Тема: Живое слово русского фольклора.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об УНТ; знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру; развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию
Метапредметные –
Регулятивные:
Развивать образное мышление в устной работе; .принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативные:
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
Предметные:
развитие у учащихся норм литературного языка; развитие связной речи учащихся;
Планируемые образовательные результаты для учащихся с ЗПР:
Личностные результаты:
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные :
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
1. Учить детей; овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Карта урока
Приветствие.
“Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спины прямо,
Все легонечко вдохнем,
И урок мы наш начнем”
Блиц-опрос по тексту:
- Как называется ближайший родственник русского языка? (древнерусский язык)
- Как называют первый письменный язык славян? (старославянский или древнеболгарский).
- Кто является автором первой славянской азбуки? (Кирилл (Константин) и Мефодий).
- Сколько букв было в старинном алфавите? (43 буквы)
- Традиционное название славянской азбуки, созданной в 1Х веке? (кириллица)
- Почему назвали азбуку кириллицей? (автор азбуки – просветитель Кирилл)
-Что такое метафора? Эпитеты? Сравнение? Олицетворение?
Приветствуют учителя
Отвечают на вопросы
Приветствуют учителя
Отвечают на вопросы
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.
На доске буквы: Л, Ь, Ф, О, Л, О, Р, К.
- Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Попробуйте собрать все буквы вместе, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке.
Что получилось? ФОЛЬКЛОР
Запись даты, темы урока, целеполагание.
Проблемный вопрос: почему фольклор называют живым?
Из букв составляют слово, называют ключевое слово темы урока. Записывают тему урока,
Из букв составляют слово, называют ключевое слово темы урока. Записывают тему урока, ставят цели и задачи урока.
3. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Вступительное слово учителя.
Что же такое фольклор?
Фолькло́р (народное творчество, народное искусство) — художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальныенаигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)
Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.
Отвечают на вопросы, записывают определение в тетрадь
Отвечают на вопросы, работают с Толковым словарем, ищут определение, записывают в тетрадь
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Создание кластера по теме «Фольклор»:
Создают кластер, записывают его в тетрадь
Создают кластер, записывают его в тетрадь
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
Игра «Отгадай-ка». «Малые жанры фольклора»
1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).
2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)
3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)
4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)
5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)
6. На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)
7) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)
8) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)
9) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)
Отгадывают малые жанры фольклора
Отгадывают малые жанры фольклора, называют жанр
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
РАБОТА В ГРУППАХ:
1 гр.: «Собери пословицу».
- Корень учения горек, /да плод его сладок
- Повторение - / мать учения
- Ученье – свет, / а неученье – тьма
- Кто хочет много знать,/ тому надо мало спать
- Красна птица перьем, / а человек уменьем.
2 гр.: Конкурс ГОВОРУНОВ.
Шёл Егор через двор
Нёс топор чинить забор.
Фаня в гостях у Вани
У Вани в гостях Фаня.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Мамаша Ромаше
Дала сыворотку из под простокваши.
У бабы бобы
У деда дубы.
У Ивашки-рубашка, у рубашки-кармашки.
Кармашки –у рубашки, рубашка-у Ивашки.
3 гр.: конкурс частушек
5 гр.: «Угадай сказку» (составить ключевые слова, по которым класс должен угадать народные сказки).
4 гр.: «Народная песня».
Выполняют задание в соответствии с учебной задачей
Выполняют задание в соответствии с учебной задачей
7. Анализ достижений учащихся.
Самооценка учащихся
Оценивают работу свою и товарищей
Оценивают работу свою и товарищей, ставят оценки
8. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.
Ответ на проблемный вопрос: В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает, все жанры фольклора используются в нашей жизни, в устной живой речи, поэтому слово фольклора является живым.
Д.з.: записать пословицы и поговорки (5) на определенную тематику (о труде, об учении, о дружбе) в тетради или напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.
Записывают домашнее задание в дневник
Ставят оценки, отвечают на вопрос. Записывают домашнее задание в дневник