«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Живая память".День памяти,погибших в Афганистане,Чечне и других "горячих точках"

: У этих войн ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем эти войны придумают такими, какими они будут кому-то удобны.

Время выбрало нас, Закружило в афганской метели, Нас позвали друзья в грозный час, Мы особую форму надели.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

"Живая память". Общешкольное мероприятие, посвященное 34-летию вывода советских войск из Афганистана






   Открывает мероприятие песня из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времен»

  Ведущий 1:  Здравствуйте! Сегодняшняя наша встреча посвящается важной дате – 15 февраля! Что за число 15 февраля? Именно в этот особый день в 1989 году закончился вывод советских войск из Афганистана. Теперь 15 февраля – официальный день памяти жертв, погибших в Афганистане, Чечне и других «горячих точках».

  Ведущий 2:  У этих войн ещё нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем эти войны придумают такими, какими они будут кому-то удобны.

 Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времён
Под победные марши шагали.
Много славных российских имён
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.
Виктор Куценко «Время выбрало»

 Ведущий 1:  Наша встреча называется «Живая память». Именно «живая», потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне. Сегодня у нас в гостях… (дальше идёт представление гостей, ветеранов этих войн, презентация о них, каждому дарят цветы)
Слово для поздравления предоставляется главе Засосенского сельского поселения Рядодубовой Т.А.

Запах войны здесь услышит любой,
И дым сигарет, как туманная завесь,
Живу я в Афгане давно уж с тобой
И пылью, и потом, и кровью пропах весь.
А в модуле нашем полнейший бардак -
Давно все мы ждем самолета,
Душой уже дома здесь каждый чудак,
А в целом мечтает вся рота,
Ведь счастье нас ждет впереди,
Как радостны с милыми встречи,
И потому ты, браток, не сиди,
Скорей собирай свои вещи.
И вот самолет показался вдали,
И счастьем наполнились лица,
Как долго тебя, дорогой, мы ждали,
Чтоб к милым своим возвратиться
Любимая, ты меня подожди,
Теперь я уже на подлете,
И радостно корпус дрожит
На нашем родном самолете.

Ведущий 1: Слово предоставляется председателю ветеранов афганской войны Зинковскому А.И.
Ведущий 2:   Вернёмся снова к названию нашей встречи. «Живая память» ещё и потому, что память о погибших никогда не умрёт, её свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поём... Посвящается всем воевавшим в «горячих точках» 
(звучит начало второго концерта С.В.Рахманинова)

Ученик читает стихотворение “ Господи Боже”

Господи Боже, взгляни на Россию!
Боже, услышь голоса матерей
Тех, кто к тебе обращается ныне:
“Господи Боже, спаси сыновей!”
Хоть не учили нас в детстве молиться,
Хоть и креста на груди нет моей,
Все же позволь мне к Тебе обратиться:
“Господи Боже, спаси сыновей!”
Их посылают спокойно правители
Голову сложить у горных цепей.
Лишь на тебя полагаюсь, Спаситель.
Господи Боже, спаси сыновей!
Мы их растили для счастья и жизни,
Мы им отдали часть жизни своей.
Что же ты делаешь с ними, Отчизна?
Господи Боже, спаси сыновей!
Господи Боже, взгляни на Россию,
Боже, услышь голоса матерей,
Тех, кто к тебе обращается ныне:
“Господи Боже, спаси сыновей!”

Ведущий 1:  После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973г. В Афганистане была свергнута монархия. Этот переворот и его последствия стали прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых 10 лет.
(фрагмент фильма об Афганистане)

Ведущий 2:  Находившиеся в стране представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.

 Ведущий 1:  И вот 12 декабря 1979г. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие уже появились через 2 часа. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить.
(звучит песня  «Память» )

Ведущий 2:  Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом как иностранная интервенция. Противниками оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности.

Я не знаю, зачем и кому это нужно.
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только как беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать,
Что пора положить бы конец безобразью,
Что и так уже скоро, мы начнем голодать.
И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги – это только ступени,
В бесконечные пропасти к недоступной весне.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой,
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
(муз. и сл. А.Вертинского)

(звучит песня  «Кому нужна была эта война» и показывается  презентация  о погибших односельчанах ЛитвиновеН. И Давыденко Н.)            

Ведущий 1: В абсолютном своем большинстве солдат в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде. И их отношение к событиям было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях.
Давайте послушаем отрывки из писем тех ребят, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле.

Мама, друзья, невеста.
Простите, что здесь себе выбрал место.
В своей стране я вас берег
И честно выполнил свой долг.
Теперь для вас травою стану,
Березкой, ветром и цветами.
Мама, поверь, что это я,
Навек с тобою боль твоя
( звучат отрывки из писем на фоне музыки из кинофильма «Профессионал»)

Над солдатом склонилась в тревоге сестра,
Он молчит, даже стона нет сутки.
В медсанбат поступил он из боя вчера
Весь изранен, оторваны руки.
У неё на ресницах слезинки дрожат,
Вот сорвутся горячим каскадом.
Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
Прошептал ей: «Сестрёнка, не надо.
Я все выдержу, только не надо мне слёз,
Плачь не плачь, а не вырастут руки.
Я тебе подарю миллион алых роз
За твои сострадания и муки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
Но не так, как художник принцессе.
Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд,
Пусть рождается новая песня.»
Медсестра свои слёзы смахнула тайком
И к бинтам приложилась губами:
«Поправляйся, родной, ну а розы потом
Вечной песней останутся с нами...»

( звучит в исполнении ученицы песня Н.Королевой  «Только ты не умирай»)

Ведущий 2: 15 тысяч погибло в этой войне,15 тысяч не образовавшихся семей,15 тысяч не родившихся детей,15 тысяч матерей оплакивают и ждут своих сыновей. И мы  должны помнить цену этих войн. Почтим память воинов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания. (Звучит метроном)

Минута молчания

Ученик читает стихотворение “ Солдатский долг”

Есть у солдата великое право
Не нарушать присяги ни строчки,
Не отступать ни на шаг, ни влево, ни вправо,
А идти только прямо, как в присяге, по строчке.
Есть у солдата великое право
Первым подняться среди огня,
Закрыв собой пулемета ядовитое жало.
Есть у солдата великое право
Захотеть и посметь,
Сделать последний шаг в бессмертие прямо
И в памяти людей живущих не умереть.

Ученики читают стихотворение:      

Посвящается двадцатилетним.
Прожившим так мало.
Прожившим так много.
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Афганистан,
Как в 43 тем горела Волга.

И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.

Тишина. Перебор гитарный…
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав войну?

Да возможно ль такое, возможно ли?
Да, возможно, сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.

Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите, у нас вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.

В миг, когда ещё выжить пытаемся
Замерзая в кровавом снегу.
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.

И сияет в глазах поблёклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.

И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что в миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.

Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
И до боли родное небо
В небольшом деревенском окне.

Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь милей,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь родней?

  (звучит песня С.Михайлова «Приказ»)

Ведущий 1: Это была своеобразная война. Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

Ведущий 2: 15 февраля 1989г. Стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: (отрывок фильма о выводе войск из Афганистане)
Ведущий 1: Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность - хранить память о них, как о верных сынах Отчизны.

Ведущий 2: Война в Афганистане закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

Ведущий 1:  На этой войне погиб выпускник нашей школы Голованев Иван в 1998  году, когда до возвращения домой после срочной службы ему оставался всего только один месяц.

Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
Б. Громов.

О сколько подвигов на свете.
Они уже в приданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота.
И красота своя неповторима,
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.

( звучит песня «Зажгите свечи» Мишель, зажигаются свечи в руках учеников)

Ведущий 2: Право возложить гирлянду славы у могил погибших односельчан Литвинова Н. и  Давыденко Н. предоставляется лучшим ученикам  кадетского 10б  класса.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее