Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининская средняя общеобразовательная школа
Рекомендовано: Методическим объединением учителей естественно-математических дисциплин Протокол № _______ от «_____» _________20_____г. | Утверждено: приказом директора МБОУ Калининская СОШ № _________ от «____» ________ 20___г.
|
Рабочая программа
элективного курса по биологии
«Жизненные циклы»
на 2020 – 2021 учебный год
11 класс
Составитель: Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии, первой квалификационной категории |
с. Аскиз, 2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: расширить знания по цитологии, генетике, эмбриологии и эволюционной теории.
Задачи:
вычленить и изучить непрерывность морфофункциональных событий в процессе онтогенеза, который определяется генетическим единством цитологического материала;
довести до осознанного восприятия обучающимися единые механизмы генетики онтогенеза: сначала период становления организма, затем постэмбриональный этап, период его самоподдержания и период угасания, предусматриваемый жизненным циклом организма.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- сформированность мотивации к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
- сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности;
- планировать свою образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану;
- соотносить результат деятельности с целью;
- различать способ и результат деятельности;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрестидля их решения;
- владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания каксредством самообразования.
Коммуникативные УУД:
- толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы;
- самостоятельно критично оценивать свою точку зрения;
- при необходимости корректно убеждать других в правоте своейпозиции (точки зрения);
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
1.о процессах развития зародыша;
2.о роли индукционных взаимодействий;
3.о механизмах регуляции развития зародыша и о роли внешней среды в этом процессе;
4.о процессах усложнения форм в онтогенезе и о роли в этом процессе пространственной организации и позиционной информации;
5.о закономерностях разных жизненных циклов;
6.о генетических особенностях развития организма на разных этапах онтогенеза.
Учащиеся должны уметь:
1.решать задачи по цитологии, генетике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Элективного курса «Жизненные циклы»
11 класс (16 часов, 1 час в неделю)
Введение (1 час).
Углубить понятие онтогенеза, этапов онтогенеза. Науки, изучающие онтогенез организмов: эмбриология (этапы ее становления), цитология (клеточный и жизненный циклы), генетика.
Раздел 1. Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов (6 часов).
Гаметогенез. Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза; первичные половые клетки (ППК), полярные гранулы, локальные детерминанты. Управление развитием гамет, регуляция созревания гамет гуморальной системой.
Оплодотворение. Связь количества образуемых половых клеток и их особенностей с биологией размножения. Условия, обеспечивающие слияние гамет одного вида. Видоспецифичность распознавания сперматозоида и яйцеклетки при их контакте (акросомная реакция). Активация яйцеклетки при оплодотворении и ооплазматическая сегрегация – перераспределение биологически активных молекул в цитоплазме яйцеклетки.
Этапы эмбрионального развития и процесс регуляции как результат реализации генетической программы развития; индукционные взаимодействия частей зародыша, роль позиционной информации.
Раздел 2. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов (3 часа)
Митоз. Мейоз. Амитоз. Биологическая роль чередования этих способов деления в жизненных циклах.
Раздел 3. Чередование различных способов размножения в жизненных циклах (6 часов).
Способы размножения: их различия, биологическая роль. Генетические и цитологические особенности разных способов размножения в жизненных циклах организмов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ» В 11 КЛАССЕ НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
№п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
I четверть – 9 часов | |||||||||
Введение (1 час) | |||||||||
1 | 04.09 |
| Науки, изучающие онтогенез организмов. | 1 |
| ||||
Раздел 1. Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов (6 часов) | |||||||||
2 | 11.09 |
| Гаметогенез. | 1 |
| ||||
3 | 18.09 |
| Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза. | 1 |
| ||||
4 | 25.09 |
| Лабораторная работа «Определение хромосомного набора». | 1 |
| ||||
5 | 02.10 |
| Оплодотворение. | 1 |
| ||||
6 | 09.10 |
| Лабораторная работа «Определение хромосомного набора» | 1 |
| ||||
7 | 16.10 |
| Этапы эмбрионального развития и процесс регуляции как результат реализации генетической программы развития. | 1 |
| ||||
Раздел 2. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов (3 часа) | |||||||||
8 | 23.10 |
| Митоз. | 1 |
| ||||
9 | 30.10 |
| Мейоз. Амитоз. | 1 |
| ||||
II четверть – 7 часов | |||||||||
10 | 13.11 |
| Лабораторная работа «Определение типов смены ядерных фаз в предложенных жизненных циклах». | 1 |
| ||||
Раздел 3. Чередование различных способов размножения в жизненных циклах (6 часов) | |||||||||
11 | 20.11 |
| Способы размножения: их различия, биологическая роль. | 1 |
| ||||
12 | 27.11 |
| Виды бесполого размножения. | 1 |
| ||||
13 | 04.12 |
| Способы полового размножения. | 1 |
| ||||
14 | 11.12 |
| Генетические и цитологические особенности разных способов размножения в жизненных циклах организмов. | 1 |
| ||||
15 | 18.12 |
| Лабораторная работа «Определение количество ДНК и хромосом» | 1 |
| ||||
16 | 25.12 |
| Итоговая контрольная работа по курсу «Жизненные циклы» | 1 |
|