Я и компьютер
Цель тренинга: сформировать положительное отношение к саморазвитию в области ИКТ. Снять негативные установки по отношению введения в работу учителя новых форм работы. Сформировать адекватное отношение к успехам и неудачам в этой области. Дать возможность ощутить ценность процесса познания нового и научиться получать радость от него.
Тренинг предназначен для педагогов школы. Сейчас цифровые технологии внедряются во все большие области работы учителя. Часть педагогов воспринимают эти новшества активно, с интересом. Другая часть учителей неуверенно чувствует себя в этой области. С возникновением необходимости осваивать что-то новое у некоторых педагогов появляются негативные переживания связанные с этим. Например, учитель может почувствовать, что он отстал от жизни, что дальнейшая педагогическая работа может стать слишком трудной или непосильной для него. Причем такие тенденции могут наблюдаться у достаточно опытных учителей.
Название тренингового занятия: Уверенный пользователь
Цель тренингового занятия: помочь разобраться педагогам в том, какие внутренние проблемы мешают достижению желаемого уровня ИКТ-компетентности.
Время отведенное на все занятие: 45 мин. – 1 час.
Сценарий занятия
Этап занятия | Время (на каждый этап) | Задачи, решаемые на каждом этапе | Методы (упражнения, психотехники) | Вопросы для обсуждения | Комментарии |
Вводная часть | 7-10 мин. | Обозначить объект, проблему занятия, запустить механизм осознания проблемы | Упражнение «Я и компьютер» | Какие чувства вы испытываете, когда касаетесь этой темы? Какие внешние обстоятельства заставляют вас так думать? Возникающие проблемы вызваны только внешними обстоятельствами? |
|
Основная часть | 15-20 мин. | Выявить тенденции и стратегии поведения в проблемных ситуациях | Упражнение «Проверка» | Какие плюсы и минусы работы в короткий или продолжительный период времени? Опишите недостатки и достоинства работы в одиночку, в группе, в паре. Назовите плюсы и минусы работы над уже знакомой или новой темой. |
|
| 10-15 мин. | Путем группового переживания проблемной ситуации по возможности снять напряжение, связанное с подобными случаями, актуализировать творческие возможности участников | Упражнение «Рассказ по кругу» | Что вы чувствовали в начале упражнения? Изменилось ли ваше состояние к концу выполнения задания? Как вы оцениваете выполнение задание (в общем и вашу роль)? Полезно ли данное упражнение? Если да, то чем? |
|
Заключительная часть | 10-15 мин. | Актуализировать в сознании участников возможность ситуации успеха, благополучного разрешения проблем, победы. | Упражнение «Нарисуй успех» | Какие чувства у вас вызывает этот рисунок? Каких фигур больше и почему? Какие цвета вы использовали и почему? Видите ли вы какие-нибудь образы или силуэты на рисунке? Что они могут для вас значить? |
|
Упражнение «Я и компьютер». Ведущий просит участников написать, какие ассоциации вызывает у них эта фраза. Ответы можно записывать в любой форме: в виде существительных, эпитетов, фраз, устойчивых выражений, поговорок и пр. Время на выполнение 2-3 мин.
Затем, ведущий просит участников зачитать полученные ответы. Лучше будет двум помощникам записывать их на доске или на отдельных листах, сортируя при этом отрицательные и положительные или нейтральные высказывания.
По окончании участников просят встать рядом с тем набором высказываний, который им ближе.
Затем происходит обсуждение результатов этапа.
Данное упражнение можно отнести к группе методов работы со «случающимися» событиями. А именно к методу групповой рефлексии. Дискуссия, происходящая по итогу упражнения, по цели имеет элементы и информационной и конфронтационной.
Упражнение «Проверка». Ведущий описывает ситуацию. Представьте, что завуч школы запланировал посетить внеклассное мероприятие (кружок, классный час и пр.). Причем целью проверки является использование ИКТ во внеурочной деятельности.
Ответьте на следующие вопросы: Сколько времени вам понадобится для подготовки? Предпочитаете готовиться самостоятельно, в группе (количество участников группы) или в паре (с кем?). Какая тема была бы вам интересна?
Участники поочередно зачитывают свои ответы. Затем, происходит обсуждение.
Данное упражнение можно отнести к группе методов работы со «случающимися» событиями и имеет элементы метода построения диспозиций.
Упражнение «Рассказ по кругу». Ведущий предлагает составить групповой рассказ об одной из проблем, связанных с работой с ИКТ. Каждый участник говорит по одному предложению. Предложения нужно стараться строить так, чтобы получился связный рассказ. Можно каждый круг условно разделить по названиям. Например «Вступление», «Основная часть», «Кульминация». После завершения рассказа все делятся впечатлениями от упражнения или отвечают на вопросы для обсуждения. По возможности рассказ необходимо направлять таким образом, чтобы окончание было позитивным.
Данное упражнение можно отнести к группе методов работы со «случающимися» событиями и имеет элементы метода построения диспозиций.
Упражнение «Нарисуй успех». Участникам предлагается нарисовать рисунок в стиле «абстракционизма», состоящий из геометрических фигур. Можно заранее заготовить фигуры или трафареты. Количество фигур их набор и пр. участник выбирает сам. Затем, картину предлагается раскрасить. Еще одно условие, при выполнении работы участникам нужно представлять или припоминать ситуацию, в которой участник проявил себя максимально успешным, находчивым, креативным, уверенным в себе.
По окончании участники рассматривают полученные работы, обсуждают, пытаются найти символическое выражение своих настроений отображенных в рисунках.