«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

А. И. Куприн "Барбос и Жулька"

Тема: А.И. Куприн "Барбос и Жулька"

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий

Цели урока:

Образовательная:

  • Способствовать знакомству учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна, повысить уровень восприятия учащимися литературного произведения.
  • Совершенствование умение анализировать поступки героев, составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Продолжить формирование учебных умений и навыков:

- планирование ответа;

- навыки самоконтроля.

Развивающая:

  • Создать условия для развития умений в применении знаний в конкретной ситуации.
  • Способствовать развитию творческого воображения, памяти, речи учащихся.
  • Способствовать развитию умений сравнивать, правильно формулировать и излагать мысли.
  • Создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся.
  • Способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитательная:

  • Способствовать внимательному отношению к животным.
  • Способствовать формированию научного мировоззрения, интереса к предмету через содержание учебного материала.
  • Создать условия для воспитания умения работать в коллективе, культуры общения, взаимопомощи.
Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект по литературному чтению

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Ход урока

  1. Организационный момент

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора и нам начать урок.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Николаевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Мне бы хотелось начать его со слов замечательного французского писателя Ж.Ж. Руссо:

«Вы талантливые, дети!

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь,

какие вы умные, как хорошо умеете работать,

если будете постоянно перед собой ставить новые цели,

стремиться к их достижению…»

И тогда всё у вас получится!

А) Речевая разминка

- Ну что, приступим! Итак, прочитайте на доске скороговорку

«Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке»

Ваша задача: Проговорите её быстро

Теперь попробуйте проговорить скороговорку выделяя слово – щенка, - щиплют, - щётку…

Молодцы, ребята.

Теперь посмотрите, на партах у вас лежат строфы:

Подарили мне собаку,

Очень славного щенка!

Ваша задача - прочитать вслух эти строчки:

- с интонацией радости;

- с интонацией удивления.

Б) Мотивация

- Молодцы. Ребята послушайте внимательно, я сейчас прочитаю стихотворение, а ваша задача потом мне ответить, кто будет героями нашего урока? Вам помогут слайды, которые я буду показывать.

- На свете множество собак,

И на цепи, и просто так:

Собак служебных – пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из – под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных (звук лая)

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь сегодня на уроке? (о собаках, их жизни)

2. Целеполагание

- Скажите, ребята, вы знаете, кто писал о жизни собак, их нелёгкой судьбе? (Толстой, Тургенев, Андреев, Лагунов, Пришвин, Куприн)

- О чем же мы узнаем сегодня на уроке? (Мы сегодня на уроке продолжим работу с рассказом А.И. Куприна, учиться анализировать текст, составлять сравнительную характеристику персонажей, продолжим развивать умение выразительно и грамотно читать текст, узнаем значения новых слов)

- Ребята, с творчеством Александра Ивановича  Куприна вы знакомились на прошлом уроке, поэтому я вам сейчас немного помогу вспомнить его биографию. 

(Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, к животным и людям, а также великому русскому языку. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных. Написал много рассказов о собаках, кошках, слонах, обезьянах).

Обратите внимание на выставку книг, некоторые произведения вам уже знакомы, с другими вам ещё предстоит познакомиться.

- О ком писал Куприн?

- А сейчас посмотрите на доску и отгадайте, как называется произведение, с которым будем знакомиться сегодня на уроке (Барбос и Жулька).

А) Постановка темы урока

- Назовите тему нашего урока (А.И. Куприн «Барбос и Жулька»)

- Как вы думаете, могут ли быть собаки друзьями? (да, у меня дома собаки дружат, играют вместе)

- Кого называют друзьями? (тех с кем хорошо общаешься, кто поможет в трудную минуту)

Верно, ребята. Обратившись к толковому словарю, мы можем дать точное определение слова ДРУГ (на слайд)

1. ДРУГ, -а; мн. друзья, -зей; м.

