ГОКУ АО «Общеобразовательная школа
при учреждениях исполнения наказания»
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе проведения классных часов и мероприятий (из опыта работы)
Подготовила
Н. В. Руцынская,
классный руководитель
12Б класса
с. Среднебелая, 2022 г.
Организация воспитательного процесса
в классе направлена на развитие всесторонней, гармоничной личности каждого воспитанника, а в целом на создание сплоченного классного коллектива.
Ежегодно в начале учебного года педагог ставит перед собой задачи:
- Каким содержанием наполнить воспитательный процесс, исходя из личного опыта, психолого-возрастных особенностей и заинтересованности обучающихся?
- Как обеспечить систему воспитательных влияний на каждого обучающегося?
- Как реализовать комплексный подход духовно-нравственного воспитания?
В настоящее время воспитательная работа ОУ ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания», в частности каждого класса, ведётся по шести направлениям:
- гражданско-патриотическое;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- учебно-познавательное;
- общекультурное и
- спортивно-оздоровительное.
Каждому из направлений воспитательной работы соответствуют общешкольные мероприятия (КТД) и мероприятия
проводимые в классе, где обучающиеся принимают активное участие.
Широко распространенной формой воспитательной работы в классе является классный час - как одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися.
Классный час - это гибкая форма
фронтальной воспитательной работы.
Проведение классных часов способствует решению следующих педагогических задач:
- Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
- Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе и человеке.
- Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности обучающегося.
- Усвоение обучающимися ЗУН, познавательной и практико-созидательной деятельности.
- Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности обучающихся.
- Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала обучающихся, творческих и других способностей.
Чаще всего в воспитательном процессе использую следующие формы классных часов:
беседа на определенную тему , где обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение;
дискуссия, диспут, дебаты , во время которых класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу, тем самым учатся выслушивать и понимать мнение других и отстаивать свою точку зрения;
конкурсы;
викторины;
час общения , во время которого рассматриваем темы исходящие от обучающихся, решаем проблемы возникающие в классе. Данная форма учит обучающихся быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации в классе;
виртуальные экскурсии , исходя из специфики учреждения - это один из самых эффективных и убедительных способов представления информации, посредством создания полной иллюзии присутствия.
При определении тем классных часов учитываю индивидуальные особенности своих воспитанников, их потребности, интересы и ценностные ориентации.
Для составления плана воспитательной работы на следующий учебный год и определения тем классных часов предварительно (во II полугодии текущего года) провожу анкетирование среди обучающихся, с целью выявления их интереса и предпочтений, а также просматриваю пометки сделанные в течении всего года, указывающие на вопросы и проблемы, на которые следует обратить внимание.
Исходя из определений классного часа, можно выделить его определенные черты как формы:
• это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
• это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Организация сотрудничества классного руководителя с обучающимися при подготовке и проведении классных часов – важный итог воспитания и обучения, это результат выполнения основных обязанностей классного руководителя в работе с обучающимися.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.