяют несколько причин возникновения агрессии.
Сторонники биологической теории считают, что агрессия это:
- врожденное свойство человека, инстинкт самосохранения;
- инстинкт борьбы за ресурсы и территорию (конкуренция в профессиональной и личностной сферах);
- личностное свойство, передающееся по наследству с типом нервной системы (неуравновешенный);
- результат гормональных нарушений (переизбыток адреналина или тестостерона);
- последствие употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина, кофеина).
Социобиологический подход гласит, что люди скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие с ними гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. В связи с этим становятся ясны причины негативного отношения представителей разных национальных, социальных, профессиональных, религиозных групп друг к другу.
Представители психосоциальной теории связывают повышенный уровень агрессивности людей с их неудовлетворенностью качеством своей жизни, с имеющимися проблемами на работе и в семье.
Согласно социальной теории вести себя агрессивно мы учимся в течение жизни. Этому способствуют:
- жестокость и насилие, демонстрируемое в средствах массовой информации и семье;
- неблагополучные отношения в семье (ссоры между супругами, неравномерное распределение внимания родителей между детьми, использование физического наказания детей).
Авторы психологической теории связывают агрессивность человека с наличием у него следующих качеств:
- подозрительность;
- сниженный или повышенный самоконтроль;
- стремление к доминированию;
- повышенная тревожность;
- отсутствие творческого потенциала;
- завышенный уровень притязаний (хочу все и сразу);
- преобладание материальных ценностей;
- ущемленное чувство собственного достоинства, самоуважения.
Агрессия по отношению к другим людям может проявляться по-разному.
Физическая агрессия заключается в нанесении человеку телесных повреждений или порче его имущества, т.е. использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия — это плетение за спиной человека интриг, распускание о нем сплетен.
Вербальная агрессия проявляется в речи. Это крики, оскорбления, обвинения, проклятья, шантаж, угрозы.
Негативизм — это молчаливый или открытый отказ человека от выполнения просьб и распоряжений, т.е. оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Не стоит путать агрессию (действие) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения.
Важно знать, что агрессивность является нарушением поведения, а не симптомом какого-либо психического заболевания. Так же необходимо помнить, что возрастание агрессии носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития. Возрастающая агрессия в эти периоды жизни ребенка свидетельствуют о нормальном ходе процесса его психического развития.
Детская агрессия проявляется в самом раннем возрасте.
В первые годы агрессия проявляется импульсивными действиями: криком, упрямством, бросанием вещей.
Таким поведением ребенок «говорит», что он ощущает себя дискомфортно или беспомощно. Данное агрессивное поведение можно считать агрессивным лишь условно, так как у ребенка нет намерений причинить кому-либо вред.
Примерно к трем годам ситуация с агрессией меняется и на первое место выходят конфликты с ровесниками: борьба за право обладать вещью (игрушкой) или ребенок конфликтует чтобы проявить себя, чтобы «последнее слово» осталось за ним. Ребенок может ударить, укусить, толкнуть, высыпать песок в лицо.
В дальнейшем, к 6-7 годам, ребенок научается контролировать свое поведение, так как его учат соблюдению определенных социально-нравственных норм.
Если взрослые нетерпимо относятся к открытым проявлениям агрессии, и не предлагают другого способа выражения своего состояние, то агрессия займет «пассивное» положение и проявится хныканьем, бурчанием, упрямством или непослушанием.
Если взрослые нетерпимо относятся к проявлениям агрессии, и учат ребенка обсуждать, анализировать, выслушивать, сравнивать и предлагать собственное решение проблем, то практически в любой ситуации у ребенка не будет причин проявлять агрессию, поскольку он сможет сообщить о дискомфорте или объяснить что не так.
Если взрослые терпимо относятся к агрессивным действиям, а так же поощряют агрессивное поведение, то агрессивный шаблон поведения закрепится надолго или навсегда.
В подростковом периоде всплеск агрессивного поведения расценивается как норма, так как в структуре личности происходят значительные перемены, перестраиваются ранее сложившиеся структуры личности, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность личности в формировании нравственных представлений и установок. И все это на фоне физических и гормональных изменений.
Так у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14—15 лет. У девочек в 11 лет и в 13 лет. У мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии. У девочек к прямой вербальной и косвенной вербальной агрессии.
В юношестве 16-18 лет, агрессия угасает, так как происходит становление своего внутреннего «Я» и адекватной самооценки. Если же самооценка неадекватная, то склонность к агрессивному поведению сохраняется.
Что может стать причиной формирования детской агрессии?
Взаимоотношения в семье. Ребенок обучается поведению и формам отношений, которые есть в семье и это поведение сохранится и в подростковом возрасте и во взрослой жизни. Если в семье принято повышать голос, оскорблять или подчиняться агрессии со стороны, то ребенок научится этим формам отношений.
Примеры СМИ, фильмы, мультики, передачи или шоу агрессивного содержания ведут к возбуждению агрессии. Даже пассивный просмотр агрессивного видео может вызвать всплеск агрессии у ребенка. Кроме того, герои фильмом зачастую агрессивны и если ребенок захочет подражать «своему герою», то будет вести себя агрессивно.
Взаимоотношения со сверстниками. Окружение, как и семья оказывают свое влияние. Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Если в детском саду, школе кто-то ребенка обижает, то он может «взять на вооружение» данный способ общения, если посчитает что «так принято» или, что так он защитит себя от других.
Портрет агрессивного ребёнка.
Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения.
Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения.
Агрессивный ребенок часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других. Такой ребенок часто не может сам оценить свою агрессивность, он не замечает, что вселяет в окружающих страх и беспокойство. Ему, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно его. Он ощущает себя отверженным, никому не нужным.
Как выявить агрессивного ребёнка?
Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.
Критерии агрессивности.
Ребёнок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила,
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках,
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
У детей среднего школьного возраста и подростков агрессивность может проявляться следующим образом:
Часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом),
Периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы);
Не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически);
Неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.);
Не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома);
Имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.
Способы преодоления агрессии:
Необходимо вести специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:
Работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
Обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
Работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
Прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Реализовать эти коррекционные направления помогают игры и игровые приемы, упражнения.