Тема урока: «Зима в мире растений».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.
Задачи урока:
- формировать учебные действия учащихся;
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
-развивать речь учащихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету человек и мир;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Средства обучения: учебник «Человек и мир» Олешкевич В.И., кроссворд, презентация, предметные картинки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь, выберете бантик вашего настроения в начале урока и начинаем работать.
- Какое сейчас время года. Месяцы (сентябрь октябрь ноябрь). Как осенью меняется природа вокруг нас?
- Послушайте стихотворение: Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
- Какое время года наступает: Зима. Месяцы (декабрь январь февраль)
2.Актуализация знаний и фиксация знаний детей.
- Рассмотрите рисунок в книге на стр.69. Чем покрыта земля, деревья, крыши домов?
- В некотором царстве, в некотором государстве жили- были… Нет-нет, не царь с царицей… Это царство-государство находится не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царство нас окружает.
- Ребята, что это за царство? (Природа)
- Какая бывает природа?
Природа
Живая неживая
растения
- Как меняется природа, когда приходит зима?
- Какие же зимние явления происходят в неживой природе?
- Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.
- Земля замёрзла.
- Ночи стали длиннее.
*слайд с изображением зимней природы
- Какое зимнее явление на следующем слайде?
*слайд «Снег»
- Снег не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то плотный, покрытый коркой льда (настом).
- Что происходит с первым снегом?
- Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.
- А что такое снегопад?
- Падение множества снежинок на землю.
*слайды «Снежинки»
- Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.
- Если морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие лучики снежинок и образуется снежная крупа.
- В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара. *слайд «Изморозь»
- А где можно наблюдать морозные узоры?
*слайды «Морозные узоры»
(Их можно наблюдать на стёклах в транспорте, в домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.)
- Что напоминают морозные узоры?
(Они напоминают сказочный лес, растения.)
3. Физкультминутка.
- гимнастика для глаз
4. Работа над темой растения зимой.
- Мы будем говорить о растениях в зимнее время года.
*слайд «Растения зимой»
Звучит музыка П.Чайковского «Январь».
*слайд с изображением зимнего леса
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.
*музыка, слайд
- Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.
- деревья кустарники травянистые
- Итак, как же зимуют растения?
- Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед наступлением зимы?
- Что узнали? О каких растениях идёт речь?
- Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.
- Как зимуют травянистые растения?
- Что происходит с кустарниками?
(Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.)
* слайд « Кустарники под снегом»
- У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.
- А вы знаете, какое значение снега для растений?
- Снег помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.
- Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой?
- Узнали ли вы это дерево? *слайд «Берёза».
Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.
*слайд «Каштан».
- Ветки толстые, с крупными блестящими почками.
*слайд «Дуб» .
- Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.
*слайд «Ива».
- У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.
*слайд «Рябина».
- Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.
*слайд «Липа».
- Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.
*слайд «Тополь».
- У тополя светлый ствол, липкие почки.
*слайд «Клён».
- Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам.
- Чем покрыт ствол любого дерева?
-Ствол любого дерева покрыт корой.
- Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо нагреваются.
5. Физкультминутка.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, ( бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.
- И на место сели
6. Закрепление материала
- Что вы узнали о жизни растений зимой?
- Как меняется природа вокруг нас с приходом зимы?
- Подберите листочки к деревьям, зимой на деревьях их нет и узнать дерево очень сложно, но я уверена вы справитесь.
- Молодцы за урок получаете оценки …
7.Работа с учебником
Стр.70 – 71 (читает учитель, дети отвечают на вопросы)
8. Рефлексия деятельности.
-Вам понравился урок?
-Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).
домашнее задание.