Пояснительная записка.
Программа составлена для учащихся 9 класса школы VIII вида. Рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Мирский С.Л., Журавлёв Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалёва Е.А., Васенков Г.В., Шепетчук А.Ф., Бобрешова С.В., Чекайло Я.Д. под редакцией В.В. Воронковой. (М, : ВЛАДОС, 2011). Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида ориентировано на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с первого по девятый класс. Основная цель специального (коррекционного) образования - подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе, при этом образовательные предметы решают в основном общеразвивающие и практические задачи. Так же подготовить школьников к поступлению в ПЛ соответствующего типа и профиля.
Основная функция специальной (коррекционной) школы - коррекция личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) средствами образования.
Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, на специальных занятиях и конечно на уроках трудового обучения.
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.
Задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе:
коррекции недостатков умственного и физического развития;
воспитанию связной речи;
формированию общих трудовых навыков;
осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.
Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В нашей школе профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело.
Цель программы – подготовить школьников к поступлению в учебные заведения средне-специального образования, соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
способы устранения дефектов и пороков древесины;
порядок изготовления строгального и разметочного инструмента;
порядок изготовления простейших столярно-мебельных изделий;
порядок работы на токарном станке;
виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры.
Учащиеся должны уметь:
устранять дефекты и пороки древесины;
изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
изготовлять простейшее столярно–мебельное изделие;
выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры.
Учебно-тематическое планирование.
№ урока | Название изучаемого раздела Тема урока | Тип урока. Формы, методы. Средства обучения | Планируемые образовательные результаты | Оснащение уроков |
1-2 | Вводное занятие. Меры безопасности при работе в мастерской. План работы. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: меры безопасности при работе в мастерской, инструменты и материалы. | Smart доска ,компьютер, интернет, наглядное оборудование (станки, инструменты). |
3-4 | Художественная отделка столярных изделий. Изделие: Шкатулка. | Комбинированный урок. Компьютер. | Знать: художественной отделки столярных изделий; | Материалы и инструменты. |
5-6 | Художественная отделка столярных изделий. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: виды художественной отделки столярных изделий; особенности техники геометрической резьбы. Уметь: распознавать разные виды отделки. | Образцы изделий. |
7-8 | Изготовление чистовой заготовки крышки шкатулки. | Практический урок. | Знать: правила безопасной работы при строгании; последовательность строгания прямоугольной заготовки. Уметь: выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки. | Материалы и инструменты. |
9-10 | Изготовление чистовой заготовки крышки шкатулки. | Практический урок. | Знать: правила безопасной работы при строгании; последовательность строгания прямоугольной заготовки. Уметь: выполнять строгание пласти и кромки. | Материалы и инструменты. |
11-12 | Изготовление чистовой заготовки корпуса шкатулки. | Комбинированный урок. Компьютер. | Знать: правила безопасной работы при строгании; последовательность строгания прямоугольной заготовки. Уметь: выполнять строгание лицевой пласти и лицевой кромки | Материалы и инструменты. |
13-14 | Изготовление чистовой заготовки корпуса шкатулки. | Практический урок. | Знать: правила безопасной работы при строгании; последовательность строгания прямоугольной заготовки. Уметь: выполнять строгание пласти и кромки. | Материалы и инструменты. |
15-16 | Разметка углубления корпуса. Выпиливание отверстия корпуса. | Комбинированный урок. Компьютер. | Знать: правила безопасной работы при пилении. Уметь: выполнять разметку и выпиливание отверстия. | Инструменты, материалы. |
17-18 | Обработка углубления напильником. | Практический урок. | Знать: правила безопасной работы при опиливании; требования к обрабатываемой поверхности. Уметь: выполнять опиливание деталей шкатулки. | Инструменты, материалы. |
19-20 | Разметка фигуры «звездочка». | Комбинированный урок. Компьютер. | Знать: последовательность разметки фигуры «звездочка». Уметь: наносить фигуру «звездочка» на учебную доску. | Материалы и инструменты. |
21-22 | Резание фигуры «звездочка». | Практический урок. | Знать: правила безопасной работы при выполнении геометрической резьбы. Уметь: резать фигуры «звездочка». | Материалы и инструменты. |
23-24 | Резание фигуры «звездочка». | Практический урок. | Знать: правила безопасной работы при выполнении геометрической резьбы. Уметь: резать фигуры «звездочка». | Заготовки, инструменты. |
25-26 | Основы пожарной безопасности. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентации. | Знать: причины пожаров, меры по их предупреждению; правила пользования электронагревательными приборами. Уметь: оценивать противопожарное состояние мастерской. |
|
27-28 | Действия при пожаре. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентации. | Знать: правила поведения при пожаре; схему вызова пожарной команды; пути эвакуации. Уметь: пользоваться первичными средствами пожаротушения; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. |
|
29-30 | Плотничные работы. Отёска древесины. Подготовка инструментов и приспособлений к работе. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: содержание плотничных работ; назначение технологической операции, инструменты для ее выполнения; последовательность подготовки инструментов и приспособлений к работе; правила безопасной работы. Уметь: организовывать рабочее место для тески древесины; проверять правильность насадки топорища, заточки топора. | Заготовки, инструмент. |
31-32 | Технология тески бревен. Выборка четвертей и пазов. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: технологию тески бревен; последовательность выполнения технологической операции; правила безопасной работы. Уметь: размечать торцы бревен и отбивать линии обтески. | Заготовки, инструмент. |
33-34 | Соединение бревна и бруска с помощью врубок. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: последовательность и приемы выполнения операции соединения бревна и бруска с помощью врубок. Уметь: выполнять образцы соединения, сращивания, наращивания бревна и бруска под углом. | Заготовки, инструмент. |
35-36 | Сплачивание доски и бруска в щит. | Комбинированный урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: технологию сплачивания доски и бруска в щит. Уметь: выполнять образец соединения досок и бруска в щит. | Заготовки, инструмент. |
37-38 | Хвойные и лиственные лесоматериалы. Ассортимент пиломатериалов и досок. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: сферу использования хвойных и лиственных лесоматериалов; технологию их хранения; ассортимент пиломатериалов и досок. Уметь: выполнять обмер лесоматериалов; определять виды пиломатериалов и досок по образцу и рисунку. | Образцы пиломатериалов. |
39-40 | Ассортимент заготовок из пиломатериалов. Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: назначение заготовок из пиломатериалов и их виды; ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства. Уметь: определять вид заготовки по образцу; определять фрезерованные деревянные изделия по образцам. |
|
41-42 | Материалы и изделия для настилки пола. Виды паркета. | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: ассортимент материалов и изделий для настилки пола; их свойства, применение; виды паркета и его назначение. Уметь: определять виды материала и изделий для настилки пола по образцам; определять вид паркета по образцу. | Образцы. |
43-44 | Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ. Знакомство с изделием (терка). | Теоретический урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: характеристику строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ, их назначение; материалы для их изготовления; назначение терки; материалы для ее изготовления; названия операций по ее изготовлению. Уметь: составлять последовательность изготовления изделия. | Инструменты. |
45-46 | Подбор материала и его раскрой. | Комбинированный урок. Мультимедиа. Презентация. | Знать: последовательность выполнения заготовительных операций; правила безопасной работы. Уметь: выполнять черновую заготовку деталей изделия. | Заготовки. |
47-48 | Изготовление основания. | Практический урок. | Уметь: выстрогать основание по заданным размерам. | Заготовки, инструмент. |
49-50 | Изготовление основания. | Практический урок. | Уметь: выстрогать основание по заданным размерам. | Заготовки, инструмент. |
51-52 | Изготовление черновой заготовки ручки. | Практический урок. | Уметь: выстрогать ручку по заданным размерам. | Заготовки, инструмент. |
53-54 | Выпиливание и обработка кромок ручки. | Практический урок. | Знать: правила разметки; правила безопасной работы при пилении и опиливании. Уметь: ориентироваться в чертеже изделия; выполнять разметку и выпилить ручку; выполнять опиливание; выполнять подгонку деталей изделия; выполнять сборку изделия. | Заготовки, инструмент. |
55-56 | Сборка терки. Прозрачная отделка. | Практический урок. | Уметь: выполнять подгонку деталей изделия; выполнять сборку изделия. | Заготовки, инструмент. |
57-58 | Самостоятельная работа. Изделия: Ручка для молока, топорище. |
|
|
|
59-60 | Выбор материала и раскрой ручки молотка. | Комбинированный урок. Компьютер. | Знать: требования к материалу. Уметь: выбирать материал и производить раскрой. | Заготовка, инструмент. |
61-62 | Строгание ручки молотка. | Практический урок. | Уметь: безопасно выполнять строгание. | Заготовка, инструмент. |
63-64 | Чистовая обработка ручки молотка. | Практический урок. | Уметь: выполнять чистовую обработку с соблюдением последовательности работ. | Заготовка, инструмент. |
65-66 | Чистовая обработка ручки молотка. | Практический урок. | Уметь: выполнять чистовую обработку с соблюдением последовательности работ. | Заготовка, инструмент. |
67-68 | Насаживание молотка. | Практический урок. | Знать: требования к сборке молотка. Уметь: выполнять сборку. | Заготовка, инструмент. |
Всего уроков 68
Нормы оценивания знаний обучающихся.
Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.
Список литературы:
Технология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Гостомыслов А. Токарное художество – Спб, 1998.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 1996.
Муравьёв Е.М. Технология обработки металла: 5-9 кл. - М.: Просвещение,1997.
Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5-7 кл. / Под ред. И.А.Карабанова. – М.: Просвещение,1992.
Шепелев А.М. Как построить сельский дом. – 4-е изд., прераб. И доп. – М.: Россельхозиздат,1990.
Шматов В.П. Благоустройство сельского дома: Инженерное обеспечение и оборудование. – М.: Московский рабочий,1990.
Основные ЦОР используемые в работе.
1. http://school-collection.edu.ru/
2. http://tehnologi.su/Образовательный портал учителей технологии
3. http://www.proshkolu.ru/ПроШколу.ру - все школы России
4. http://www.zavuch.info/ Завуч-инфо
5. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал
6.http://pedsovet.su/Педсовет