Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора
Цели
1. Познакомить учащихся со случаями постановки знаков препинания, когда прямая речь стоит в предложении перед словами автора Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда прямая речь стоит после слов автора; повторить словарные слова; разобрать лексическое значение и запомнить написание нового словарного слова.
2. Развивать орфографическую зоркость и речь; формировать каллиграфический навык; развивать внимание и мышление, умение слушать учителя и своего товарища; расширять кругозор детей.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду.
Развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы. Развитие орфографической зоркости, устной и письменной речь учащихся.
Познавательных УУД:
Актуализировать знания о предложении с прямой речью;
Закрепить и систематизировать умение составлять и записывать предложения с прямой речью
Коммуникативных УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Учимся работать в группе.
Регулятивные УУД:
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
У учителя: мультимедийное устройство, карточки для индивидуальной и групповой работы, учебник.
У учащихся: учебник, тетради.
Методы:проблемно-диалогические; метод наблюдения и анализа языковых единиц.
Материалы к уроку:
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., В. Русский язык. Учебник для 4 - го класса. М.: Баласс, 2013. «Школа 2100»
Ход урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||
I. Орг. момент. Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Слайд1. | Приветствует обучающихся,проверяет их готовность к уроку.Создаёт эмоциональный настрой на урок. | Учащиеся проверяют готовность к уроку. Записывают число, классную работу. | ||||||||||
II. Индивидуальная работа.
| Раздаёт карточки для индивидуальной работы Приложение 1 | Шесть - восемь учащихся работают с карточками индивидуально. | ||||||||||
III. Чистописание. Цель: закрепление графических навыков., Слайд2 На слайде :спорт , бегун, соревнования, игры | Даёт установку к выполнению задания. -Посмотрите на слайд .Если вы среди данных слов найдёте «лишнее» и назовёте признак, то узнаете букву, которую будем писать на минутке чистописания -Посмотрите на слоги и запишите данные соединения. | Находят лишнее слово (игры). Определяют с какой буквой будет написание слогов.
Пишут сочетания букв пи пи ти ти ги ги пи ти ги | ||||||||||
IV. Актуализация опорных знаний. Цель: закрепление умения составлять предложение с прямой речью, правильно оформлять его на письме,находить орфограммы в словах, разбирать слова по составу, составлять схемы предложений данного вида. . Слайд 3 На слайде слова: в, игры,городе, Сочи,учитель,олимпийские, пройдут зим-ние,сказал. Словарная работа Цель:запомнить правильное написание слова Карнавал (Слайд 4) На слайде рисунок людей в карнавальных костюмах
| - Из данных слов составьте предложение . -Что это за предложение? -Как оформляется предложение с прямой речью? - Назовите орфограммы в словах. -Разберите слово зимние по составу. -В каких словах звуков больше, чем букв? - Объясните свой выбор. - Объясните, чему учились?
– Рассмотрите картинку. -Что на ней изображено? - Объясните значение слова карнавал. -Подберите однокоренные слова. -Выделите корень в этих словах. -Запишите эти слова. -Составьте предложение со словом карнавал по схеме А: «П?» -Схема какого предложения? -Как оформляется прямая речь на письме? | Устно составляют предложение. Учитель сказал: «Зимние олимпийские игры пройдут в городе Сочи». Дают характеристику предложению, находят орфограммы, разбирают по составу слово зимние,определяют слова, где звуков больше,чем букв(зимние,олимпийские),доказывают почему.
-Определяют с каким словарным словом будут работать(Карнавал),его лексическое значение(уличный маскарад,народное празднество с шествием),подбирают однокоренные слова (карнаваль-ный),выделяют корень, записывают слова в тетрадь, выделяя корень, обозначая орфограммы, составляют по схеме предложение с прямой речью, (Мой друг спросил: «Ты знаешь, что такое карнавал? меняют местами слова автора и прямую речь -Несколько учеников составляют схемы предложения у доски. | ||||||||||
V. Постановка проблемы. Цель: -организовать формулировку темы урока детьми; -организовать постановку цели урока детьми. Слайд 5 (На слайде схемы предложений) А: «П?», П А
| – Составь предложение, поменяв местами слова автора и прямую речь. -Какое предложение у вас получилось? Запишите его. -Какие трудности испытали? Учитель выслушивает все версии детей, как же писать слова автора и прямую речь, какие знаки препинания ставить, если прямая речь стоит в предложении перед словами автора. -Чего мы не знаем? Сформулируйте тему и цель урока. -На какой вопрос мы должны ответить? | Учащиеся предлагают свои варианты предложений(«Ты знаешь, что такое карнавал?»- спросил мой друг. (Проблемная ситуация - на этом этапе у учеников возникнет затруднение при постановке знаков препинания)
Дети формулируют тему и цели урока, задают вопросы на которые необходимо ответить.. | ||||||||||
VI. Открытие новых знаний Цель. Научиться оформлять предложение с прямой речью, когда прямая речь стоит впереди слов автора. Составлять схемы таких предложений
| Учитель раздает каточки для работы в группе. Приложение 2 -Соедините предложения с соответствующей схемой. Сделайте выводы -Вспомним какие знаки ставятся в таких предложениях.? | Дети соединяют предложения с соответствующей схемой, делают выводы
| ||||||||||
VII. Физ.минутка | Если прямая речь стоит перед словами автора, - приседают. Если слова автора стоят на первом месте,-хлопают в ладоши над головой. - «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше»- писал Максим Горький (Сели) -Учительница прочитала загадку: “Сидит девица в темнице, а коса на улице”. (ХЛОП) -Врач дал мне рекомендацию: “Морковь полезна для зрения ( ХЛОП) -“Хочешь, я угощу тебя морковью?” - спросил брат Настю. ( СЕЛИ) -“Мама, приготовь что-нибудь из моркови!” - попросила утром Саша. ( СЕЛИ) - Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”. (ХЛОП ) -А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса. ( СЕЛИ) -“Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка. (СЕЛИ) | Дети приседают или хлопают в ладоши в зависимости от места располо-жения прямой речи. | ||||||||||
VIII Первичное закрепление. Цель. Закрепить правописание предложений с прямой речью. Слайд 5,6 | Давайте вернёмся к педложению , которое вызвало у вас затруднение. -Какие знаки нужно поставить в этом предложении? Запишите его, составьте схему этого предложения -Как оформляются предложения с прямой речью, когда слова автора стоят после неё. Знакомство с правилом (с.78) Организует фронтальный опрос
-Сравните ваши выводы с правилом учебника. Подтвердились наши выводы? - Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (ответы детей - Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? - Как пишется прямая речь | Письменно оформляют предложение
Открывают учебник на стр.78,читают правило, Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
| ||||||||||
Закрепление знаний. Индивидуальная работа по вариантам Слайд 7 Цель:
Работа в группах | Упражнение 90 - Что необходимо сделать в задании? - Как вы будете действовать, выполняя задание? -Запишите схему предложений у доски. -Как оформляем прямую речь,если она стоит перед словами автора.
Упражнение 91. Приложение 3
Каждой группе по предложению. - Запишите получившееся предложение в тетради. -Какое это предложение. -Чему мы учились сейчас? | 1-е предложение записывают под руководством учителя. 2-е предложение-I вариант 3-е предложение-IIвариант Проверяют по эталону
Выполняют упражнение. Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие знаки препинания, составляют схему предложения Чтение спикеров от каждой группы | ||||||||||
Контролирующее задание Цели: -организовать фронтальную работу. -проверить знания учащихся по теме урока Слайд 8 На слайде: 1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц. 5. Лисичка сказала Я тебя съем | Организует закрепление знаний Приложение 4
У вас на столе лежат карточки со схемами. -В предложениях на слайде расставьте знаки препинания, впишите номер предложения под нужной схемой. Поменяйтесь тестами проверьте работу по слайду, поставьте оценку. -Если все правильно 5 -Одна ошибка 4 -Две ошибки 3 -На какие правила, вы опирались при выполнении задания? (ответы детей) Проверьте по эталону | Работают индивидуально
Работают в парах, проверяют и оценивают.
| ||||||||||
IX Итог урока. Слайд 9 На слайде: Что узнали сегодня на уроке? – От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? – Какие знаки препинания ставятся всегда, если слова автора стоят после прямой речи? |
Организует итог урока
| Дети дают ответы на поставленные вопросы. | ||||||||||
X Домашнее задание | Дает домашнее задание 1) Стр.78 правило. 2) Стр.83 упр.1. | Записывают в дневниках домашнее задание. | ||||||||||
XI Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует рефлексию. Приложение 5
| - Отвечают на вопросы учителя. Самооценка Я хорошо разобрался в теме урока, со всеми заданиями справился_____ Кое-что мне было непонятно, но я справился -_________ Что-то не всё у меня получилось, но я постараюсь на следующем уроке______ Моя оценка________ Учитель________
|
.