«Зимний фестиваль знаний 2025»

Занятие по экологии в старшей группе на тему: «Путешествие в страну комнатных растений»

Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха. Учить сажать проросший горох.

Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Занятие по экологии

в старшей группе

на тему:

«Путешествие в страну комнатных растений»




Цель:

Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха. Учить сажать проросший горох.

Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.



Предварительная работа:

Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях.

Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги.


Словарная работа: аспидистра, сансевьера.


Развивающая среда:

Комнатные растения, гербарий, плакат с изображением строения растений, емкость с семенами, лейка с водой, в ящиках с землей сделаны бороздки.





Ход занятия:


Воспитатель: Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Оказывается, к нам в гости прилетел Карлсон и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а потому одни он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению…. А вот и он!


(Воспитатель выводит Карлсона)


Воспитатель: Ой-ой-ой, Карлсон, что же бы ты мог натворить! Разве ты не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?


Карлсон: Здравствуйте, ребята! Я думал, что растения – это как игрушки и обращаться с ними можно так, как с игрушками. А разве не так?


Воспитатель: Вот видите, ребята, он совершенно ничего не знает. Давайте мы ему расскажем все, что мы знаем о комнатных растениях. Садись, Карлсон, рядом с ребятами и послушай.


Ребенок: Комнатные растения называются так потому, что они растут в горшках в комнате. Растения все разные, посмотри Карлсон, у них разные листья и цветы когда они цветут, и называются они по-разному. (Показывает и называет некоторые цветы).


Ребенок: Растения – они живые. Для того чтобы они росли и цвели за ними надо ухаживать: сначала надо посадить в землю, потом поливать водой, рыхлить землю и еще им обязательно нужны свет и тепло.


Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Карлсону поподробнее о строении растений.


(Воспитатель выносит плакат, на плакате растение в разрезе)


Воспитатель: Дети, вы узнали это растение?


Ребенок: Да, это герань. (Показывает указкой и рассказывает) . Это у растения корень – через него растение питается, пьет воду, для этого мы его и поливаем.

Это у растения стебель, это листья, через них растение дышит. Это цветы


Карлсон: А где же у этих цветов корень? (Показывает на растения в горшках) Я его не вижу…


Ребенок: Корень в земле, его не видно.


Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, Карлсон, выполняй вместе с нами!


Пальчиковая гимнастика «Цветок»


Солнце поднимается,



Цветочек распускается.


Солнышко садится,



Цветочек спать ложится.



Высокие, красивые

Цветы у нас растут.

А корни под землею

Для них водичку пьют

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой

ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются

Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями


Руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями

Руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы.



Воспитатель: А еще, Карлсон, мы покажем тебе небольшой огород. Дети, давайте расскажем, что мы сажали и покажем, что у нас выросло. Карлсон, а ты знаешь из чего выращивают растения?


Ребенок: Растения выращивают из семян.


Воспитатель: Давайте сначала расскажем, как надо подготовиться к посадке растений.


Ребенок: Сначала надо приготовить землю, сделать бороздку, полить её, положить в нее семена, и присыпать землей.


Ребенок: Здесь у нас посажена петрушка, здесь укроп, а здесь зеленый лук.


(Дети с воспитателем и Карлсоном рассматривают сначала семена, а затем ростки петрушки и укропа).


Карлсон: Ой, а это что у вас? (Нечаянно смешивает фасоль и горох) Какие забавные игрушки!


Воспитатель: Это не игрушки, это тоже семена! Дети, давайте объясним все Карлсону.


Ребенок: Вот это (берет фасоль и показывает) - фасоль, она овальная, большая, бывает разноцветная. А это (берет горох) – горох, он поменьше, круглый и желтый.


Воспитатель: Дети, Карлсон нечаянно смешал, перепутал все семена, давайте разберем их.


Игра – соревнование «Разбери семена»

(развитие мелких мышц пальцев)


Воспитатель: Молодцы! Карлсон, а сегодня мы будем сажать горох. Что бы его посадить мы подготовили семена. Дети, что мы делали?


Ребенок: Мы замочили сухой горох, он набух, стал большим, затем появились ростки.


Воспитатель: Что для этого было нужно?


Ребенок: Для этого нужна вода и тепло.


Воспитатель: Вот наши семена проросли и их уже пора сажать.


(Все подходят к ящикам с землей. Воспитатель показывает подготовленные бороздки, показывает как надо сажать проросшие семена – ростком вниз – каждый ребенок берет по горошине и сажает в бороздку. Аккуратно прищипывают землей и поливают водой из лейки с ситечком).


Воспитатель хвалит детей.


Воспитатель: Славно мы с вами потрудились, а теперь можно и поиграть


Игра на координацию речи и движения

«На окне в горшочках»


Ребенок: Вот растет бегония –

Пышная красавица

Красотой своей она

Во всем мире славится

Ребенок: Меня фиалкою зовут.

Так называй меня и ты.

Пусть на окне твоем растут

Мои веселые цветы.


На окне в горшочках

Поднялись цветочки.


К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.


К солнышку листочки

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают


Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.


Ладони развернуть вверх.


Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее