Конспект по литературному чтению
А.И. Куприн «Барбос и Жулька»
Ход урока
Организационный момент
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора и нам начать урок.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Мне бы хотелось начать его со слов замечательного французского писателя Ж.Ж. Руссо:
«Вы талантливые, дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь,
какие вы умные, как хорошо умеете работать,
если будете постоянно перед собой ставить новые цели,
стремиться к их достижению…»
И тогда всё у вас получится!
А) Речевая разминка
- Ну что, приступим! Итак, прочитайте на доске скороговорку
«Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке»
Ваша задача: Проговорите её быстро
Теперь попробуйте проговорить скороговорку выделяя слово – щенка, - щиплют, - щётку…
Молодцы, ребята.
Теперь посмотрите, на партах у вас лежат строфы:
Подарили мне собаку,
Очень славного щенка!
Ваша задача - прочитать вслух эти строчки:
- с интонацией радости;
- с интонацией удивления.
Б) Мотивация
- Молодцы. Ребята послушайте внимательно, я сейчас прочитаю стихотворение, а ваша задача потом мне ответить, кто будет героями нашего урока? Вам помогут слайды, которые я буду показывать.
- На свете множество собак,
И на цепи, и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из – под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных-
Бродячих псов всегда голодных (звук лая)
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о собаках, их жизни)
2. Целеполагание
- Скажите, ребята, вы знаете, кто писал о жизни собак, их нелёгкой судьбе? (Толстой, Тургенев, Андреев, Лагунов, Пришвин, Куприн)
- О чем же мы узнаем сегодня на уроке? (Мы сегодня на уроке продолжим работу с рассказом А.И. Куприна, учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст, узнаем значения новых слов)
- Ребята, с творчеством Александра Ивановича Куприна вы знакомились на прошлом уроке, поэтому я вам сейчас немного помогу вспомнить его биографию.
(Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.
Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.
Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.
Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.
Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.
Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.
Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, слонах, обезьянах).
Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.
- О ком писал Куприн?
- А сейчас посмотрите на доску и отгадайте, как называется произведение, с которым будем знакомиться сегодня на уроке (Барбос и Жулька).
А) Постановка темы урока
- Назовите тему нашего урока (А.И. Куприн «Барбос и Жулька»)
- Как вы думаете, могут ли быть собаки друзьями? (да, у меня дома собаки дружат, играют вместе)
- Кого называют друзьями? (тех с кем хорошо общаешься, кто поможет в трудную минуту)
Верно, ребята. Обратившись к толковому словарю, мы можем дать точное определение слова ДРУГ (на слайд)
1. ДРУГ, -а; мн. друзья, -зей; м.
1. Человек, связанный с кем-л. отношениями дружбы. Искренний д. Близкий, задушевный д. Испытанный д. Друзья-приятели, друзья-товарищи. Д. детства. Друзья до гроба (до конца, до смертного часа). Друзья по оружию (вместе воевавшие против общего врага). Друзья по несчастью (связанные общей бедой). * Старый друг лучше новых двух (Посл.). // О животных, птицах, преданных человеку или полезных ему растениях. Собака - лучший д. человека. Голуби – наши пернатые друзья. Зелёный д. (о растениях).
- Какими качествами должны обладать друзья? (добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга и др.)
Поработав, над текстом рассказа, мы должны ответить на ряд вопросов:
- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?
- Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?
Молодцы, ребята! Присаживайтесь.
Изучение нового материала
Открываем учебник на стр. 56, находим А.И. Куприна «Барбос и Жулька», наша задача сегодня – вспомнить текст и творчески его пересказать.
- Ребята, как вы думаете, какой жанр этого произведения? (рассказ)
- Почему? (Описываются реальные события)
- Все верно.
А) Вопросы на восприятие текста
- Какие чувства вызывает данный рассказ? (жалость, печаль)
- Что поразило, удивило? (Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал, Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга).
4. Закрепление изученного материала
А) проблемный вопрос с затруднением
- Ребята, какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? (ответы)
- Трудно пока ответить? Давайте поработаем более подробно с текстом.
Физминутка
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» - «моды» — «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)
Б) Работа над композицией произведения
Ребята, работая с текстом, вы будете встречаться с новыми словами, значения которых походу разбора я буду пояснять.
Начинаем работать с текстом. В любом рассказе есть композиция (построение) или если обратиться к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то можно узнать, что композиция – это строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.
Как вы думаете, из каких частей состоит композиция нашего произведения? (ответы детей)
Хорошо, молодцы. Сейчас ваши предположения проверим на нашем уроке.
Готовясь к нашему уроку, я уже разбила на части наш текст, но когда проветривала класс, они перепутались. Ваша задача отнести их к определённым частям композиции произведения.
- Итак, с чего мы начинаем строить наш рассказ – со вступления.
- Верно.
- Выберите, какие части рассказа подходят к вступлению (выходят дети по очереди)
Описание Барбоса – Найдите и прочитайте, как выглядел Барбос?
- С чем сравнивается его шерсть? (Шерсть извалялась, превратилась в сотни бьющихся сталактитов)
А его уши? (Превратились в причудливые фестоны)
- Что у нас дальше?
Описание Жульки – Найдите теперь описание Жульки.
- Скажите, ребята, почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? (автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки)
- Верно, молодцы.
- Эти собаки отличаются только внешностью?
Характер собак
- Предлагаю выбрать черты характера относящиеся к Жульке и Барбосу (независимость, деликатность, разбойничья натура, храбрая, правдивая, искренняя, неаккуратность, верность, застенчивая вежливость, ласковая).
- Сравнивая этих собак, какой вывод можно сделать? (внешность и характеры различны)
- Что же связывало таких собак разных собак? (Дружба)
- Каково же начало действия?
Дружба собак
- Что же случилось дальше? Кто ворвался во двор? (Бешеная собака). Как вела себя собака? Найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка или развитие действия.
- Какие части рассказа сюда отнесём, выберите.
Появление бешеной собаки
- Ребята, а вы знаете, что такое бешенство и чем опасно оно?
Бешенство - это вирусная болезнь с тяжелым поражением центральной нервной системы, передающаяся главным образом при укусе больных животных (собака, кошка, волк, крыса), слюна которых, содержащая вирус, попадает в рану. Распространяясь затем по лимфатическим путям и частично через кровеносную систему, вирус достигает слюнных желез и нервных клеток коры головного мозга, поражая их, вызывает тяжелые необратимые нарушения.
Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.
Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки.
Мы подошли к кульминации рассказа. Кульминация (напряженный момент)
Какую часть рассказа сюда отнесём? (Подвиг Жульки)
- В чем он заключался? (Жулька бросилась на бешеную собаку)
- Как вёл себя Барбос? (Смотрел жалобно и повизгивал в углу)
Сравнивая в этой части рассказа собак, какой вывод можно сделать? (Маленькая Жулька совершила необычный для себя поступок)
- Что произошло дальше? Какие части рассказа можно отнести сюда?
Жулька заболела
- Как автор описывает болезнь Жульки? Как это проявлялось? (С ней случилось что-то странное, она как –будто помешалась. Она ничего не ела, сильно похудела. Долго лежала, то носилась по двору, кружилась и подпрыгивала)
- Чувствовал ли Барбос себя виноватым? (Да, когда Жульку заперли в сарае, Барбос принялся бегать вокруг сарая и сильно выть)
- Чем заканчивается часть? (Прощание собак)
- Кто помог Барбосу увидеть Жульку? (Дети), а как взрослые относились к Барбосу?
Найдите и зачитайте описание прощания собак.
- Заканчивая работу над композицией, найдём заключение (Смерть Жульки)
- Как вы узнали о смерти Жульки? (Через два часа Барбос завыл. Жулька умерла)
- Посмотрите, ребята, что у нас получилось на доске? (План рассказа)
- Где его можно использовать? (Пересказывая рассказ)
- Давайте с вами попробуем сейчас пересказать рассказ от имени Жульки (инсценирование пересказа)
Молодец.
Когда рассказ заканчивается трагически, всегда становится грустно. Может кто-то из вас хотел бы изменить концовку нашего рассказа. Предложите.
Молодцы, очень хотелось, чтобы так было, как предложили вы, но всё - таки А.И. Куприн нам с вами показывает смерть Жульки (зачитывание концовки рассказа под мелодию, на слайде картинка)
Итог урока
- Ребята, давайте, вспомним, на какие ключевые вопросы мы должны ответить:
- Можно ли назвать друзьями героев этого рассказа? (Да. Собаки вместе играли, Жулька прощала Барбосу многие его поступки. Между ними было редкое согласие).
- Могут ли животные дружить так же, как и люди? (Да, Жулька показывает пример самого хорошего друга)
- Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? (Куприн в этом рассказе хотел показать нам образец дружбы, на примере Жульки, её отношение к Барбосу)
- Какой вывод можно сделать? (Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая смелой. Главное не внешний вид, а поступок).
А) Работа в паре
- Сейчас я вам предлагаю поработать в паре. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте и выберите, какая из них подходит к нашему уроку.
Один за всех и все за одного.
Легко подружиться, тяжело разлучиться (на слайд)(+), т.к. когда с кем-то дружишь, тяжело расставаться с этим человеком или ещё кем-то.
Правильно, молодцы.
- Для закрепления нашей темы, мы с вами проявим своё творчество и изготовим книжки-малышки.
С чего начнём? (обложка, автор, рисунок, название)
- Ребята рисунок вы можете сами нарисовать, а можете воспользоваться моим вариантом с цветными картинками.
6. Рефлексия
7.Домашнее задание
Доделать книжку-малышку, но с изменением концовки.
Теперь предлагаю вам ребята оценить свою работу и работу своих товарищей, аргументируя, т.е. поясняя ответ.
Ребята, а вы знаете какие – нибудь песни про собак или о собаках?
Я вам предлагаю исполнить песню Люси