1. Человек, связанный с кем-л. отношениями дружбы. Искренний д. Близкий, задушевный д. Испытанный д. Друзья-приятели, друзья-товарищи. Д. детства. Друзья до гроба (до конца, до смертного часа). Друзья по оружию (вместе воевавшие против общего врага). Друзья по несчастью (связанные общей бедой). * Старый друг лучше новых двух (Посл.). // О животных, птицах, преданных человеку или полезных ему растениях. Собака - лучший д. человека. Голуби – наши пернатые друзья. Зелёный д. (о растениях).

- Какими качествами должны обладать друзья? (добротой, отзывчивостью, пониманием, умением прощать ошибки друга и др.)

Поработав, над текстом рассказа, мы должны ответить на ряд вопросов:

- Можно ли назвать друзьями героев этого произведения?

- Способны ли собаки совершить «подвиг» во имя друг друга?

Молодцы, ребята! Присаживайтесь.

  1. Изучение нового материала

Открываем учебник на стр. 56, находим А.И. Куприна «Барбос и Жулька», наша задача сегодня – вспомнить текст и творчески его пересказать.

- Ребята, как вы думаете, какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Почему? (Описываются реальные события)

- Все верно.

А) Вопросы на восприятие текста

- Какие чувства вызывает данный рассказ? (жалость, печаль)

- Что поразило, удивило? (Маленькая Жулька бросилась на бешеную собаку, а всегда смелый Барбос сидел и жалобно повизгивал, Жулька бросилась на защиту жителей своего двора и своего друга).

4. Закрепление изученного материала

А) проблемный вопрос с затруднением

- Ребята, какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? (ответы)

- Трудно пока ответить? Давайте поработаем более подробно с текстом.

Физминутка

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» — «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

Б) Работа над композицией произведения

Ребята, работая с текстом, вы будете встречаться с новыми словами, значения которых походу разбора я буду пояснять.

Начинаем работать с текстом. В любом рассказе есть композиция (построение) или если обратиться к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то можно узнать, что композиция – это строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

Как вы думаете, из каких частей состоит композиция нашего произведения? (ответы детей)

Хорошо, молодцы. Сейчас ваши предположения проверим на нашем уроке.

Готовясь к нашему уроку, я уже разбила на части наш текст, но когда проветривала класс, они перепутались. Ваша задача отнести их к определённым частям композиции произведения.

- Итак, с чего мы начинаем строить наш рассказ – со вступления.

- Верно.

- Выберите, какие части рассказа подходят к вступлению (выходят дети по очереди)

Описание Барбоса – Найдите и прочитайте, как выглядел Барбос?

- С чем сравнивается его шерсть? (Шерсть извалялась, превратилась в сотни бьющихся сталактитов)

А его уши? (Превратились в причудливые фестоны)

- Что у нас дальше?

Описание Жульки – Найдите теперь описание Жульки.

- Скажите, ребята, почему описание Жульки занимает одно предложение, а описание Барбоса целый абзац? (автор настраивает нас на необычность Барбоса и заурядность Жульки)

- Верно, молодцы.

- Эти собаки отличаются только внешностью?

Характер собак

- Предлагаю выбрать черты характера относящиеся к Жульке и Барбосу (независимость, деликатность, разбойничья натура, храбрая, правдивая, искренняя, неаккуратность, верность, застенчивая вежливость, ласковая).

- Сравнивая этих собак, какой вывод можно сделать? (внешность и характеры различны)

- Что же связывало таких собак разных собак? (Дружба)

- Каково же начало действия?

Дружба собак

- Что же случилось дальше? Кто ворвался во двор? (Бешеная собака). Как вела себя собака? Найдите этот эпизод, зачитайте его. Это завязка или развитие действия.

- Какие части рассказа сюда отнесём, выберите.

Появление бешеной собаки

- Ребята, а вы знаете, что такое бешенство и чем опасно оно?

