«Здравствуй, гостья – зима»!
Цели: показать красоту зимнего времени года; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы .
Воспитатель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нём говорится?
Выпал в декабре снежок,
Нежный, мягкий как пушок.
Сшил декабрь покрывало.
Для земли, чтоб не страдала.
Из тончайших ниток нежных,
Не цветных, а белоснежных.
Стала белою земля.
От заботы декабря.
Презентация.
Слайд № 1
Воспитатель: Сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой.
Слайд № 2
3. Раскрытие темы:
а) Явления зимы.
Воспитатель: Давайте вспомним основные явления зимы. В этом вам помогут загадки. Отгадайте их.
Воспитатель:
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)
И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)
Воспитатель: Назовите основные признаки зимы. (Предполагаемые ответы: )
(День стал короче, ночь длиннее, солнце выглядывает редко и не греет, прилетели зимние птицы, температура воздуха понижается, дикие животные поменяли шубки, на реке вода покрыта льдом.)
Воспитатель: Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.
Слайд № 3
Воспитатель читает стихи:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Фёдор Тютчев
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Александр Пушкин
Б) Зима - пора снега и льда.
Воспитатель: Подумайте, из чего состоит снег? (Предполагаемый ответ: из снежинок)
: Снежинка - одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.
- При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжёлой и падает на землю. Мы называем её снежинкой. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинка.
Воспитатель: Ребята, теперь вам известно как образуется снежинка.
- Что вы представляете, когда произносите слово "снежинка"?
(Предполагаемые ответы детей: снеговик, снеговой, снежная баба, крепость. Снегурочка)
Воспитатель: В каких сказках встречается Снегурочка? Как вы думаете, с кем в лесу дружит Снегурочка? Обоснуй свой ответ.
В) Растения зимой.
Воспитатель: Как же зимуют растения?
Слайд № 4
(Ответы детей: зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки)
Воспитатель: К зиме растения готовятся задолго до её прихода. Вспомните, какие изменения происходят с растениями осенью? Однолетние травы завянут, многолетние запасут в корнях питательные вещества, а деревья и кустарники сбросят листья. Но некоторые растения уйдут под снег зелёными. Под снежным ковром они будут ждать прихода весны. Кто же эти храбрецы? Это озимые хлеба - рожь, пшеница, ячмень. Их посеяли в конце лета, к осени они успели прорости и, перезимовав под снегом, на следующее лето дадут ранний урожай.
Воспитатель: Как же зимуют почки? (Ответы детей: у деревьев - высоко над землёй, а у травянистых растений - под снегом)
Деревья зимой находятся в глубоком покое. Но на некоторых из них остались плоды. Знакомые нам сосны и ели не потеряли своего зелёного наряда. Их листья-хвоинки не боятся мороза. Сверху хвоя покрыта веществом, похожим на воск, поэтому ей не страшен мороз. Опадают хвоинки не сразу, зелёный наряд хвойных деревьев обновляется полностью за несколько лет, поэтому зимой они стоят зелёными.
Воспитатель: На столах у вас лежат веточки. Рассмотрите их. Что вы видите? (Ответы детей: почки) Каждая почка покрыта сверху плотной тёмной чешуйкой. А что же находится внутри? ( Ответы детей: листочки, цветочки) Я разрежу одну почку и покажу с помощью увеличительного стекла. (Ребята подтверждают свои предположения, о том, что в почке живут листочки и цветочки, а в дальнейшем образуются новые растения)
Воспитатель: На первый взгляд все деревья и кустарники зимой кажутся похожими друг на друга. Но это не так. Разница есть. Зимой легко отличить берёзу. Опишите её (Ответы детей: белый ствол, черные штрихи на стволе, ветки, похожи на косы русской красавицы, ниспадают, березу называют символом России)
Воспитатель: Посмотрите за окно, найдите глазами деревья, среди них -берёзы, сфотографируйте их, запомните их силуэты, а весной попробуйте узнать их в зелёном наряде.
Слайд № 5
Воспитатель: Встречайте Зиму пословицами и поговорками.
Снег глубок - год хорош.
Снегу надует - хлеба прибудет.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Волку зима за обычай.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Береги нос в сильный мороз.
Много снега - много хлеба.
Жаворонок - к теплу, а зяблик - к стуже.
Январь - году начало, зиме - середина.
Февраль придет, все пути заметет.
Воспитатель: Заглянем в зимний лес. Там сейчас тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в лесу испещрен разными следами и следочками. Но для того, чтобы уметь читать по следам, надо сперва научиться
распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат.
Много интересного из жизни лесных обитателей вы сумеете прочитать в белой книге зимы.
Слайд № 6
Анимация
Г) Животные зимой.
Слайд № 7
Воспитатель: Все ли животные спят зимой? (Ответы детей о разных группах животных)
Воспитатель: Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под снегом прячутся мыши. Лягушки, жабы, змеи, ящерицы спят в зимних укрытиях.
Воспитатель: Кто такие "братья наши меньшие"? (Ответы детей: птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать им птичьи "столовые")
Воспитатель: Что необходимо всем животным, чтобы перезимовать? (Ответы детей: теплый мех, корм)
Итог :
Воспитатель: Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка Зима? (Ответы детей: белый снег, свежий воздух, коньки, санки, лыжи и т.д.) И в этот раз Зимушка-Зима приготовила вам подарок. Внимание на экран!
Спасибо за внимание!