МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Зеленые оракулы погоды. Растения – метеорологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Зелёный друг», первый год обучения
Возрастная категория: 9-15 лет
Автор: Русанова Елена Антоновна,
педагог дополнительного образования
Смоленская область
г. Вязьма
2018 год
АННОТАЦИЯ
Тема занятия «Зеленые оракулы погоды. Растения – метеорологи» является составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Зелёный друг».
Данная методическая разработка знакомит с растениями – предсказателями погоды. Обычно люди на основе своего жизненного опыта знают приметы, по которым можно предсказать погоду, но в большинстве они основываются на наблюдениях за поведением животных. Растения тоже могут предсказывать погоду не только на сегодня и завтра, но и на более отдаленное время.
При проведении занятия в целях экологического и эстетического воспитания учащихся активно используется сила воздействия и красота стихов разных авторов о природе и отношении к ней человека, о временах года и красивая музыка.
Методическая разработка может быть рекомендована для самого широкого круга пользователей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для знакомства с растениями – предсказателями погоды рекомендуется использовать разнообразный иллюстративный материал - картины природы разных времен года, красивые стихи и музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»…
Представленные в данной разработке стихи можно заранее раздать учащимся, с тем, чтобы они выучили их наизусть, а можно, если учащиеся в группе хорошо владеют навыками чтения, раздавать их по выбору для чтения «с листа». Можно предложить также прочесть те стихи о временах года, которые учащиеся уже знают.
Важно также использовать подготовленную презентацию «Зеленые оракулы природы. Растения – метеорологи», в которой сочетается показ сезонных картин природы и растений, предсказателей погоды.
Тема занятия: «Зеленые оракулы погоды. Растения – метеорологи».
Цели: 1. Знакомство учащихся с приметами погоды, связанными с растениями.
Развитие познавательного интереса, желания наблюдать за окружающим
миром природы, развитие эстетического вкуса, привлечение к чтению стихов.
Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Методы: Беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.
Оборудование: подборка «Растения – метеорологи» (натуральные объекты и фотографии), репродукции пейзажей известных художников, фотографии красивых мест природы, магнитофон, компьютер, проектор, альбомы, краски.
Литература: 1. Мацюцкий С. П. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1988.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Тема сегодняшнего занятия «Зеленые оракулы погоды. Растения – метеорологи».
А кто же такой «оракул»?
Большой энциклопедический словарь гласит: «Оракул (от латинского oraculum – говорю, прошу) - у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами вопрошавшим верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Переносно – человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением».
Из своего жизненного опыта вы знаете достаточно много примет, по которым можно предсказать погоду, но в большинстве они основываются на наблюдениях за поведением животных. Сегодня мы поговорим о том, как растения могут предсказывать погоду не только на завтра, но и на более отдаленное время. А помогут нам вспомнить картины природы разных времен года красивые стихи и музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года»…
Итак, представим, что на дворе у нас вовсе не зима, а нежная и стремительная, солнечная и ласковая весна-красавица. (П.И. Чайковский, «Апрель. Подснежник») (Показ слайдов презентации о весне и приметах)
Чтец: «Мелодии весны»
Мелодии весны, мелодии свободы,
Победный клич грачей, вернувшихся в поля
И стоны зимних льдин в объятьях ледохода,
И жадная к лучам, продрогшая земля.
Мелодии весны, вы песни обновленья,
Вы непокорность трав и быстрый птичий взлет.
Мелодии весны – источники движенья…
Мелодии весны! Как вас не достает!
Анатолий Лукьянов
Чтец: «Апрель»
Лихая барабанщица капель
Вновь со своим резвится барабаном.
И ей аккомпанирует апрель
Игрой ручьев поспешной и гортанной,
Грачиным гамом, тарахтеньем труб
И звонким плачем рухнувших сосулек.
Идет весна – гуляка-лесоруб,
Лес наполняя радостью и гулом.
Вставайте же, очнитесь ото сна!
Услышьте музыку ее шальную
И улыбнитесь: «Вот она, весна,
Все что застыло весело штурмует».
Ее гудящий, мощный камертон
Настраивает музыку природы
И ускоряет вечный бег времен,
Замедленный февральской непогодой.
Анатолий Лукьянов
Чтец: «Весна»
Весна. В лесу под вербой
Проталины черны.
Расцвел подснежник первый –
Веселый знак весны.
Весна - звенят капели.
Весна – поют ручьи.
И с юга прилетели
Работники грачи.
Леонид Завальнюк
- Наблюдательные люди весной могут сделать следующие наблюдения:
Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Когда цветет черемуха, всегда будет похолодание – «черемухины холода».
Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету.
Урожай сморчков – к урожаю проса и гречихи.
На смену весне приходит долгожданное лето – время самых длинных каникул и отпусков. Время ярких, пышных цветов, душистых, вкусных ягод и разнообразных овощей, созревающих на грядках. ((П.И. Чайковский, « Июль. Песня косаря») (Показ слайдов презентации о лете и приметах)
Чтец: Теплым дождем умывается лес.
Шепчутся листья и травы.
И поднимают стволы до небес
Кроны зеленой дубравы.
Выбрав в ветвях наблюдательный пост,
Радуясь ливню в июле, как на качелях, качается дрозд
С капелькой солнца на клюве.
Сергей Махотин
Чтец: «Лето»
Лето
Красным зовется,
Платье в цветах.
Ягодой спелой зреет в лесках.
Дождиком теплым
По саду идет.
Иволгой звонкой
На ветке поет.
Владимир Степанов
Чтец: Речная излука … Лесная поляна…
До новой зари, позабыв про дела.
Укрытая легкою дымкой тумана,
В ладошках цветка задремала пчела.
А где-то в кустах еще тенькает птица,
И день еще теплится, день еще длится,
И солнце еще не желает садиться
И гаснуть не хочет –
и светится мгла…
Как много на свете любви и тепла!
Леонид Завальнюк
Чтец: «Август»
Вот мелькнул в косе березы
Первый желтый лист.
Поздние грохочут грозы,
Воздух свеж и чист.
Зреют перцы, помидоры,
Тыквы, кабачки.
Жаль, что кончатся так скоро
Летние деньки.
Екатерина Кулакова
А вот какие приметы дарят нам растения в летнее время:
Цветки вьюнка полевого закрываются – дождь близок, распускаются в пасмурную погоду – к солнечным дням.
Перед дождем просвирник и полевой вьюнок закрывают свои цветки.
Если звездчатка не раскрывает цветочки утром и держит их закрытыми целый день – ожидай дождя
Клевер сближает листочки и наклоняется – перед ненастьем
За сутки или двое перед дождем на листьях конского каштана видны «слезы»
( липкие капельки сока).
Лес без ветра шумит - к дождю
Летом на деревьях желтеют листья – к ранней осени.
Ноготки развернут свои венчики рано утром – к ясной погоде, если позже – будет дождь, гроза.
Одуванчик сжимает шар – к дождю.
Утром трава сухая – к ночи жди дождя.
В устойчивую погоду колючки чертополоха расходятся в стороны, в пасмурную- прижаты к головке.
Цветы сильнее пахнут перед дождем.
Если орехов обильно, а грибов мало – зима будет снежная и суровая.
Появился опенок – лето кончилось.
Лето кончилось - наступила осень. «Очей очарованье», так сказал об этом времени года великий А.С. Пушкин. Осень радует нас разноцветьем красок, изобилием плодов, но и приносит холодный мелкий дождь и первый снегопад…((П.И. Чайковский, «Октябрь. Осенняя песнь») (Показ слайдов презентации об осени и приметах).
Чтец: ОСЕНЬ
Выходит осень на опушку года –
С походкой мягкой рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с небосвода
Зато сияют рощи и леса.
Нам в буднях открывает чудеса!
Николай Рыленков.
Чтец: На желтых листьях жемчугом роса,
Последняя прощальная краса.
И снова солнце
Тучи застилают.
Блестит в росе не радость, а слеза -
Еще один уходит в вечность год,
Вершит природа свой круговорот.
И желтою листвою вопрошает
Что сделал ты? Ведь жизнь идет,
идет…
Мухтарама Улугова
Чтец: Свечи желтых берез
На нежданном снегу.
Но зима не всерьез,
А слегка, на бегу.
Вдруг задела наш край
Своим зябким крылом
И пруды невзначай
Тонким тронула льдом.
Анатолий Лукьянов
Чтец: Кругом пестреет лес зеленый.
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист.
Осыпался с березы лист
И как ковер устлал дорогу.
Идешь, как будто по водам…
Нога шумит, а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще,
Там, где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд
Что карлы сказочные спят…
А.Н. Майков
Осенние приметы, которые дарят нам растения:
- Много желудей на дубе к строгой зиме.
- Если с дерева лист не чисто опадёт – будет строгая зима.
- Пока лист с вишни не спал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
- Осенью листопад пройдет скоро – ожидай строгой зимы.
- Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.
- Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодая, а кверху изнанкой – теплая.
- В лесу много рябины к дождливой осени.
А красавица - зима радует нас пушистым искристым снежком, зимними забавами – коньками, санками, лыжами. Может припугнуть трескучим морозом и вьюгой! Ну и, конечно, самый любимый праздник дарит нам зима – Новый год, надежду на лучшее, веру в чудеса… (П.И. Чайковский «Январь. У камелька»). (Показ слайдов презентации о зиме и приметах).
Чтец: Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф.И. Тютчев
Чтец: В снегу застыли рослые леса.
Щемящей тишины полна природа.
На соснах золотые пояса,
Что сотканы из самого восхода.
А на душе смятенье и восторг,
Незнаемая ранее истома.
И заключен светлеющий простор
В сверкающую раму окоема.
Так впечатленья зимние свежи,
Такое в них сквозит очарованье…
Что верится в бессмертие души,
В любовь, что где-то ждет с тобой
свиданья.
Владимир Костко
И даже зимой, когда деревья, кустарники, травы спят под теплым снежным покрывалом, они четко выполняют свои метеорологические функции:
- Длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, а к спокойной погоде распрямляются.
- Лес шумит зимой к снегу, к оттепели.
Задание: «Моё любимое время года»
Учащиеся рисуют свое любимое время года.
Педагог предлагает всем встать в круг, расположить рисунки на уровне груди, чтобы все смогли их рассмотреть, делает вывод, какое время года у учащихся самое любимое, просит пояснить, почему?
Вот так, из года в год вершит природа свой круговорот. Но верные помощники человека – растения всегда придут человеку на помощь: и накормят, и вылечат, и брать ли с собой зонтик подскажут. И, может быть это все же и самое главное, настроят наши души на лирический лад, научат любить жизнь и окружающий мир природы. И тогда родятся новые стихи, новые картины, новая музыка…
Приложение
Рисунки ребят…