Конспект занятия по ТРИЗ. Итоговое занятие по теме «Школа истории, времени и пространства»
Тема: Путешествие в страну времени.
Воспитатель: Юсупова А. А.
Группа: Старшая
Продолжительность: 30 минут.
Цель: Закрепить знания о свойстве времени - относительности времени, закрепить знания о волшебниках времени и их возможностях.
Методы: МШ, фантазирование, МТ
Оборудование: Карточки Волшебников Времени, Дидактические карточки «Поезд времени»
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, друзья! Мы очень рады пригласить вас в удивительное путешествие в Страну Времени. Как мы туда попадем? Очень просто. Нам поможет сказка.
(Играет сказочная музыка, на экране картинка спящая красавица)
Давным-давно жили-были король и королева. Очень долго у них не было детей. И вот королева родила дочь. Король и королева устроили пышный праздник в честь крестин принцессы. Гости собрались со всего света. Было много подарков, пожеланий. Всем было очень весело.
Вдруг на празднике появилась старая-престарая фея. Все думали, что она умерла, и поэтому не пригласили ее. А фея очень обиделась. Она подошла к колыбели, где лежала очаровательная крошка, и произнесла страшные слова:
- Принцесса будет умна, добра, хороша собой. Но лишь только ей исполнится 17 лет, она заснет!
Сказала это и исчезла.
Нет нужды говорить, какое потрясение испытали и король, и королева, и собравшиеся гости. Вдруг из сломанных старинных часов, настолько старинных, что никто не помнил, когда остановился их механизм, вышел молодой человек в розовой мантии и шапочке с кисточкой.
(Изображение старинных часов и волшебника)
Это был один из волшебников времени, слуг Властелина Времени. Он умел останавливать время, и звали его Волшебник остановки времени:
- Не печальтесь, - обратился Волшебник к безутешной королеве, - когда принцессе исполнится 16 лет, я остановлю для нее время. Ей не исполнится 17 лет до тех пор, пока не найдутся смельчаки, которые отправятся в замок Властителя Времени, пройдут через все испытания и попросят у самого Властителя снять чары злой колдуньи.
После этих слов Волшебник поклонился и снова ушел в старинные часы. Жизнь в королевстве потекла своим чередом. И вот прошло 16 лет...
Оставим на время наших героев. Сейчас я хочу обратиться к вам, дорогие ребята и их родители.
Хочется вам спасти бедную принцессу? Как ужасно, когда время стоит на месте.
Итак, вы согласны помочь?
Ответы детей и взрослых.
Основная часть
Раз, два, три по Замку Времени иди... (Играет загадочная музыка)
Вы должны попасть к Властелину Времени, минуя всех его слуг - волшебников и выполняя их задания.
(Картинка со входом в замок)
У входа в замок вас встречает волшебник Медленных минут. Это младший брат Волшебника остановки времени. Волшебник медленных минут замедляет время, и оно течет медленно-медленно. Посмотри на этих придворных: они молоды и беспечны, потому что не стареют.
(Картинка молодых слуг)
Чтобы пройти дальше, Вы должны составить поезд времени. Каждая картинка - вагончик. Составьте вагончики по-порядку.
(Каждому столу выдаются карточки и дети, вместе со взрослыми, начинают выполнять задание)
Картинки: сезонные изменения в саду.
весна, проталины
поздняя весна: сажают новые деревья, старые белят, окапывают; распускаются почки
цветение сада
завязались плоды, птицы на ветках
созрели плоды
сбор урожая
осень, желтые листья
зима
Ну что же, с испытанием Волшебника медленных минут вы справились. Тогда идите дальше, к Волшебнику быстрых минут. (Картинка волшебника)
Этот волшебник ускоряет время. Скорее выполняйте задание Волшебника быстрых минут.
Поставь знаки больше, меньше, равно: (задание на экране)
месяц … год
сутки … неделя
век … тысячелетие
сутки … час
минута … секунда
5 часов … 1 неделя
I год … 12 месяцев
7 суток … 1 неделя
А теперь идите дальше.
И вот мы попали к волшебнику Наоборот. У волшебника Наоборот время течет вспять, то есть назад.
Как сменяются времена года у Наоборота? (12 картинок с изображением разных периодов времен года вразброс).
Вам вместе с родителями нужно распределить периоды года для Волшебника Наоборот. (Задания выдаются на каждый стол)
Но волшебник Наоборот не хочет пропускать нас так быстро и он приготовил еще одно задание.
На этой схеме зашифрована сказка. Угадай, что это за сказка, и расскажи ее наоборот.
(Схематические картинки для сказки)
Даны схематичные изображения:
Петушок — бобок — петушок лежит — курочка и корова — курочка и косари — курочка и кузнецы — курочка и угольщики — курочка и уголь курочка и коса — курочка и сено — курочка и маслице — курочка и петушок — петушок поет.
Вы еще не превратились в младенцев у Наоборота? Быстрее уходите оттуда. Ваш путь лежит через покои волшебника Перепута. Он очень любит перепутывать время. Вот он опять что-то затеял.
Может быть вы вмешаетесь?
Соедините стрелками части суток и соответствующую картинку: (картинки)
утро ужин
утро дети идут в детский сад
утро прогулка
утро подъем
полдень зарядка
день сон
день завтрак
день дорога из детского сада
вечер чистка зубов
вечер обед
Молодцы, ребята! Вы выполнили еще одно задание волшебников времени. А теперь вы в зеркальном зале. Но это не простые зеркала, а Зеркала Времени. В них можно увидеть свое прошлое и будущее. Для каждого из вас Волшебник Перепут приготовил карточки, которые перепутал. Вам нужно расставить их в правильном порядке. (Задания выдаются на каждый стол)
Молодцы!
Зеркала раздвинулись, и вы оказались в роскошном зале. На возвышении сидит сам Властитель Времени. Он уже знает, зачем вы пришли к нему, но требует выполнить задание и поиграть в игру.
Что лишнее?
Ночь, день, сутки, утро, полдень.
Понедельник, вторник, март, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Час, секунда, век, минута.
Вы слышите: с вами говорит Властитель Времени.
- Я вижу, что вы не только отважные, но и очень сообразительные дети. Поэтому я освобожу принцессу от заклятия. Но вам нужно выполнить последнее занятие и посмотреть, как влияют волшебники времени на объекты природного и рукотворного миров.
Работа с МТ
| + | + | + | + | + | + |
| + | + | + | + | + | + |
| Волшебник медленных минут | Волшебник быстрых минут | Волшебник остановки времени | Волшебник остановки времени | Волшебник наоборот | Волшебник перепут |
Дети: Волшебники времени влияют и на рукотворный и на природный мир одинаково.
Воспитатель: Ура, принцесса спасена!
А помогли ей вы, дорогие ребята и ваши родители!
Рефлексия:
-Ребята, вам понравилось занятие?
-О чем мы сегодня говорили? Что сегодня узнали?
-Что вам сегодня понравилось?