«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Задержка психического развития. Сущность, степень выраженности, особые образовательные потребности.

Выступление психолога на семинаре по организации работы с детьми ОВЗ.

Данный материал может быть использован как школьными психологами, так и педагогами работающими с данной категорией учащихся.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Задержка психического развития.

Сущность, степени выраженности, особые образовательные потребности.

Коротко о сущности задержки психического развития…

Более 40 лет назад обучающиеся с задержкой психического развития были выделены в особую категорию детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, для успешной интеграции их в общество. Сейчас в новых стандартах, выделены их особые потребности и созданы примерные программы.

Итак, психологические проблемы и трудности в обучении у ребенка с ЗПР.

В качестве важнейшей выступает наличие не вполне здоровой, функционально- ослабленной центральной нервной системы. Вместе с тем, качественная своевременная коррекционная помощь и правильное обучение могут скомпенсировать недостатки развития. Поэтому очень важно вовремя обратиться к узким школьным специалистам: логопеду и психологу, для выявления данных обучающихся.

В школе среди обучающихся с ОВЗ, дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу. Проблемы, возникающие в процессе образования школьников с ЗПР, не ограничиваются трудностями обучения. Они проявляются в коммуникации со сверстниками, трудностями в произвольной регуляции деятельности и поведения. У одних детей отставание в развитии сглаживается в период обучения начальной школе, у других оно сохраняется значительно дольше, у третьих остается навсегда.

Задержка психического развития в относительно легких случаях ( принято обозначать вариант 7.1- вероятность корректировки высокая) не выявляет грубых нарушений в познавательной сфере. Однако степень готовности к школьному обучению низка и не позволяет усваивать программу без специальной помощи. Наиболее значимые аспекты: незрелость ребенка проявляется в его несамостоятельности, неумении подчинить свое поведение новым требованиям, работать в классе без дополнительного контроля, наличии множества мелких проблем, дисфункциям. (это речевые недостатки, нарушения звукопроизношения, дефицит внимания, слабые моторные навыки. Отмечается не любовь к интеллектуальным занятиям. Часто в эту группу попадают дети с синдромам гиперактивности.

Детям с более выраженной ЗПР (вариант 7.2-корректировка затруднена) недостаточно помощи во внеурочное время. Они не понимают многих заданий, не могут усваивать учебный материал в общем темпе, нуждаются в уменьшении его объема, восполнении существующих пробелов в знаниях. Часто у них обнаруживается так называемая социокультурная запущенность. Существуют проблемы с недоразвитием мышления и речи: учащиеся не могут сформулировать свою мысль, требуется больше повторений для усвоения деятельности, затрудняются перенести ее в другие условия. Сниженная обучаемость.

Требования к условиям проведения аттестации обучающихся с ЗПР

При проведении текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР необходимо организовать условия с учетом их образовательных особенностей (для 7.1 и 7.2 они разные);

Во-первых, такие учащиеся нуждаются в привычной обстановке в классе. Это присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор (памяток): наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;

Во -вторых, адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР;

В-третьих, упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

А это упрощение многозвеньевой инструкции, то есть деление общего на короткие смысловые единицы, обеспечивающие поэтапность (пошагавость) выполнения задания;

Для многих детей ЗПР сложным является восприятие письменной инструкции к заданию, поэтому наилучшим вариантом может быть прочтение педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

Наиболее комфортным для таких детей будет крупный шрифт,

четкое отделение одного задания от другого;

В связи с повышенной тревожностью и ослабленными функциями нервной системы рекомендуется: стимулирование Это -одобрение, эмоциональная поддержка, привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о самопроверки, повторение и разъяснение инструкции к заданию;

При проведении аттестации данная категория детей имеет право на

  • увеличение времени на выполнение заданий;

  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

  • недопустимость создания ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Важно понимать, что все выше перечисленное приводит к появлению совокупности обязанностей, несение которых возлагается на всю вертикаль системы образования, разнонаправленных специалистов и родителей. Это не только классный руководитель, психолог, логопед, а вообще все, кто, так или иначе, находится в контакте с данной категорией детей. Это и дежурный учитель, и педагоги доп. образования и т.д.

Всем известно, что решающим условием для определения наличия ЗПР и присвоение «статуса ребенок с ОВЗ» является заключение ПМПК. Если у ребенка подтверждается наличие ЗПР, то он не сможет обучаться без дополнительной помощи. Я просто хотела бы напомнить, что родители не обязаны предъявлять заключение в школу. Но без заключения ПМПК ребенку не положено ни бесплатных занятий со специалистами, ни щадящих условий на различных аттестациях.

В случае если ПМПК не подтверждает наличие ЗПР, делая вывод о том, что проблемы обучения ребенка связаны с его неправильным воспитанием или плохо организованным учебным процессом, семья и школа должны решать проблему сообща. Однако участие психолога и логопеда в этом не будет регламентировано.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее