«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Арполурш. Пролыгаугнп. Пролшгпанужышнкпеднпа.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Рассмотрена на заседании Утверждаю

Педагогического совета заведующая

МБДОУ д/с «Зернышко» МБДОУ д/с «Зернышко»

Протокол №_____ от__________ В.Г.Иванова_____________

Приказ №_______________







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад «ЗЕРНЫШКО» с.Катынь

Смоленского района Смоленской области









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Говорушки»





Срок реализации 1 год


Для детей 3-4 лет





Разработчик:

воспитатель

Доронина Валентина Герасимовна















«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский



Пояснительная записка.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Значительную роль в речевом развитии ребенка, играет развитие мелкой моторики - это обусловлено тем, что нервные центры, отвечающие за речь и мелкую моторику в коре головного мозга находятся в тесной взаимосвязи. Потому, чем лучше развита мелкая моторика рук ребенка, тем четче и яснее будет его речь. Развивать мелкую моторику можно благодаря лепке, рисованию и аппликации, с помощью специальных пальчиковых игр («Цветочек», «Блины», «Лодочка», «Фонарики», «Еж» и тд., игр со шнуровкой, игр с песком, природным материалам, сенсорными коробочками.

Безусловно, речевое развитие не обходится и без специальных речевых игр. В настоящее время существует множество разновидностей таких игр, направленных на развитие всех сторон речи: семантической, лексико-грамматической, эмоционально-интонационной и звукопроизносительной. Таким образом, побуждая ребенка к постоянным словесным высказываниям, создавая специальные условия для организованного развития, можно достичь высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс социализации ребенка.

При составлении программы «Говорушки» учитывались особенности детей конкретного возраста. Кружковая работа построена так, чтобы ребенок развивался всесторонне -это и пальчиковые игры, развитие мелкой моторики, заучивание потешек .

Актуальность кружка.

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.

Работа в кружке «Говорушки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Предполагаемая программа по развитию речи предусматривает развитие : познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы:

Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

3. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь

4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

В программе «Говорушки» затрагиваются все образовательные области

- Художественно-эстетическое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие

Методы и приемы:

Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения)

Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Форма занятий

Тематическая совместная деятельность.

Принципы обучения.

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Ожидаемый результат:

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей с фольклором;

3.Освоение детьми невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность в себе, преодоление робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю. Всего 26 занятия. Срок реализации- 1 год.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года - вводный, в конце года - итоговый).








Список использованной литературы:

1) «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

2) « Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;

5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.



































Приложение1

Календарно – тематическое планирование кружка

На 2018-2019 учебный год

месяц

тема

сентябрь

Набор группы.мониторинг


октябрь

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Потешка «Здравствуйте».

Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

Штриховка «Овощи».

ноябрь

Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты»

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Разбери пуговицы по цвету

Штриховка «Фрукты».


декабрь

Потешка «Зайка серенький сидит»

«Собери бусы».

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Пальчиковая игра «Новый год»



январь

Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

Потешка «Сидит белка на тележке»


февраль

Разберем счетные палочки по цвету. «Составим узор»

Игра «Повторяй»

Потешка «Как на горке снег»

Пальчиковая игра «Варежка»

Шнуровка «Пришей пуговицу».

март

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Потешка «Снежинки»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

апрель

Считалка «Зайчик»

«Сказка про язычок»

Пальчиковая игра «Дружба»

Массаж пальчиков «Катаем карандашики »

май

Потешка «Солнышко»

Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).

Мониторинг на конец года



Сотрудничество с родителями.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 3-4-х лет»

























Приложение 2

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

- используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;

- начинают говорить сложными предложениями;

- используют предложения, состоящие из 4-5 слов;

- задают большое количество вопросов;

- употребляют некоторые предлоги и союзы;

- стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;

- пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;

- внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;

- правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

- слушают длинные сказки и рассказы;

- понимают сложноподчиненные предложения;

- способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Нормы развития речи

Темпы развития связной речи у детей в 3-4 года весьма индивидуальны, однако существуют общепринятые нормы, на которые могут ориентироваться родители, чтобы понимать, насколько правильно идет речевое развитие у их ребенка.

Желательно, чтобы в 4 года ребенок мог:

- проговаривать свое имя, фамилию и отчество;

- назвать имена близких родственников и друзей;

- пересказать сказку или мультфильм;

- точно повторить услышанное;

- называть действия – птица летит, собачка бежит, машина едет;

- в процессе речи понижать и повышать тон.

Игры для развития речи














Приложение 3

Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.

«Сказка про язычок»

Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо).

Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.

«Лошадка»

Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.

«Повторяй»

Игра учит ребенка правильно произносить слова. Для занятий вам понадобятся разные картинки. Показывайте картинки и называйте слова с каким-то определенным звуком, например «Ш» или «Ж»:

шарф, шуба, вишня, шкаф, мишка, шапка

желудь, жаба, ножницы, жук, лужа

Важно, чтобы ребенок четко произносил эти звуки, скорость при этом не имеет значения. Дальше подберите слова с парными по твердости-мягкости согласными:

мел, мед, мишка, меч, мяч

молоко, масло, мыло, море

«Объединяй»

Игра, способствующая развитию наглядно-образного мышления. Для занятия вам понадобятся карточки с изображением различной посуды, одежды, фруктов или овощей. Выложите на столе несколько карточек, например, с рисунками предметов одежды, попросите ребенка назвать их по отдельности, а затем одним словом. Можно играть и наоборот – попросите малыша назвать, какие он знает овощи, фрукты и т.д.

«Предлоги»

Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.

«Воздушная вата»

Эта игра направлена на развитие речевого дыхания и учит ребенка контролировать его силу. Для занятий вам понадобятся косметические ватные шарики. Разложите их на столике и вместе с крохой подуйте на них. Чей шарик окажется дальше, тот выиграл. Позже, ближе к 5 годам, сильное речевое дыхание поможет ребенку быстро и правильно научиться говорить букву Р.

Программа занятий для развития речи у детей 3-4-х лет обязательно должна включать творческие виды деятельности — лепку, рисование и рукоделие, так как они способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости и концентрации внимания. Очень полезны и подвижные игры – дети легче запоминают названия предметов и учатся считать.









Приложение 4

Используемый материал.

Пальчиковая игра « Осенние листья.»

Раз, два, три, четыре, пять,

загибать пальцы, начиная с большого

Будем листья собирать.

сжимать и разжимать кулачки

Листья берёзы, листья рябины, листья тополя, листья осины ,листики дуба мы соберём.

загибать пальчики, начиная с большого

Маме осенний букет отнесём

Пальчики в кулачок


Потешка «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки,

Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)

Привет! (помахать рукой над головой)




Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин

рука в кулаке

Много нас, а он один

указательный палец

Эта долька для ежа

Эта долька для чижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

разгибаем пальцы по очереди

Ну, а волку кожура

потряхиваем разжатой рукой

Он сердит на нас, беда

из двух рук делаем волчью пасть

В домик прячемся – сюда!

руки «домиком» над головой


Потешка «Тили-бом! Тили-бом!

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!




Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!


Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку





Потешка «Как на горке снег»

Как на горке - снег, снег,

встаем с вытянутыми руками на носочки

И под горкой - снег, снег

приседаем)

И на елке - снег, снег,

встаем с вытянутыми руками на носочки

И под елкой - снег, снег

приседаем

А под снегом спит медведь.

склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку

Тише, тише. Не шуметь!

прикладывает палец к губам



Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)










Потешка «Снежинки»

С неба падали снежинки

пружинящие движения

Белоснежные пушинки,

Они вертелись, они кружились

кружимся

И в сугробы превратились

садимся на корточки

Вот такие вот высокие

поднимаем руки вверх

Вот такие вот широкие

разводим руки в стороны

Вот такие вот глубокие

присаживаемся на корточки

Вот такие белобокие

поглаживаем себя по бокам


Считалка «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Негде зайчику скакать;

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами — щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!


Потешка «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.







Пальчиковая игра «Дружба.»

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)

Один, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Пальчиковая игра «Новый год»

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец



«ФРУКТЫ»


Как у нашей Зины


(сделать ладошки корзинкой)


Фрукты в корзине:


Яблоки и груши,


(загибать пальцы, начиная с мизинца)


Чтоб ребята кушали,


Персики и сливы-


До чего красивы!


«ОВОЩИ»


У девчушки Зиночки


Овощи в корзиночке:


(дети делают ладошки «корзинкой»)


Вот пузатый кабачок


(сгибают пальчики, начиная с большого)


Положила на бочок,


Перец и морковку


Уложила ловко,


Помидор и огурец.


Наша Зина — молодец!


(показывают большой палец).




Пальчиковая игра «СНЕЖОК»


Мы с тобой снежок слепили

(имитация лепки)

Круглый, крепкий, очень гладкий,

гладим кулачок, стучим по нему

И совсем, совсем не сладкий

Погрозить пальцем

Раз-подбросим,

Имитация руками движений

Два – поймаем,


Три – уроним,


И сломаем!

Потопать ножками)


25


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее