«Зимний фестиваль знаний 2025»

Жизненные циклы

Рабочая программа элективноно курса по биологии для 11 класса.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калининская средняя общеобразовательная школа





Рекомендовано:

Методическим объединением

учителей естественно-математических дисциплин

Протокол № _______

от «_____» _________20_____г.

Утверждено:

приказом директора

МБОУ Калининская СОШ

№ _________

от «____» ________ 20___г.










Рабочая программа

элективного курса по биологии

«Жизненные циклы»

на 2020 – 2021 учебный год

11 класс





Составитель:

Шевченко Надежда Ивановна,

учитель биологии,

первой квалификационной категории














с. Аскиз, 2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Цель: расширить знания по цитологии, генетике, эмбриологии и эволюционной теории.


Задачи:

  • вычленить и изучить непрерывность морфофункциональных событий в процессе онтогенеза, который определяется генетическим единством цитологического материала;

  • довести до осознанного восприятия обучающимися единые механизмы генетики онтогенеза: сначала период становления организма, затем постэмбриональный этап, период его самоподдержания и период угасания, предусматриваемый жизненным циклом организма.













































ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- сформированность мотивации к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

- сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;

- планировать свою образовательную траекторию;

- работать по самостоятельно составленному плану;

- соотносить результат деятельности с целью;

- различать способ и результат деятельности;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрестидля их решения;

- владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания каксредством самообразования.

Коммуникативные УУД:

- толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;

- самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;

- при необходимости корректно убеждать других в правоте своейпозиции (точки зрения);

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

1.о процессах развития зародыша;

2.о роли индукционных взаимодействий;

3.о механизмах регуляции развития зародыша и о роли внешней среды в этом процессе;

4.о процессах усложнения форм в онтогенезе и о роли в этом процессе пространственной организации и позиционной информации;

5.о закономерностях разных жизненных циклов;

6.о генетических особенностях развития организма на разных этапах онтогенеза.


Учащиеся должны уметь:

1.решать задачи по цитологии, генетике.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Элективного курса «Жизненные циклы»

11 класс (16 часов, 1 час в неделю)


Введение (1 час).

Углубить понятие онтогенеза, этапов онтогенеза. Науки, изучающие онтогенез организмов: эмбриология (этапы ее становления), цитология (клеточный и жизненный циклы), генетика.


Раздел 1. Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов (6 часов).

Гаметогенез. Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза; первичные половые клетки (ППК), полярные гранулы, локальные детерминанты. Управление развитием гамет, регуляция созревания гамет гуморальной системой.

Оплодотворение. Связь количества образуемых половых клеток и их особенностей с биологией размножения. Условия, обеспечивающие слияние гамет одного вида. Видоспецифичность распознавания сперматозоида и яйцеклетки при их контакте (акросомная реакция). Активация яйцеклетки при оплодотворении и ооплазматическая сегрегация – перераспределение биологически активных молекул в цитоплазме яйцеклетки.

Этапы эмбрионального развития и процесс регуляции как результат реализации генетической программы развития; индукционные взаимодействия частей зародыша, роль позиционной информации.


Раздел 2. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов (3 часа)

Митоз. Мейоз. Амитоз. Биологическая роль чередования этих способов деления в жизненных циклах.


Раздел 3. Чередование различных способов размножения в жизненных циклах (6 часов).

Способы размножения: их различия, биологическая роль. Генетические и цитологические особенности разных способов размножения в жизненных циклах организмов.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ

«ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ» В 11 КЛАССЕ НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД


№п/п

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

I четверть – 9 часов

Введение (1 час)

1

04.09


Науки, изучающие онтогенез организмов.

1


Раздел 1. Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов (6 часов)

2

11.09


Гаметогенез.

1


3

18.09


Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза.

1


4

25.09


Лабораторная работа «Определение хромосомного набора».

1


5

02.10


Оплодотворение.

1


6

09.10


Лабораторная работа «Определение хромосомного набора»

1


7

16.10


Этапы эмбрионального развития и процесс регуляции как результат реализации генетической программы развития.

1


Раздел 2. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов (3 часа)

8

23.10


Митоз.

1


9

30.10


Мейоз. Амитоз.

1


II четверть – 7 часов

10

13.11


Лабораторная работа «Определение типов смены ядерных фаз в предложенных жизненных циклах».

1


Раздел 3. Чередование различных способов размножения в жизненных циклах (6 часов)

11

20.11


Способы размножения: их различия, биологическая роль.

1


12

27.11


Виды бесполого размножения.

1


13

04.12


Способы полового размножения.

1


14

11.12


Генетические и цитологические особенности разных способов размножения в жизненных циклах организмов.

1


15

18.12


Лабораторная работа «Определение количество ДНК и хромосом»

1


16

25.12


Итоговая контрольная работа по курсу «Жизненные циклы»

1









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее