«Зима в мире растений».

Задачи урока:

- формировать учебные действия учащихся;

- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

-развивать речь учащихся; - развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;

- формировать положительную мотивацию учения;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету человек и мир;

- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема урока: «Зима в мире растений».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

Задачи урока:

- формировать учебные действия учащихся;

- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

-развивать речь учащихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память,     воображение;

- формировать положительную мотивацию учения;

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развивать интерес к предмету человек и мир;

- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

Средства обучения: учебник «Человек и мир» Олешкевич В.И., кроссворд, презентация, предметные картинки.



















Ход урока:

1.Организационный момент. 

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь, выберете бантик вашего настроения в начале урока и начинаем работать.

- Какое сейчас время года. Месяцы (сентябрь октябрь ноябрь). Как осенью меняется природа вокруг нас?

- Послушайте стихотворение: Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

- Какое время года наступает: Зима. Месяцы (декабрь январь февраль)



2.Актуализация знаний и фиксация знаний детей.

- Рассмотрите рисунок в книге на стр.69. Чем покрыта земля, деревья, крыши домов?

- В некотором царстве, в некотором государстве жили- были… Нет-нет, не царь с царицей… Это царство-государство находится не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царство нас окружает.

- Ребята, что это за царство? (Природа)

- Какая бывает природа?

Природа

 

Живая неживая

 

растения



- Как меняется природа, когда приходит зима?

- Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

- Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.

- Земля замёрзла.                  

- Ночи стали длиннее.

*слайд с изображением зимней природы

- Какое зимнее явление на следующем слайде?

                                                                            *слайд «Снег»

- Снег не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то плотный,  покрытый коркой льда (настом).

- Что происходит с первым снегом?

- Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.

- А что такое снегопад?

- Падение множества снежинок на землю.

                                                                                *слайды «Снежинки» 

- Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.

- Если  морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие лучики  снежинок и образуется снежная крупа.

- В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара. *слайд «Изморозь»



- А где можно наблюдать морозные узоры?

                                                                       *слайды «Морозные узоры»

(Их можно наблюдать на стёклах  в транспорте, в  домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.)

-  Что напоминают морозные узоры?

(Они напоминают сказочный лес, растения.)

3. Физкультминутка.

- гимнастика для глаз

4. Работа над темой растения зимой.

- Мы будем говорить о растениях в зимнее время года.

        *слайд «Растения зимой»

Звучит музыка  П.Чайковского «Январь».

                                                     *слайд с изображением зимнего леса

Чародейкою зимою

                 Околдован, лес стоит-

                 И под снежной бахромою,

                 Неподвижною, немою

                 Чудной жизнью он блестит.

Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.

*музыка, слайд

- Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.

- деревья                     кустарники                  травянистые

- Итак, как же зимуют растения?

- Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед  наступлением зимы?

- Что узнали? О каких растениях идёт речь?

- Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.

- Как зимуют травянистые растения?

- Что происходит с кустарниками?

(Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.)  

                                                      * слайд « Кустарники под снегом»

- У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом  вкусные ягоды.

- А вы знаете, какое значение снега для растений?

- Снег помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.

- Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой?

- Узнали ли вы это дерево?                                                                *слайд «Берёза».

 Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

                                                                  *слайд «Каштан».

- Ветки толстые, с крупными блестящими почками.

                                                           *слайд «Дуб» .

- Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

                                                          *слайд «Ива».

- У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

                                                           *слайд «Рябина».

-  Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу.  Если нет плодов,  их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

                                                                      *слайд «Липа».

 - Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с  листочками- летучками.  

                                                                       *слайд «Тополь».

- У тополя светлый ствол, липкие почки.

                                                                     *слайд «Клён».

-  Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. 

- Чем покрыт ствол любого дерева?

-Ствол любого дерева покрыт корой.

- Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо  нагреваются.        

5. Физкультминутка.

Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, ( бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

- И на место сели



6. Закрепление материала

- Что вы узнали о жизни растений зимой?

- Как меняется природа вокруг нас с приходом зимы?

- Подберите листочки к деревьям, зимой на деревьях их нет и узнать дерево очень сложно, но я уверена вы справитесь.

- Молодцы за урок получаете оценки …

7.Работа с учебником

Стр.70 – 71 (читает учитель, дети отвечают на вопросы)

8. Рефлексия деятельности.

-Вам понравился урок?

-Что было легко? Что было трудно?

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

 -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

домашнее задание.    



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее