НОД по развитию речи в средней группе
Тема: Звуковая культура речи : звук «ц»
Цели: - упражнять в отчетливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах, в определении наличия звука в слове;
- совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный склад речи и завершить строку;
- обратить внимание детей на то, как похоже звучат некоторые слова: летуньица- щебетуньица и т. д.
Ход занятия
- Здравствуйте, дети. Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро, даже хочется петь! Вы умеете петь песенки? Как вы этому научились ? ( Ответы детей)
- Давайте попробуем попеть, как это делает:
Жеребенок и-и-и-и-и-и
Водичка, которая вытекает из крана с-с-с-с-с-с
Комар летит з-з-з-з-з-з (хоровые и индивидуальные повторения этих звуков)
- А вот белочка, если она сердится, цокает : ц-ц-ц-ц-ц. Давайте попробуем исполнить и эту песенку. (хоровые и индивидуальные повторения звука)
- Ц отчетливо слышится, когда по булыжной мостовой или по асфальту идет подкованная лошадь (показ картинки): трр-трр, цок-цок, трр-трр, цок-цок;
когда поет синичка – невеличка: цинь-цинь-цинь (хоровые и индивидуальные повторения )
- Посмотрите ,ребята, кто к нам пришел? ( воспитатель показывает спрятанную игрушку цыпленка)
- Давайте его позовем и покормим зернышками ( Дети по очереди зовут цыпленка «цып-цып-цып» и кормят цыпленка зернышками).
- А сейчас хочу с вами поиграть. Давайте встанем в кружок. Я кое-что сообщу слева стоящему от меня ребенку, а он, так же , шепотом, передаст дальше мои слова. Последний сообщает то, что услышал – первый, то, что передал.
Воспитатель загадывает загадку: «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» (Котенок)
- Молодцы, справились с заданием. Следующее задание для цепочки « Скушал церковь, скушал дом и кузницу с кузнецом» . ( Дети передают фразу друг другу по цепочке шепотом).
- Какой звук слышится чаще всего?.(Ц)
- Сейчас я вам прочитаю знакомую вам песенку, а вы запомните и назовите мне слова, в которых слышится звук Ц :
Заря- заряница, солнцева сестрица,
День замыкает, месяц зажигает.
( Русская народная песенка)
- Очень хорошо. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши (один хлопок), если в слове есть звук Ц. Начинаем : луна, месяц, ласточка, летуньица, девочка, озорница, выдумщица, хохотунья, плясунья, умница, царица.
- В каком стихотворении встречаются похожие по звучанию слова « летуньица- щебетуньица» ? (« Комарики – макарики» К. Бальмонта)
- Таких слов в русском языке достаточно много, например, очень похоже звучат некоторые названия посуды, я буду их называть, а вы мне помогайте: хлебница- сухарница – селедочница – сахарница. Повторим их еще раз все вместе. Какой звук слышится в каждом из этих слов? ( Ц)
- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали! И в завершении нашего занятия я бы хотела узнать, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Вот и проверим, как вы умеете выделять его в словах. На доске размещены предметные картинки ( цифры, заяц, цыпленок, чайник, цапля, чашка, полотенце, часы, пицца). Поставьте магнитные фишки на те картинки, на которых нарисованы предметы со звуком Ц. ( Несколько детей по желанию выполняют задание).
Воспитатель хвалит детей и подводит итог занятия.