Бешенство - это вирусная болезнь с тяжелым поражением центральной нервной системы, передающаяся главным образом при укусе больных животных (собака, кошка, волк, крыса), слюна которых, содержащая вирус, попадает в рану. Распространяясь затем по лимфатическим путям и частично через кровеносную систему, вирус достигает слюнных желез и нервных клеток коры головного мозга, поражая их, вызывает тяжелые необратимые нарушения.

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.

Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки.

Мы подошли к кульминации рассказа. Кульминация (напряженный момент)

Какую часть рассказа сюда отнесём? (Подвиг Жульки)

- В чем он заключался? (Жулька бросилась на бешеную собаку)

- Как вёл себя Барбос? (Смотрел жалобно и повизгивал в углу)

Сравнивая в этой части рассказа собак, какой вывод можно сделать? (Маленькая Жулька совершила необычный для себя поступок)

- Что произошло дальше? Какие части рассказа можно отнести сюда?

Жулька заболела

- Как автор описывает болезнь Жульки? Как это проявлялось? (С ней случилось что-то странное, она как –будто помешалась. Она ничего не ела, сильно похудела. Долго лежала, то носилась по двору, кружилась и подпрыгивала)

- Чувствовал ли Барбос себя виноватым? (Да, когда Жульку заперли в сарае, Барбос принялся бегать вокруг сарая и сильно выть)

- Чем заканчивается часть? (Прощание собак)

- Кто помог Барбосу увидеть Жульку? (Дети), а как взрослые относились к Барбосу?

Найдите и зачитайте описание прощания собак.

- Заканчивая работу над композицией, найдём заключение (Смерть Жульки)

- Как вы узнали о смерти Жульки? (Через два часа Барбос завыл. Жулька умерла)

- Посмотрите, ребята, что у нас получилось на доске? (План рассказа)

- Где его можно использовать? (Пересказывая рассказ)

- Давайте с вами попробуем сейчас пересказать рассказ от имени Жульки (инсценирование пересказа)

Молодец.

Когда рассказ заканчивается трагически, всегда становится грустно. Может кто-то из вас хотел бы изменить концовку нашего рассказа. Предложите.

Молодцы, очень хотелось, чтобы так было, как предложили вы, но всё - таки А.И. Куприн нам с вами показывает смерть Жульки (зачитывание концовки рассказа под мелодию, на слайде картинка)

  1. Итог урока

- Ребята, давайте, вспомним, на какие ключевые вопросы мы должны ответить:

- Можно ли назвать друзьями героев этого рассказа? (Да. Собаки вместе играли, Жулька прощала Барбосу многие его поступки. Между ними было редкое согласие).

- Могут ли животные дружить так же, как и люди? (Да, Жулька показывает пример самого хорошего друга)

- Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? (Куприн в этом рассказе хотел показать нам образец дружбы, на примере Жульки, её отношение к Барбосу)

- Какой вывод можно сделать? (Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая смелой. Главное не внешний вид, а поступок).

А) Работа в паре

- Сейчас я вам предлагаю поработать в паре. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте и выберите, какая из них подходит к нашему уроку.

Один за всех и все за одного.

Легко подружиться, тяжело разлучиться (на слайд)(+), т.к. когда с кем-то дружишь, тяжело расставаться с этим человеком или ещё кем-то.

Правильно, молодцы.

- Для закрепления нашей темы, мы с вами проявим своё творчество и изготовим книжки-малышки.

С чего начнём? (обложка, автор, рисунок, название)

- Ребята рисунок вы можете сами нарисовать, а можете воспользоваться моим вариантом с цветными картинками.

6. Рефлексия

7.Домашнее задание

Доделать книжку-малышку, но с изменением концовки.

Теперь предлагаю вам ребята оценить свою работу и работу своих товарищей, аргументируя, т.е. поясняя ответ.

Ребята, а вы знаете какие – нибудь песни про собак или о собаках?

Я вам предлагаю исполнить песню Люси

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее