«Зимний фестиваль знаний 2025»

КСП по обучению грамоте Звуки [х], [х']. Буква X х

План урока по обучению грамоте Звуки [х], [х']. Буква X х

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Краткосрочный план урока обучения грамоте


Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1

Школа: №35

Ф.И.О учителя: Шумова Е.А.





Тема урока

Звуки [х], [х']. Буква X х



Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

1.1.9.1 - выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие);

1.2.9.1 - распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком;

1.1.9.2. понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове

1.3.8.1.писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме.

Цели урока

распознает письменную и печатную букву Хх, читает слова с буквой Хх и пишет строчную и заглавную букву Хх, ее соединения с другими буквами, слоги и слова

будут характеризовать звуки [х] [х'], определять их место в слове, читать слоги и слова простой конструкции, научатся писать строчную букву х и ее соединения с другими буквами

составят звуковые схемы к словам на изучаемую букву, будут читать слова и предложения, смогут записать слова и предложения с новой буквой

смогут соотнести звуковую схему и слово, будут читать текст, определяя жанр произведения, составят предложения по схемам

Развитие навыков:

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова. 2.1 Использование видов чтения.

    1. Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте.

  • Соблюдение каллиграфических и графических норм.

  • Соблюдение орфографических норм.

Критерии успеха

Выделяют звуки [х] [х'] в словах и называют их признаки;

Определяют количество слогов в словах;

Читают слоги, слова и предложения;

Пишут строчную букву х, слоги и слова с новой буквой;

Составляют предложения по схемам.

Привитие ценностей



Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

познание мира, естествознание

Навыки использования ИКТ

чтение, письмо, говорение, слушание


Предварительные знания


слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и без­ударные гласные, согласные твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и, о, ы., е, ё, ю, я


Ход урока

Запланирован-ные этапы

урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока











































































Середина

урока

I.Этап мотивации.

- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Казахстан славится своим гостеприимством. Поддержим эту традицию. Давайте улыбнемся, и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу. Сегодня мы продолжаем нашу сквозную тему «Традиции и фольклор». У нас 2 урок.

(Дети садятся)

- Если я называю слово, которое начинается с гласной садятся девочки, если с согласной – мальчики.

Садятся умнички. Садятся молодцы.

- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему научились на прошлых уроках. Договорите словечко.

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Поиграем в игру «Доскажи словечко»

1.Речь бывает …

2.Звуки бывают…

3.Звуки отличаются от букв тем, что…

4.Согласные бывают…

5.Гласные звуки а, о, у, ы обозначают…

6.Гласные звуки я, ё, и, е обозначают…

Молодцы вы замечательно ответили.

ФО. Хлопните в ладоши.

ΙΙΙ. Постановка темы и задач урока.

- Вы любите мультфильмы?

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма.

- Как же зовут главного героя? (Хома)

1) Выделение звуков [х], [х’] из слов.

- Давайте выделим первый звук из слова Хома.

  • Произнесите его друг другу, сделайте выводы:

  • [X]

  • Согласный (встречает во рту преграды)

  • Твердый ("а" указывает на твердость согласного)

  • Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

- Охарактеризуйте главного героя. (Хитрый, ленивый)

- Вы сказали, что Хома не только ленивый, но и хитрый. Назовите первый звук в слове хитрый. ,]

  • Давайте выделим первый звук из слова хитрый.

  • [Х',]

  • Согласный (встречаем во рту преграды)

  • Мягкий ("и" указывает на мягкость согласного)

  • Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

- Чем отличаются звуки [х], [х,]?

(Отличаются по твердости-мягкости)

- В каком наряде к нам сегодня придет звуковичок?

(Сине-зеленых ботиночках и шляпе-цилиндре)









- Звуки [х], [х,] обозначаются одной и той же буквой «ха». Назовем ее хором.

2) Знакомство с буквой X

А как же мы обозначим эту букву на письме?

Учитель заранее раздаёт детям листочки в виде квадрата, дети

выполняют действия.

- Загадаю вам загадку.

Становитесь на зарядку.

Раз - листочек поднимаем,

Два - листочек загибаем,

Три - ещё разок свернули,

На четыре - развернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив?

Назови!

ФО. Большой палец!

- Какая у нас сегодня тема урока?

«Звуки [х] и [х’]. Буква X х».

- Вдумайтесь в тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] от других звуков.)

Научиться писать … (новую букву, слоги, слова и предложения)

Научиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

- А кто нам расскажет, на что похожа буква Х?

(На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

На что похожа? (чтение стихов о букве)

  • На что похожа буква Х?

(На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)


«Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь сам себя стрижешь.


Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Собери слово и сделай фонетичекий разбор. Работа в группах.

У нас многонациальный класс. По русскому обычаю гостей встречают хлебом солью.

1. Сделай звуко-буквенный анализ слова хлеб



Физминутка.

Игра «Сели-встали»

Если вы услышали в слове звуки[х] или [х’] то садитесь, если нет остаетесь стоят.

Хлеб, еда, халва, хурма, гости, традиции, казахи.

Чтение.

-Какие вы молодцы вы умеете слышать, а теперь почитаем слоги, слова, текст.

  1. Написание строчной буквы х.













2.Написание слогов.

3.Чтеник слов.

  1. Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» (с.38).

- Какой следующий пункт плана?

(Чтение слов и предложений с новой буквой).

- Откройте учебник (с.38). Рассмотрим иллюстрацию на левой части разворота.

  • -Что изображено на рисунке в центре?

(Каравай хлеба)

- Как связана тема урока с хлебом?

- Кого принято встречать хлебом и солью?

- Что изображено над караваем?

- Почему солнцу, звездам, тучке отведена большая часть иллюстрации?

(Солнце, дождь дают растениям тепло, влагу и хороший урожай).

- Прочитайте пословицу над иллюстрацией.

БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ НИКОГДА

- Как вы её понимаете? Ведь в пословицах содержится народная мудрость.

- А правы вы или нет мы обсудим в конце урока.

(Гимнастика для глаз)

  1. Чтение слов и текста с новой буквой в учебнике (с.39).

Далее работа диффе­ренцируется:

  • «нечитающие» дети (группа №2) читают про себя слоги и столбики слов,

  • «читающие» (группа №1) — читают текст на с. 39.

(Сначала «нечитающие» дети читают слова, потом «читающие» дети озвучивают текст на с. 39).

- О чём этот текст?

- Почему до холодов надо убрать хлеб?

- Какие машины принимают участие в уборке хлеба?

- Как можно озаглавить текст? («Уборка хлеба»).


- Ребята, я хочу сказать, что на уроке всё это время присутствовал ещё один гость-герой сказки. Отгадайте, кто по амбару мешен, по сусекам скребён, на сметане мешён? (Учитель показывает Колобка)

- Он не случайный гость, ведь сегодня на уроке мы говорим о хлебе, а колобок- это тоже хлеб.

  1. Чтение вслух «читающими» детьми пословицы с экрана.

- Колобок предлагает прочитать пословицу и подумать над её значением.

ЗА ОБЕДОМ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

- Как вы её понимаете?

(Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может.)


-Что мы делали на этом этапе?

-Оцените свои успехи по критерию:

«Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х».


Зелёный цвет- я научился читать слоги, предложения с новой буквой.

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

- Колобок вас хочет спросить:

А вы можете рассказать как попал хлеб с поля на стол? Как убирали хлеб 50 (100) лет назад?

-Где можем найти ответ на этот вопрос?

(Узнать из учебника, попытаться самим выяснить, послушать учителя)

-Колобок предлагает посмотреть фильм.


  • Просмотр фильма «Откуда к нам хлеб на стол пришёл?»

- Правильно ли мы раскрыли смысл пословицы

«Без труда хлеб не родится никогда»?

ВЫВОД:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

  -Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – ХЛЕБ.

-Что мы делали на этом этапе?

-Оцените свои успехи по критерию:

«Я знаю, как пришёл хлеб к нам на стол».

Зелёный цвет- я знаю, как пришёл хлеб к нам на стол.

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

  • Чтение наизусть стихотворения «Хлеб» (с.42)

(ученик держит в руках каравай)



Рефлексия.

Итог урока.



Рефлексия:

Мы достигли цели?

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Какая работа вам понравилось на уроке?

- Что у вас хорошо получилось?

- Над чем надо поработать?

Оцените свои достижения с помощью картинок:

Зернышко-мне было очень трудно.

Колосок-я немного затруднялся, но в целом все понял.

Буханка хлеба – я все понял, мне было легко

(Дети угощают гостей караваем)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее